Китайский траур: Латвия и Эстония отказывается от сотрудничества с КНР

Латвия и Эстония вслед за Литвой решили выйти из формата экономического сотрудничества с Китаем "17+1".

В Китае траур: приспущены государственные флаги, не работают школы, университеты, промышленность и сельское хозяйства, потому что никто не может найти на карте Латвию и Эстонию, отметил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич, комментируя Baltnews намерения Латвии и Эстонии выйти из формата сотрудничества Центрально-Восточной Европы и Китая "17+1".

"Это если юмор. Но на самом деле это не юмор. На протяжении последних 30 лет руководство Латвии и Эстонии периодически ставило вопрос о том, что с Россией у них как-то исторически не очень, а вот Китай, пусть там и коммунисты вроде бы, но они уже другие коммунисты и опять же не русские, что самое главное, поэтому будем развивать связи с Китаем, китайские грузы, китайские поезда и так далее", – напомнил политолог.

По словам профессора, в 2016 году в Латвию отправился первый в истории контейнерный поезд из Китая, который в Риге встречали с оркестром. Однако он там даже не разгрузился, а поехал обратно в Белоруссию и далее в Германию по железной дороге.

Межевич уточнил, что по большому счету Китаю сотрудничество с Эстонией и Латвией не нужно, так как Китайская Народная Республика в нем не заинтересована. При этом в нем заинтересованы Рига и Таллин, однако они готовы по чьей-то указке или по собственной воле отказаться от него.

"Я хотел бы отметить, что экономика Эстонии и Латвии вместе – это 0,3 от экономики Европейского союза. То есть это все абсолютно несерьезно. Если бы речь шла об отношениях с Германией, тут был бы другой разговор. Германо-китайское сотрудничество, в том числе в машиностроении, очень серьезно. Но здесь ничего не теряет Китай, зато много теряют Эстония и Латвия", – объяснил профессор.

Отвечая на вопрос, политолог подчеркнул, что прибалтийские страны теряют много, отказываясь от этого партнерства, особенно в текущих условиях, когда фактически любой партнер представляется очень важным и нужным ввиду выхода из торгово-экономических связей России и Белоруссии. Он уточнил, что все же, несмотря на ряд исключений, фактически совершен выход.

"Поэтому мы и говорим о том, что для Китая это решение не приводит ни к каким последствиям, а Прибалтика еще один гвоздик в собственный гроб вбивает. Собственно, почему мы должны по этому поводу переживать?" – отметил Межевич.

Президент прибалтийских исследований считает, что Прибалтика критикует форматы сотрудничества с Китаем только потому, что они отражают позицию Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Брюсселя – столицы Европейского союза – как эхо. Профессор напомнил, что собственные экономические интересы республик уже давно отданы в угоду политических целей.

Отметим, что на данный момент официальные причины выхода из сотрудничества Центрально-Восточной Европы и Китая неизвестны. Коммутируя решение своих балтийских соседей, министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что формат Китая "17+1" и так был избыточен и противоречив еще до выхода Литвы, Латвии и Эстонии.

"Китайский формат "17+1" уже был излишним и вызывал разногласия задолго до выхода Литвы. Латвия и Эстония теперь тоже закрывают дверь. "14+1" следует заменить на ЕС "27+1", – написал на своей странице в социальной сети министр.

Напомним, что Литовская Республика стала первой, кто решил выйти из союза.

Сам формат сотрудничества был основан в Будапеште в 2012 году. Его целью было расширение экономического сотрудничества между КНР и странами Центрально-Восточной Европы. После выхода Прибалтики в союзе осталось девять стран ЕС: Болгария, Греция, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Хорватия, а также пять стран, не являющиеся членами ЕС: Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия и Черногория.