Эстонии и другим странам Евросоюза, неприязненно относящимся к иммигрантам из третьего мира, предстоит новый раунд борьбы с идеей "солидарности" государств альянса. Которая, как считает Брюссель, должна проявляться в более активной помощи южным союзникам, куда прибывает большинство беженцев из Африки и Азии.
На Европу накатывает новая волна иммигрантов, спасающихся от неурядиц и голода. Обсуждаемый сейчас проект пакта об иммиграционной политике и статусе беженца предположительно предусматривает распределение "гостей" по всем странам Евросоюза. То есть именно то, что категорически не нравится Таллину и ряду других европейских столиц.
Проект этого документа, который вообще-то полагалось бы подготовить нынешнему временному председателю Совета альянса, Чехии (и в Праге даже что-то по этому поводу говорили), уже на руках у правительств и потихоньку обсуждается.
Не первый и, возможно, не последний вариант соглашения, которое не удается заключить уже более пяти лет. Вопрос о том, кто и как должен принимать прибывающих в Европу людей, желающих получить статус беженца и остаться здесь жить и работать, остается одним из самых "чувствительных".
После (и в результате) иммиграционного кризиса 2015 года ряд государств альянса, включая и страны Балтии, до сих пор отказывались от каких-либо вариантов перераспределения прибывающих через Средиземное море незаконных иммигрантов. Италия, Греция, Мальта, на которые приходится основное финансовое и административное бремя приема и обустройства этих людей, настаивают на том, чтобы союзники проявляли солидарность, вывозя к себе хотя бы часть соискателей статуса беженца.
Законы Евросоюза, как известно, не дозволяют насильственного выдворения нелегальных иммигрантов без рассмотрения поданных ими ходатайств об убежище. Союзники в целом солидарность проявить готовы, но некоторые из них считают, что она должна выражаться в умеренной финансовой помощи и в командировках специалистов в случае кризисной ситуации.
Поводом заговорить о проекте нового пакта стала очередная разыгравшаяся у южных берегов Евросоюза драма. Около тысячи спасенных в море с тонущих лоханок иммигрантов, соискателей убежища, прибыли в Италию на четырех судах, арендованных неправительственными правозащитными организациями.
Рим сначала попытался запретить высадку пассажиров на берег, но затем согласился принять тех, кого счел относящимися к "уязвимым случаям", то есть детей, женщин и больных. Остальные объявили голодовку, некоторые прыгали за борт. Возмущение общественности (которая сама в приеме иммигрантов, как правило, не участвует) вынудило итальянское правительство все же разрешить покинуть суда всем пассажирам, много дней обитавшим в тесноте, в антисанитарных условиях и без медицинской помощи. Одновременно Рим попросил союзников забрать себе хотя бы часть этих людей, но практически никто, кроме Парижа, ему не ответил.
Высадились все, кроме пассажиров норвежского судна Ocean Viking. Которое направилось к берегам Франции, заявившей о готовности принять находившихся на борту 234 человека. Но по пути капитан судна взмолился о помощи, попросив разрешения выпустить людей на берег в самом ближайшем порту, так как положение на борту "стало критическим" и возникла угроза "гуманитарной трагедии". Ближайшим берегом была итальянская Сардиния, не желавшая принимать "гостей".
Нежелание Италии принимать измученных иммигрантов предосудительно, конечно, с точки зрения гуманизма, но его можно понять, если вспомнить о том, что союзники по альянсу никогда не торопятся помочь ей, забрав себе хотя бы часть незваных гостей.
Что подразумевается под "сильным механизмом солидарности"
Многодневные мытарства искателей убежища и отказы правительств прибрежных стран их принять вызвали протесты правозащитных организаций и вынудили Брюссель опубликовать заявление с требованием организовать немедленную выгрузку людей в ближайшем порту.
"Юридически обязательное спасение и обеспечение безопасности жизни людей на море ясно и недвусмысленно, независимо от обстоятельств, которые привели людей к бедствию", – говорилось в заявлении. Спорить трудно, поскольку международное право действительно обязывает спасать людей, терпящих бедствие на море. Иное поведение считается преступлением.
О чем приморские страны Евросоюза, конечно, помнят и без подсказок из Брюсселя. Но его демарш прозвучал еще и как призыв к гуманизму по отношению к иммигрантам из Африки, к уважению их жизней и прав, что особенно немаловажно, если учесть, как альянсу необходимо сейчас, на пике трений с развивающимися странами, продемонстрировать этот самое уважение прав их жителей. Гибель хотя бы одного из застрявших на борту людей вызвала бы немедленную и, надо полагать, бурную реакцию третьего мира.
А кроме того, в заявлении Еврокомиссии говорится еще и о том, что союзные страны обязаны оказывать поддержку тем государствам, которые регулярно принимают прибывающих по морю иммигрантов. В соответствии с принятым всеми странами альянса "Механизмом солидарности" необходимо снять с них часть нагрузки за счет переселения людей в другие государства, напоминает Брюссель. Здесь он и делает отсылку к малоизвестному содержанию проекта нового пакта об иммиграционной политике.
"В рамках Нового пакта о миграции и убежище, в дополнение к сильному механизму солидарности, Еврокомиссия наметила путь для общего реагирования на необходимость организации поиска и спасения людей", – говорится в тексте заявления.
Под "сильным механизмом солидарности", предположительно, подразумевается обязательное расселение иммигрантов из лагерей для беженцев в Италии, Греции и на Кипре по всем государствам Евросоюза. А именно это Эстония, другие страны Балтии, а также Польша, Венгрия и ряд других союзных государств делать не хотят.
В настоящее время пакт находится на стадии переговоров, и "механизм солидарности" остается одним из самых спорных вопросов обсуждения. Времени для того, чтобы согласовать понятие "солидарность" или оценить ее в конкретных суммах, еще предостаточно – соглашение должно быть достигнуто до следующих выборов в Евросоюзе весной 2024 года. Сложно сказать, какова на тот момент будет ситуация в Европе с притоком иммигрантов, но сейчас отмечается быстрый, двух- и даже трехкратный на ряде направлений, годовой прирост (не учитывая украинских беженцев) количества желающих переселиться в благополучную Европу.
В октябрьском отчете Брюсселя говорится о почти 120 тысячах человек, добравшихся до Европы на лодках по Средиземному морю за первые восемь месяцев (осенью количество "прибытий" сократится из-за штормов). Годом ранее на этих маршрутах было зарегистрировано около 80 тысяч незаконных иммигрантов. Как считают в ООН, голод, засухи и волнения в Африке неизбежно приведут к нарастанию притока беженцев в Европу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.