Польша меж двух огней: лишатся либо АЭС, либо оружия

Американская компания Westinghouse собралась судиться с корейской KHNP, как только стало известно о намерении Варшавы заключить с ней контракт.

Соединенные Штаты вновь демонстрируют полное пренебрежение к законам свободного рынка и пытаются всеми силами спасти свою компанию Westinghouse, пусть для этого и придется навязать невыгодные контракты Польше и даже немного поссориться с Южной Кореей.

Энергетический кризис так или иначе ощущается во всех странах Европы, но есть государства, которым приходится особенно сложно. Помимо Германии, которая практически полностью зависела от поставок российского газа, в тяжелом положении находится Польша, хотя на ее территории есть СПГ-терминалы, а также недавно ввели в эксплуатацию газопровод Baltic Pipe.

Власти Варшавы не теряют надежды построить атомные реакторы, что стало особенно актуально при острой нехватке энергоносителей. Сегодня такой вид генерации пользуется популярностью – даже в Германии передумали выводить АЭС из эксплуатации.

Впрочем, на пути к энергобезопасности Польша столкнулась с серьезным препятствием – США, которые не терпят конкурентов. Вполне вероятно, что Варшаве придется заключать договор на постройку реакторов либо с американской компанией, либо похоронить этот проект.

Конкуренция здорового человека и конкуренция США

В мире не так много компаний, которые способны построить атомные реакторы. Помимо российского "Росатома", есть французский атомный гигант Areva, китайская CNNC, корейская Korea Hydro and Nuclear Power (KHNP), японская JAEA и американская Westinghouse. Причем последняя компания имеет дурную репутацию и печально известную историю. Дело в том, что после вступления в силу моратория на строительство новых АЭС 1979 года в США в течение 20 лет не было построено ни одного реактора.

После его отмены американцы медленно и неуверенно оживляли свои долгострои, но при этом сталкивались с большими трудностями. Несколько раз Westinghouse вообще оказывалась на грани банкротства, но все же находила пути заработка, и стоит признать, не без поддержки правительства США и его политики.

Например, американской компании удалось начать продавать свое топливо на Украине, которая, повинуясь идеологической повестке, отказалась от российских поставок и решила адаптировать продукцию Westinghouse для реакторов ВВЭР-440. Никого не смутило, что только российская компания ТВЭЛ, входящая в "Росатом", производит топливо, которое может работать на повышенной тепловой мощности и в длительных топливных циклах. Продукция, которая не соответствует таким критериям, создает серьезные риски при работе АЭС. Но на это мало кто обратил внимания, как и на сбои украинских реакторов, которые начались после использования топлива Westinghouse. Главное – американская компания смогла заработать!

Для США вытеснить российского конкурента с рынка оказалось важнее безопасности в Восточной Европе. Но поступают так Соединенные Штаты не только с противниками из РФ. После того, как польские власти захотели заключить сделку с корейской компанией Korea Hydro and Nuclear Power, американские методы конкуренции снова проявились во всей красе.

Как сообщает S&P Global, Westinghouse подает в суд на южнокорейского поставщика из-за возможной сделки с Польшей. В судебном заявлении от 21 октября представители американской компании заявили, что проект реактора KHNP включает в себя интеллектуальную собственность, лицензированную Westinghouse.

Польша уже давно изучает предложения Westinghouse, KHNP и французской компании о приобретении своей первой атомной электростанции. Частные компании восточноевропейской страны ведут переговоры с несколькими поставщиками реакторов о дополнительных блоках. Но на прошлой неделе в СМИ появилась информация, что компания PGE ведет переговоры с KHNP о строительстве реактора. 23 октября в министерстве климата Польши заявили, что после встреч с коллегами из США, правительство в ближайшие дни может объявить поставщика первой атомной электростанции.

Все выглядит очень просто, логично и соответствует всем законам свободного рынка. Варшава ищет компанию, которая может выполнить то, что нужно восточноевропейской стране, Варшава ведет со всеми переговоры, выбирает наилучший для себя вариант. Но ситуация, при которой правительство Польши может выбрать KHNP, которая наверняка построит реакторы быстрее и дешевле, не устроила американских "партнеров".

Внезапно в США вспомнили о давнем споре о наличии интеллектуальной собственности Westinghouse в проектах реакторов KHNP, которые были основаны на проекте США. Американская компания настаивает на том, что APR1400 включает в себя технологию реактора System 80, приобретенного в 2000 году.

Теперь даже меморандум, который собирались подписать представители Польши и Южной Кореи, невозможен, пока не завершится суд. А если иск американской компании одобрят, то такое соглашение и вовсе потребует одобрения Министерства энергетики и согласия Westinghouse. При этом американской компании не выгодно отдавать подобные проекты в руки конкурентов, так что, скорее всего, контракт так и не будет заключен и у Польши останется практически только один выход – заключить сделку с Westinghouse.

Польша на распутье

С одной стороны, разбирательства Westinghouse и KHNP вообще не должны заботить польские власти. Главное, чтобы реакторы в конце концов были построены. Но в этом как раз и кроется проблема. Американская компания зарекомендовала себя не лучшим образом, в том числе в недавнем прошлом на Украине.

Напомним, киевские власти неоднократно заверяли, что Westinghouse собирается построить в стране энергоблоки для АЭС. Причем на это были основания в виде подписанного меморандума между американской компанией и украинским "Энергоатомом". Однако уже в 2021 году стало понятно, что американцы ничего строить не собираются и лишь кормят Киев обещаниями.

Для Польши, которая старается преодолеть энергокризис с наименьшими потерями, такой вариант неприемлем. Однако помимо экономических интересов есть еще идеологическая политика, которая в этой стране часто преобладает даже над здравым смыслом. Вполне возможно, что власти Польши согласятся на контракт с Westinghouse, за который наверняка придется переплатить и даже отодвинуть сроки строительства реакторов, лишь бы угодить США.

Впрочем, политолог, эксперт по Польше Станислав Стремидловский считает, что иск, предъявленной американской компанией, могут и не признать состоятельным. Да и от сотрудничества с Сеулом Варшава так просто отказываться не захочет.

"Южная Корея стала важным партнером Польши по части вооружений. Уже был заключен контракт на поставку южнокорейских танков, самолетов, гаубиц общей стоимостью 15 млрд долларов. Сеул выступает для Варшавы не просто рядовым партнером, которым можно пожертвовать ради благосклонности США. Это действительно важный партнер, с которым не стоит портить отношения. Сейчас поставки вооружений ускоренные, но ведь Южная Корея может начать их слегка задерживать, если неправильно вести политику.

Не думаю, что поляки будут вести себя с Кореей как с французской ядерной компанией (Варшава предложила французам заключить контракт на строительство АЭС только в том случае, если Париж поможет разблокировать средства из фонда восстановления европейской экономики после коронавируса)", – напомнил эксперт.

В беседе с Baltnews эксперт по Польше признал, что политика США тоже остается очень весомым фактором. Но есть один нюанс – в ЕС дали понять полякам, что может возникнуть ситуация, когда агрессивное проталкивание Westinghouse не будет одобрено Евросоюзом. Это может создать проблемы уже для Варшавы. В любом случае, многое будет зависеть от того, как пройдут переговоры вице-премьера Яцека Сасина и министра климата Анны Москвы в США с американским министром энергетики.

"Вполне возможно, что Westinghouse поступится некоторыми требованиями. У корейской компании в суде тоже будет достаточно сильная позиция. Тезис американцев о том, что Южная Корея использует технологии США, не соответствует действительности. Корейцы еще в 80-х годах сами разработали свои национальные технологии создания атомных электростанций. Решение поляков, конечно, будет диктоваться политикой, и в значительной степени будет зависеть от того, сможет ли администрация Байдена подставить подножку Южной Корее. Но не стоит забывать, что Сеул – это важный партнер и для Вашингтона, особенно с учетом переноса внимания США в азиатский регион", – заключил Станислав Стремидловский.

Пока неизвестно, кто победит в споре США и Южной Кореей из-за интеллектуальной собственности. Но уже становится очевидно, кто проиграет – Польша. Сейчас эта страна находится на распутье между двумя важными партнерами. Если ей удастся заключить более выгодный контракт с Сеулом, Варшава вызовет недовольство Вашингтона. Если же из-за политики Польша решит отказаться от услуг южнокорейской компании, могут возникнуть сложности с поставками вооружений.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.