Любой военный конфликт – не только смерть и разрушения, но и отличная почва для бизнеса, особенно если он относится к военно-промышленному комплексу (ВПК). Соединенные Штаты заработали миллиарды, поставляя свое оружие в Сирию или Афганистан, а также продавая его союзникам для "защиты" или ведения боевых действий.
Украинский конфликт позволяет заработать не только американскому ВПК, но и другим странам. Как сообщает издание Nya Dagbladet, польский военно-промышленный комплекс переживает невиданный подъем, которого не было со времен Советского Союза.
Регулярные поставки вооружений, за которые Киеву в дальнейшем придется расплачиваться, обеспечивает заказами ВПК множества стран. И пока Украину все больше загоняют в долговую яму, производители оружия переживают "золотой век".
Сиюминутная прибыль
Американский военно-промышленный комплекс начал процветать после начала спецоперации России на Украине. Конечно, США и раньше не могли пожаловаться на отсутствие военных заказов. В период с 2016 по 2020 год на Соединенные Штаты приходилось 40% мирового экспорта вооружений, еще 20% на Россию, 8% на Францию, 9% на Германию и 5% на Китай.
С началом активных боевых действий на Украине американские корпорации открыли для себя "золотую жилу". Например, цена акций Lockheed Martin уже в середине марта взлетела на треть по сравнению с началом 2022 года. Значительный рост показали Northrop Grumann и General Dynamics (+20% каждая), а также военно-промышленный гигант Raytheon (+10%). При этом еще в январе 2022 года индексы роста акций этих компаний колебались около нуля и ниже.
Для американских производителей оружия украинский кризис стал огромным толчком к росту, обеспечив их заказами. Сценарий давно отработан, ведь примерно такая же картина наблюдалась во время конфликта в Сирии или Афганистане. Однако спецоперация на Украине потребовала такого количества оружия, что заработать смогли не только американские оружейники.
Сразу после начала СВО практически все страны Запада начали опустошать свои склады с оружием, отправляя их на Украину. Особенно активно занимались этим в государствах Восточной Европы, избавляясь от старых вооружений, которые остались еще со времен СССР. Нельзя сказать, что это понравилось Киеву, который ждал современного оружия, но у Запада была качественная отговорка – с такой техникой солдаты ВСУ уже знакомы, а значит – она подходит им даже лучше.
Теперь же, когда склады опустели, страны ЕС, в том числе Польша и Чехия, начали отправлять Украине новое оружие, производимое местными ВПК. И стоит признать, для стран Восточной Европы это тоже оказалось "золотой жилой". Как отметил заместитель министра обороны Чехии Томаш Копечный, Украина получила оружия примерно на $2,1 млрд от чешских компаний. Причем 95% из них были оплачены. В отличие от США, которые предоставляют Киеву оружие по ленд-лизу, восточноевропейские страны получают деньги уже сегодня.
Профессор, президент Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич в беседе с Baltnews напомнил, что ВПК Восточной Европы не так прост и не так мал, как принято думать. Когда Германия в 1939 года захватила чешские оружейные заводы, начав перестраивать их под себя, немцы поразились, насколько все было мощно и современно.
Если бы Чехословакия сопротивлялась, Германию ждали бы тяжелые времена. После войны в рамках социалистического разделения труда эти заводы тоже не стояли без дела, работая и поставляя оружие на Ближний Восток и в страны Африки.
"Кризис восточноевропейской оружейной промышленности начался в 1990-х годах. Сейчас же конфликт на Украине создал возможности для того, чтобы восстановить ВПК Польши и Чехии, а также начать активно его продвигать. Конечно, в этих странах производят не самое современное оружие. Зенитно-ракетные комплексы космического базирования они не сделают, а вот автоматы выпускают, причем довольно качественные. При этом рабочая сила дешевая по сравнению с той же Германией. Так что у восточноевропейского ВПК есть будущее", – отметил эксперт.
"Вот только бесплатно ни чехи, ни поляки работать не будут. Если Германия или США будут гарантировать этим странам оплату за поставки оружия, они продолжат работать. Но если подобных гарантий не будет, Польша и Чехия не дадут Украине даже ржавого болта. Конечно, Киеву отдавали старое вооружение и даже советские танки, но там была немного другая ситуация. Эти страны шли навстречу Украине, поскольку хранить подобную технику и оружие тоже дорого, а самим им столь старое вооружение было просто не нужно", – добавил он.
Дальнейшие перспективы
Сегодня ВПК Чехии и Польши неплохо зарабатывают, особенно на фоне последних десятилетий, в течение которых оружейные заводы этих стран находились в упадке.
Как сообщает Reuters, в Восточной Европе производят оружие, гранаты и военное снаряжение в темпах, которых не видели со времен Холодной войны. Среди стран, которые оказывают Украине наибольшую военную поддержку, Польша находится на третьем месте, а Чехия – на девятом. Причем такие поставки не только позволяют сиюминутно заработать, но и дают потенциал для развития ВПК.
"Учитывая реалии продолжающегося конфликта на Украине и видимый настрой многих стран, направленный на увеличение расходов оборонных бюджетов, есть реальный шанс выйти на новые рынки и увеличить экспортную выручку в ближайшие годы", – отметил генеральный директор польской оружейной компании PGZ Себастьян Хвалек.
На данный момент PGZ контролирует более 50 компаний, которые производят оружие и боеприпасы, в том числе бронетранспортеры и беспилотные летательные аппараты. После начала украинского конфликта прибыль значительно выросла и теперь польская компания планирует расширение. Отмечается, что в течение следующих десяти лет $1,8 млрд будет инвестирован в развитие ВПК, в том числе часть денег пойдет на строительство новых оружейных заводов.
Стоит признать, что PGZ действительно обеспечена заказами на ближайшее будущее – в 2023 году польская компания планирует выпустить тысячу переносных зенитно-ракетных комплексов, в то время как в 2021 году было произведено всего 350. Учитывая, что польская копания передает Украине также гранатометы, гаубицы, бронежилеты, стрелковое оружие и боеприпасы, в 2022 году выручка PGZ достигнет $1,5 млрд. Для Чехии текущий год тоже был весьма прибыльным – экспорт оружия оказался самым высоким с 1989 года. Многие компании в этой стране вводят новые мощности и расширяют штат.
Вот только кандидат политических наук, директор Таврического информационно-аналитического центра Александр Бедрицкий считает, что восточноевропейские оружейники вряд ли смогут серьезно продвинуться в масштабном приросте экспорта оружия.
"На черном рынке они развернуться не смогут, поскольку рынок вооружений достаточно зарегулирован. Конкурентоспособность польских и чешских ВПК будет показываться эффективностью их продукции на поле боя. Но в любом случае они смогут занять очень маленькие и нишевые сегменты рынка. Контракт на поставку вооружений, который кажется большим для России или США, для стран Восточной Европы просто нереален", – рассказал Baltnews эксперт.
"И наоборот – те контракты, которые получают чехи и поляки, считая их выгодными, для Москвы и Вашингтона ничтожны. Поставки оружия на Украину из Польши и Чехии – больше политический аспект. О каких-то сверхприбылях для ВПК этих стран говорить не приходится. Но в любом случае, любые поставки оружия, пусть даже старого, затягивают конфликт на Украине и создают проблемы для России. Тем более сегодня, когда с обеих сторон в ход пошли откровенно устаревшие вооружения, иногда даже времен Второй мировой войны", – рассказал эксперт.
Конечно, Польша и Чехия не смогут конкурировать с США, Россией или Китаем на рынке оружия. Однако даже занять отдельные маленькие ниши – уже огромный прогресс для ВПК Восточной Европы. Пока же чешские и польские компании получают прибыли, о которых не мечтали уже несколько десятилетий, а также пытаются расширить производство, выводя его на совершенно другой уровень.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.