Пополнение состава Евросоюза странами Западных Балкан не состоится, если не будет изменена система управления альянсом. Берлин, поддерживаемый западноевропейскими столицами, ясно дал понять, что будет голосовать против расширения до тех пор, пока институты власти в Брюсселе не станут менее громоздкими, а процесс принятия решений – более гибким и оперативным. Блок европейских "тяжеловесов" требует от союзников для начала отказаться от права вето при обсуждении всех вопросов, включая внешнюю политику и налогообложение.
Многие решения в "верхней палате" исполнительной власти, в Совете Евросоюза, и сейчас принимаются не единогласно, а так называемым квалифицированным большинством: "за" должно проголосовать не менее 55% стран, представляющих не менее 65% населения альянса.
Но наиболее чувствительные темы, внешняя политика и налогообложение, то есть именно то, что более всего интересует западноевропейские государства, подразумевают возможность каждой союзной страны воспользоваться своим правом вето.
Не первый год Германия, Франция, Испания и Италия (во всяком случае, до момента недавнего прихода там к власти крайне правых) призывают внести изменения в основополагающие документы альянса, изменив, в частности, правила принятия решений. И тем самым сделать еще один шаг к федерализации Евросоюза, его более глубокой интеграции.
Но государства Северной, Центральной и Восточной Европы, включая все три балтийские республики, последовательно отказываются обсуждать поправки к соглашениям, считая такого рода инициативы "необдуманными и преждевременными попытками начать процесс изменения договора".
Так что базовые соглашения, несмотря на все усилия "федералистов", реформировать не удается. Альтернативным выходом Берлин считает изменение хотя бы правил принятия решений и отказ от права вето, что не требует пересмотра договоров. Утверждается, что именно так можно будет "поставить на место" отдельных оппортунистов, вроде Венгрии и Польши, блокирующих ряд решений по причине разногласий с Брюсселем.
Будапешт и Варшава действительно шантажировали остальной альянс, голосуя против, например, введения общеевропейского налога на корпорации и требуя взамен разморозить предназначенные им средства брюссельских фондов.
Конфликт, так сказать, имеет место, но он носит очевидный разовый характер, никаких перманентных и системных разногласий между странами альянса пока нет. Так что предлагаемые западноевропейцами реформы направлены не против отдельных стран, мешающих принятию "правильных" решений, они призваны в еще большей степени, чем сейчас, централизовать власть и продвинуться по пути к Европейской федерации. Именно такая цель упоминается, кстати, в коалиционном соглашении правящих сейчас в Германии партий.
Очевидно, что присоединение к Евросоюзу еще нескольких стран, на чем более всего настаивают восточноевропейские государства, стремящиеся пополнить свои ряды и укрепить оппозицию западноевропейскому блоку "федералистов", повысит риск блокирования решений в Совете.
Просто потому хотя бы, что с увеличением числа представителей союзных стран в Совете увеличится и количество вариантов ситуаций, при которых кто-нибудь сочтет необходимым наложить на что-нибудь вето. Берлин явно намерен воспользоваться случаем и, тоже применив своеобразный шантаж, вынудить всех союзников согласиться на "квалифицированное большинство" вместо единогласия.
Западная Европа может и подождать с расширением
Потому и прозвучало заявление о том, что Германия согласится на вступление в альянс новых государств только в том случае, если будет осуществлена реформа власти Евросоюза. Об этом говорил в Брюсселе Йорг Кукис, государственный секретарь Федеральной канцелярии и главный советник канцлера Олафа Шольца.
По словам процитированного авторитетным изданием Euractiv Кукиса, обозначившего позицию Берлина, конечно, с ведома канцлера, успех реформы альянса будет зависеть от того, "насколько усердно мы ведем переговоры" и "насколько четко мы сообщаем, что допустим расширение только в том случае, если будут проведены институциональные реформы".
"Как у правительства Германии, у нас очень четкая позиция по этому поводу, и ответ заключается в том, что нам нужна институциональная реформа. По крайней мере, одновременно с расширением", – говорил советник канцлера.
В аналогичном духе ранее высказывались представители Франции, Испании и Италии. Пока неясно, насколько решительно настроены немцы и другие "федералисты", и в самом ли деле они готовы остановить уже заявленное расширение альянса, если их требование не будет выполнено, если противники реформ откажутся поддаться шантажу.
Евросоюз неоднократно заявлял, что долгая пауза в процессе территориального распространения альянса наконец завершается, что Западные Балканы в общем и целом готовы присоединиться к союзным государствам, что это особенно важно еще и потому что необходимо "отсечь" регион от "влияния России".
Кроме того, кандидатам, многие годы исполнявшим многочисленные условия и требования Брюсселя, уже вроде бы обещано скорое успешное завершение тягостного процесса. С другой стороны, ключевая для европейцев присоединяющаяся страна – Сербия – пока упорствует, не желая вводить санкции против России и осуждать ее действия на Украине.
Так что угрозы Берлина, подразумевающие почти неизбежное замедление процедуры расширения, можно расценивать еще и как дополнительный "кнут" для Белграда. По большому счету, западноевропейские государства альянса не так уж и заинтересованы в скором пополнении рядов союзников еще несколькими небогатыми странами, в которые еще придется вложить огромные средства. Что не очень кстати, если учесть сложное экономическое положение Европы.
Позиция многих стран из числа тех, что ранее выступили против каких-либо реформ в институтах власти Брюсселя, меняются. Часть ярых противников колеблется, другие (например, Эстония) уже заявляют о готовности пересмотреть свои взгляды на "квалифицированное большинство". Непоколебимой остается лишь Польша, продолжающая утверждать, что отказ от права вето равнозначен установлению диктатуры сильнейших государств Евросоюза над меньшими странами, лишению их возможности отстаивать свои интересы.
Следовательно, если Западная Европа не позволит альянсу расшириться без реформы системы управления им, а хотя бы часть их союзников выступит против таких реформ, Западным Балканам придется еще подождать с присоединением.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.