Выход Эстонии и Латвии из группы восточноевропейских стран, участвующих в китайской инициативе "17+1", прошел почти незамеченным на фоне более шумных внутри- и внешнеполитических событий.
И потому был, вероятно, недостаточно глубоко оценен с точки зрения последствий этого шага, которые могут оказаться намного более серьезными, чем полагают в Таллине и Риге. Прибалтийские республики декларируют готовность к полному и окончательному разрыву с Востоком.
Без особого шума и громких речей Рига и Таллин объявили о прекращении своего участия в запущенной Пекином в 2012 году инициативе "17+1", цель которой состоит в развитии торгово-экономических связей Китая со странами Центральной и Восточной Европы, в расширении возможностей для инвестиций китайских компаний в наиболее привлекательные для них, наиболее перспективные проекты и предприятия.
Да и наращивание торговых оборотов подразумевается в основном в пользу китайских поставщиков, но европейские участники инициативы в целом не были против такого дисбаланса интересов, поскольку нуждались и продолжают нуждаться в крупных инвестициях, которые Евросоюз им обеспечить не может.
Так что участие в инициативе было и остается, помимо возможности заполучить китайские деньги, еще и косвенным инструментом давления на Брюссель. Которому "стягивание" государств "второго эшелона" в группу для продвижения в альянсе интересов Пекина изначально не очень нравилось.
Но Брюссель вряд ли сейчас рад решению Таллина и Риги, последовавших примеру Вильнюса, который покинул китайскую программу в марте прошлого года с куда более громкими речами, антикитайским, явно провокационным информационным сопровождением.
Не самый лучший момент с точки зрения интересов и позиции Евросоюза выбрали прибалтийские республики, чтобы продемонстрировать свою "принципиальность". Западная Европа и, прежде всего, Германия как раз сейчас, когда между Вашингтоном и Пекином назревает опасное противостояние из-за Тайваня, хотели бы избежать дополнительных трений с Китаем.
Демарш Таллина и Риги совпал по времени с провокационными действиями США
В отличие от стран Балтии Западная Европа имеет куда более крепкие и важные для нее экономические и торговые связи с Китаем, которые растут в цене по мере развития кризисной ситуации в экономике альянса. А кроме того, западноевропейские лидеры явно стараются не дать втянуть Евросоюз в назревающей, как считает ряд политических обозревателей, открытый конфликт между Пекином и Вашингтоном, то есть между двумя крупнейшими экономиками мира.
В этой ситуации решение прибалтийских республик, действующих, скорее, в интересах, причем интересах сиюминутных, Соединенных Штатов, чем Евросоюза, смотрится как провокация, как попытка в меру их относительно невеликих сил подтолкнуть весь альянс поучаствовать в назревающем в Азии противостоянии.
Свое решение порвать с китайским проектом "17+1" Таллин сопроводил довольно туманным заверением в стремлении "к конструктивным и прагматичным отношениям с Китаем, в том числе к развитию отношений ЕС с Китаем, исходя из основанного на правилах международного порядка и таких ценностей как права человека".
Что при желании можно понять (а можно и не понять) как обязательство не признавать в том или ином виде независимость Тайваня, то есть не отказываться от общеевропейской политики "Единого Китая", как это ранее попыталась сделать по не до конца понятным причинам Литва.
Но заявления эстонского и латвийского правительств по сути ничего не меняют, поскольку никак не способствуют развитию отношений с Пекином. И все участники этого шоу отлично это понимают. Очевидно, что заявления прибалтийских столиц неслучайно совпали по времени с активизацией и наращиванием уровня визитов американских официальных лиц на Тайвань.
Последовавшее вскоре после визита спикера Конгресса США Нэнси Пелоси посещение Тайбэя делегацией американских конгрессменов под руководством сенатора-демократа Эда Марки, считают эксперты, подтверждает линию США на эскалацию напряженности в отношениях с Китаем.
Вашингтон явно провоцирует Пекин, полагая, очевидно, что пока еще сможет его одолеть. Неудивительно, что проамерикански настроенные страны Балтии по "отмашке" своих друзей подключились к кампании сколачивания антикитайского блока.
Это многие западные обозреватели, не поленившиеся ознакомиться с политическими событиями в странах Балтии, сочли безответственным решением политиков, неспособных в полной мере учитывать все ключевые стратегические обстоятельства сложившейся тревожной ситуации. Тем более, что открытый конфликт сверхдержав для них может обернуться намного более трагическими последствиями, чем для самих сверхдержав.
Пекин способен продемонстрировать странам Балтии, насколько они неправы
Вероятнее всего, демарш Эстонии и Латвии объясняется не только тем, что у власти в этих странах (по недосмотру избирателей) оказались партии и силы, не умеющие оценить долговременные последствия своих действий и делающие ставку лишь на национальную идею и лишь на могущество Вашингтона. Прибалтика демонстрирует, по большому счету, разрыв с "Большим Востоком", который формируют Россия и Китай, а также те государства, что уже проявили намерение поддержать их в противостоянии с "коллективным западом" или готовы проявить готовность это сделать.
С этой точки зрения предпринятое в Эстонии и Латвии демонстративно вызывающее наступление на права и ценности русскоязычных общин, включая снос памятников и угрозы лишать видов на жительство за симпатии к Москве, выглядят не только как попытка ассимилировать местных русских, покончив с их оппозицией, но и как демонстрация решимости бесповоротно и безбоязненно порвать все связи с Россией и со всем Востоком.
Граница между двумя мирами, между "добром" и "злом", как полагают, наверное, в прибалтийских столицах, теперь проходит по их восточным рубежам. Но примитивизация внешнеполитических ориентиров, как известно, до добра не доводит. Даже если не рассматривать крайности.
Военный конфликт с Востоком неизбежно перерастет в столкновение ядерных держав и обернется полным уничтожением стран Балтии, а потому обсуждать будущее прибалтийских государств при таком сценарии совершенно бессмысленно.
Но можно полагать, что отработанные механизмы безопасности и контроля над ядерными арсеналами, ответственное отношение ядерных держав к собственному могуществу и судьбе мира позволит избежать войны. Хотя угроза ее, как в последнее время нередко подчеркивают авторитетные эксперты, еще никогда не была настолько велика из-за непродуманной внешней политики Белого дома.
Впрочем, и без военного столкновения последствия участия стран Балтии в "драке" сверхдержав окажутся, вероятнее всего, крайне болезненными. Подпорченные дипломатические, экономические и торговые отношения не только с подвергнутым санкциям "исчадием зла", как рисуют Россию прибалтийские столицы, но и с Китаем, который, вполне вероятно, как-то отреагирует на прибалтийский демарш, может очень дорого обойтись.
Поддержка союзников по европейскому альянсу, так же, как и в случае с Литвой, будет более политической и моральной, чем практической. Литовские компании практически лишились всяких перспектив работать и получать доходы на китайском рынке, то же самое может случиться и с предприятиями остальных стран Балтии.
Кроме того, Пекин способен дать понять европейским экспортерам, что не приветствует использование в их продукции деталей и сырья, поставленного прибалтийскими производителями. Как китайцы поступили в случае с Литвой. Что немедленно отразится на партнерских отношениях внутри самого Евросоюза и сократит возможности фирм в Эстонии и Латвии.
У Пекина, в отличие от Таллина и Риги, масса возможностей продемонстрировать им, насколько он не согласен с их политикой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.