Промежуточные выборы в Конгресс, запланированные на 8 ноября, окажут значительное влияние как на внутреннюю политику США, так и на ряд международных кризисов, включая ситуацию вокруг Украины. Полное отсутствие точек соприкосновения у республиканцев и демократов по основным актуальным проблемам стремительно поднимает ставки в предвыборной гонке.
Последние опросы общественного мнения показывают, что американцы все больше недовольны решениями демократов и администрации президента США Джо Байдена. Это касается как социально-экономических проблем, среди которых инфляция, безработица, нелегальная миграция, делегализация абортов, право на владение оружием, так и ряда просчетов в международных делах.
Согласно данным издания The Hill, 58% граждан США выступают против оказания помощи Киеву. При этом лидер республиканцев Кевин Маккарти заявил, что американская поддержка Украины в случае победы его однопартийцев может сократиться, поскольку республиканцы не готовы выделять ее в неограниченных объемах.
О том, какие последствия результаты выборов в Конгресс будут иметь для внешней политики США, особенно в украинском вопросе, в интервью Baltnews рассказал главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор экономических наук Владимир Васильев.
– Как результаты грядущих выборов в США повлияют на внешнюю политику США, в частности, на украинский кризис?
– Внешняя политика, которая осталась от республиканской партии и от республиканской администрации, выглядит довольно просто: будущее принадлежит не глобалистам, а экономическим националистам. И в этом отношении Америка должна покончить с неолиберальной глобализацией. Что касается демократов, они как раз являются сторонниками либеральной глобализации. Это тот же внешнеполитический курс, который они проводили на протяжении 90-х, нулевых и вплоть до прихода [экс-президента США Дональда] Трампа.
Главное, что нас волнует сегодня – это Украина. Республиканцы выступают за то, что основной противник – это Китай. Демократы – за то, что основной противник – Россия. Иногда эти вещи путаются, но есть различия декларативного плана. При Трампе был очень большой упор на Китай. Сейчас есть основания думать, что если республиканцы будут править Америкой, то первым делом будет поставлен вопрос о КНР и в меньшей степени о России.
Демократам удалось создать некий консенсус, что украинский конфликт – это борьба коллективного Запада против России. И здесь Запад не должен допустить стратегического поражения. Часть республиканцев на словах этот курс поддерживает. Однако в последнее время мы видим, что есть попытки пересмотреть ситуацию и сказать, что надо всерьез заниматься проблемой мирного дипломатического урегулирования. Республиканцы понимают, что неконтролируемый исход этой ситуации может привести к мировой войне с применением ядерного оружия или даже к третьей мировой (уже ядерной) войне.
В общем, пока республиканцы занимают в этом плане сдержанную позицию. Но есть слова, а есть дела. Дела состоят в том, что Трамп действительно не развязал ни одной войны. Он балансировал, были военные конфликты, но войны он не начинал. В случае с демократами все наоборот: вместо одной войны быстро началась другая. Это считается стилем демократической администрации. Они очень склонны во многих делах и исторических проявлениях ввергать страну в очередные военные кризисы. Будь то война в Индокитае, будь то война в Корее и в последнее время война в Европе – на Украине.
– Можно ли с уверенностью сказать, что республиканцы в большей степени готовы к мирному урегулированию украинского вопроса?
– Мы можем косвенно говорить о том, что, если демократы потерпят поражение, а республиканцы установят контроль либо над одной, либо над двумя палатами Конгресса, внешнюю политику США ждут корректировки. С моей точки зрения, произойдет значительное смещение акцентов: больший упор будет сделан на дипломатическое урегулирование и на поиски формулы мира.
Еще один важный аспект – экономический. Сегодня уже очевидно, что война на Украине бьет по американской и мировой экономике. И если бы речь шла только о континентальных странах, будь то Германия или Франция, но сюда попал ближайший союзник США – Великобритания.
Это очень важный фактор, потому что республиканцы, которые отражают позиции и интересы крупного бизнеса, считают, что война на Украине еще больше раскачивает ситуацию в мировой экономике, ввергая ее в кризис и в рецессию. Стоя у руля, они будут стремиться избежать продолжительного экономического кризиса, чтобы мировая экономика не влетела в очередной серьезный мировой финансовый кризис.
– В случае победы на выборах, как республиканцы будут влиять на политику США, учитывая, что президентом останется демократ – Джо Байден?
– У республиканцев есть план, о котором они говорят открыто – начать всевозможного рода расследования, объявить импичмент президенту, устроить разгром администрации. Если республиканцы установят контроль над Конгрессом, они не будут стремиться декларативно что-то менять. Они постараются политически, идейно разгромить администрацию Байдена, парализовать деятельность исполнительной ветви власти.
"Паралич" действий администрации означает, что все инициативы, проводимые демократами, будут остановлены сами собой, потому что у них не будет ни рычагов, ни средств. Республиканцы могут просто перекрыть финансовый кислород, создать ситуацию отсутствия финансов для реализации внешнеполитических инициатив.
Именно поэтому сейчас создается очень опасная ситуация. Понимая риски, администрация Байдена балансирует на грани очень серьезных международных провокаций. Они осознают, что проигрыш на выборах однозначно застопорит или даже поставит крест на всей внутриполитической и в некоторой степени внешнеполитической повестке.
Сейчас власти США взяли четкий курс на дальнейшее усиление напряженности в нашем регионе. Вся история с "грязной бомбой" – это, по всей видимости, задумка западных спецслужб, и это то, что администрация Байдена хотела бы устроить к 8 ноября. Цель ядерной эскалации – резко поменять внутриполитическую ситуацию в США. Провокация – это некая козырная карта, чтобы каким-то образом повлиять на исход выборов, предотвратить или как-то помешать полному поражению (демократов – прим. Baltnews).
– Как, по вашему мнению, завершатся выборы? Какой результат наиболее вероятен?
– Если все пойдет так, как есть сейчас, Палата представителей уже потеряна – это совершенно очевидно. По прогнозам, республиканцы получат дополнительных 30 мест, а чтобы установить контроль, им нужно всего-то пять мест или даже меньше. Вопрос встает о том, удастся ли республиканцам отвоевать Сенат. Пока главенствует точка зрения, что они могут взять контроль и над ним. Последние прогнозы выглядят именно таким образом.
В наши дни на Западе доминирующая пресса – очень либеральная. Она подчас преуменьшает истинную систему недовольства нынешней Америкой и демократами. А вот насколько народ недоволен, станет понятно только 8, 9 или 10 ноября. История США уже знает подобные случаи. В особенности после [39-го президента США Джимми] Картера, когда говорили о том, что шансы у партий примерно равные, или же что у [40-го президента США Рональда] Рейгана небольшое преимущество. А когда Америка проснулась в ноябре 1980-го года, выяснилось, что демократов просто смели.
В данном случае ситуация похожа: Америка может проснуться после этих выборов и выяснить, что демократы действительно всех достали и их просто смели. И в последнее время все чаще появляются прогнозы о том, что демократы могут быть полностью повержены. Самое интересное, что и сами демократы начинают осознавать вероятность этого сценария: немалая часть стратегов партии не исключает, что страну ждет так называемая "политическая катастрофа".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.