Съезд Коммунистической партии Китая – значимое событие не только для Китайской Народной Республики. Впрочем, из-за растущей мощи и влияния КНР, решения съезда могут оказать существенное влияние и на расстановку фигур на мировой шахматной доске.
О том, чего стоит ожидать России и миру от этого съезда, Baltnews разбирался вместе с политологом, доцентом Финансового университета при правительстве РФ Леонидом Крутаковым.
Почему важно следить за съездом КПК и как он определяет судьбу КНР
Наиболее понятная аналогия съезда КПК возникает у людей, имеющих представление о Советском Союзе. Фактически, съезд КПК аналогичен съездам и пятилеткам в СССР. На этой встрече высшие должностные лица Китая вместе с экспертами определяют основные тренды во внешней и внутренней политике КНР, а также ставят конкретные задачи, обозначают сроки выполнения. Как отмечает Леонид Крутаков, такой подход делает цели достижимыми, а результаты более предсказуемыми.
"Если задача не сформулирована, если параметры и сроки не определены, то это не задача, а хотелка. Собственно говоря, мы последние годы живем по хотелкам в надежде на то, что невидимая рука рынка разрешит все, а государство должно лишь осуществлять арбитражные функции между агентами рынка, которые при наличии определенных условий решат все задачи, включая импортозамещение и индустриализацию России", – рассказал собеседник Baltnews.
По словам ученого, Китай подходит к стратегии своего развития ответственно. У Пекина всегда есть конкретные цели, к которым он подходит осознанно и рационализировано. Поэтому съезд КПК в современных военно-политических условиях в мире – это событие, которое обозначит видение Китая своего будущего на ближайшую перспективу. Игнорировать это, конечно же, нельзя.
Долгосрочная стратегия Китая определена уже давно
По мере роста напряженности в мире все больше государств задаются вопросом, изменится ли внешняя политика Пекина кардинальным образом, возможно ли изменение внешнеполитических приоритетов КНР после XX съезда КПК. В частности, ряд политологов предполагают, что Поднебесная может пойти на попятную на пути противостояния американской гегемонии.
Впрочем, как отмечает Крутаков, Китай живет в тысячелетней традиции, видя долгосрочные тренды и осознавая стратегические угрозы. Сама политическая традиция КНР не демонстрирует склонности к резким и одномоментным изменениям своих планов. Что еще более важно, противостояние США – не вопрос исключительно инициативы Пекина. Уже сейчас Вашингтон воплощает в жизнь стратегию сдерживания Поднебесной и стремится ограничить ее доступ к иностранным инвестициям.
"Сейчас в Сенате США опять поднялся вопрос о жестком регулировании инвестиций в Китай. Поставлен вопрос ребром: американские инвестиции работают на военно-политическое усиление Китая и на укрепление его роли ответственного игрока на международной арене. <...> Мы это видим не впервые. Это началось в 2008 году, когда США фактически смели сбережения всего мира, девальвировали их", – подчеркнул эксперт.
В свою очередь, Китай ясно осознает риски, связанные с американской гегемонией, и потому не может себе позволить просто плыть по течению. Осознавая, что Вашингтон использует все доступные ресурсы для сдерживания роста КНР, Пекин стремится накопить резервы, защититься и не вести независимую политику.
Риск повторения негативного опыта СССР
Коммунистическая партия Китая не монолитна. В ней состоят представители различных группировок, ориентированных как на укрепление роли ответственного игрока КНР на международной арене, так и на следование в фарватере политики глобального Запада.
Именно когда КНР развивалась в качестве фабрики товаров для западного мира в стране появился огромный социальный слой миллионеров и миллиардеров. Многие представители этого класса как раз и выступают потенциальной "пятой колонной", способной сбить Китай с верного пути.
Тем не менее, Леонид Крутаков полагает, что Китай вряд ли повторит советский опыт, так как Пекин досконально изучил, как распался СССР, и не повторит соответствующих ошибок.
"В отличие от нас, не рационализировавших опыт распада СССР, его причины, приводные механизмы и внутренние рычаги, Китай создал институт по изучению распада Советского Союза. Там прекрасно все изучили. Поэтому не повторили горбачевского слабоволия. Они понимают все риски, которые возникают при двуединстве различных отношений внутри страны: рыночных и социалистических", – отметил политолог.
Тем не менее, эксперт не исключает, что произойти может все, что угодно. Ведь теоретически переворот может быть устроен в любой стране даже при самом стабильном правительстве, а в такой большой стране, как Китай, имеется достаточно факторов, на которых могут сыграть недоброжелатели Пекина.
В частности, в Китае много социальных проблем, он не однороден. В стране проживает 56 национальностей, отличающихся друг от друга. Например, жители южных провинций КНР просто не понимают северян.
"Там есть и национальные противоречия, которые, как мы видим на примере того же СССР, превращаются в инструмент разделения общего, выгодного всем политического и экономического пространства. Мы это видели на примере Майдана. Поэтому я надеюсь, что Китай не повторит этот путь и не допустит внутреннего раскола, не даст этой циничной тенденции на алчность победить стратегию развития", – заявил Леонид Крутаков.
Ухудшение отношений КНР со странами Балтии – часть плана США
Говоря же о текущей политической обстановке и накале в отношения между Поднебесной и странами Балтии, особенно Литвой, собеседник Baltnews отметил, что конфронтация Прибалтики с Пекином – это часть плана Вашингтона по сдерживанию КНР.
"Скажем прямо, это делается в угоду интересам Соединенных Штатов Америки. Литва, Эстония, Латвия – это не проектные территории. У них нет самостоятельного проекта. Они живут в чужой цивилизационной норме ив чужой экономической модели, которую сформировали США", – заявил политолог.
Кроме того, Крутаков акцентировал внимание на том, что в руководстве Китая нет наивных людей. В Пекине понимают, что сближение Литвы с Тайванем и конфронтация с КНР – не воля "великого литовского народа", а требование определенного регулятора и куратора этих территорий.
Более того, в Китае осознают, что если страны Евросоюза будут оставаться такими же политически несамостоятельными как на данном этапе, то вопрос разрыва экономических и политических контактов между Европой и КНР – лишь вопрос времени. В свою очередь, США кровно заинтересованы в том, чтобы не допустить налаживания сотрудничества между РФ, КНР и передовыми европейским странами. Это просто положит конец американской гегемонии.
"Условный союз Европы, России и Китая, некая ось Берлин-Москва-Пекин, – та самая Большая Евразия, мечта футурологов и геополитиков, – она в последнее время начинала обретать реальность. Для США и англосаксонского мира соединение российских ресурсов и немецких технологий уже было кошмаром, а если еще за спиной российских ресурсов стоят трудовые Китая и его политическая воля, то это уже не просто кошмар, а конец всему", – отметил Леонид Крутаков.
По словам эксперта, если возникнет стабильная евразийская конструкция, соединяющая партнерскими узами Европу, Россию и Китай, США потеряют любые возможности сохранения своей лидирующей роли.
США, не лидирующие в экономике – это "мертвая" страна, потому что их внутренняя экономика не самодостаточна. Она не выживет в режиме национального функционирования. Ей обязательно нужна подведомственная территория.
Время и место определяться. Китаю пора сказать свое слово
Китая больше не сможет долго развиваться в положении страны, которая всех устраивает. Амбиции Вашингтона, Москвы, Пекина и других великих держав уже заявлены и всем понятны.
Маловероятно, что на съезде КПК 16 октября правительство КНР серьезным образом изменит политику страны, считает Леонид Крутаков. Тем не менее, следует ожидать, что Пекин более четко заявит о своих целях и актуализирует задачи.
Отметим, что противостояние Пекина и США продолжает медленно, но верно набирать обороты. Несмотря на то, что за последнее десятилетие в США сменилось уже три президента, риторика в отношении Китая становится все более враждебной. Она проявляется в продолжающихся обвинениях со стороны Штатов и их союзников Китая в "недемократичности, нарушении прав человека и нечестной торговле".
Пока что две великие державы только начинают партию, расставляя фигуры на шахматной доске по основным позициям. Как будет дальше играть Китай, подскажет предстоящий съезд КПК.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.