"Моя новая старая Родина": возрождение Донбасса глазами фотографа

© фото из личного архива Романа Филиппова

Тема: Восстановление Донбасса

О том, чем живет Донбасс сегодня и как идет восстановление Донецка, корреспонденту Baltnews рассказал известный фотограф и волонтер Роман Филиппов.

Донбасс, пережив годы войны и десятилетия потребительского отношения со стороны украинской власти, наконец восстанавливает свою промышленную, сельскохозяйственную и ресурсную мощь. В реализации крупных долгосрочных проектов задействованы многие регионы России, а также тысячи специалистов и большое количество волонтеров. С одним из них удалось пообщаться корреспонденту Baltnews.

Роман Филиппов – известный фотограф, член Союза русских художников, человек, участвующий в программе по восстановлению региона, очевидец того, как меняется жизнь в Донецке в последнее время. Год назад он отправился волонтером на Донбасс, чтобы рассказывать настоящую историю, снимать и показывать миру картину того, что на самом деле происходит в регионе. Вскоре в Москве состоится выставка фотохудожника "Моя новая старая Родина", посетив которую вы увидите, что Донбасс жив, бьется за людей и свое будущее в составе РФ.

– Роман, вы сейчас работаете в Донецке, но это далеко не первый ваш визит на Донбасс. Расскажите, когда вы первый раз посетили регион и как это было?

– Первый раз на Донбассе я побывал в Мариуполе, я отправился туда в начале мая прошлого года. Вообще я пытался поехать туда как фотограф еще с самого февраля. Когда началась СВО, я понял, что масса людей вообще не понимает, что происходит.

Сперва я пытался информационно в своих соцсетях рассказывать и объяснять людям, почему все так происходит и почему это было неизбежно. Для меня, например, это не было новостью или какой-то неожиданностью. А многие были к новостям не готовы, и я устал всем объяснять. Люди, которые со мной спорили, приводили такой аргумент: "Но ты же там не был! Ты же сам не видел! Ты же не понимаешь, что происходит". И я понял, что надо срочно ехать и от первого лица все рассказывать и показывать.

Но до мая у меня не получалось, потому что вообще никого не пускали. Даже мои знакомые военкоры иногда по две недели сидели на границе и никак не могли получить разрешение. Поэтому первый раз у меня получилось поехать лишь в составе волонтерской роты в Мариуполь. Я ездил именно как волонтер. Мне повезло, что удалось поснимать там. Первую неделю я даже камеру не доставал – только волонтерил. Работы было много. На второй неделе один из руководителей волонтерской роты узнал, что я вообще-то фотограф и у меня с собой камера. Он предложил меня поводить по разным интересным местам, где мне удалось поснимать. Эти фото, в том числе, будут на выставке.

В Донецк я хотел отправиться сразу после волонтерской работы в Мариуполе, но обратно через границу меня уже не пустили по каким-то формальным причинам, якобы из-за ковидных ограничений. В итоге вновь приехать на Донбасс у меня получилось только в начале июля. Поехал с гуманитарным конвоем из Башкирии в ЛНР, провел там некоторое время. Фотографировал гумконвой, город Петровское, где Башкирия восстанавливает школу имени генерала Шаймуратова.

Стоит отметить, что вообще Башкирия там многое строит. Оттуда в середине августа я уже поехал в Донецк и начал снимать и сам город, и людей, с которыми мне удалось познакомиться. Так получилось, что я устроился на работу в центр восстановления Донецка.

До сих пор работаю в структуре "МосжилНИИпроект". Их, наверное, можно назвать ремонтниками правительства Москвы. Они сейчас занимаются восстановлением Донецка. Теперь в городе я в среднем 20 дней в месяц провожу, иногда больше.

– Вы очевидец того, что сейчас происходит в Донецке. Как часто происходят обстрелы? Стало ли безопаснее в городе за последние месяцы?

– Я бы не сказал, что стало безопаснее. Обстрелы происходят каждый день. Просто фронт проходит по окраине Донецка. Там идут бои на кольцевой дороге. Я живу и работаю в районе центра, и сам центр обстреливают – хоть и не каждый день, но регулярно. У меня коллеги недавно попадали под обстрел.

Мне повезло, но непосредственно в тех местах, где я хожу, а я хожу на работу пешком, вот прямо в тех местах, где я ногами прохожу, уже было пять прилетов. Это только непосредственно по тем тропинкам, где я хожу. А если брать большую площадь, то там еще больше разрушений. Но мне каждый раз везло, что я в это время где-то в другом месте находился.

– Было ли вам страшно за себя или за других во время обстрелов? Можно ли к этому со временем привыкнуть?

– Во-первых, привыкаешь. Все привыкают. Лично я обстрел видел своими глазами ну максимум с расстояния в километр, прямо по мне ракеты не прилетали. Был еще случай, когда я находился в здании, а прилетело рядом, но я находился за несколькими стенами и почувствовал лишь вибрации. Поэтому сильно страшно особо не было.

Но мои коллеги не так давно попали под сильный обстрел: ракета попала в угол дома, около которого они стояли, их засыпало кирпичами и штукатуркой, но осколки, слава Богу, не прилетели. Они вернулись все мокрые и в грязи, потому что в канаве отлеживались. При этом все они продолжают работу! Им было страшно, но это их не останавливает. Так же работают дальше.

– Как продвигается восстановление региона? Каких больших изменений удалось достичь руководству за то время, что вы там?

– Большие стройки идут в Мариуполе, а вот конкретно в Донецке не так быстро все идет, потому что ВСУ продолжают обстреливать каждый день. Там есть стройки, но сейчас акцент больше на восстановлении разных государственных объектов: школ, детских садов, теплосети меняют полностью.

Как я понял, как мои коллеги говорят, в регионе не то, что восемь-девять лет ничего не происходило – ощущение, что 30 лет ничего не меняли. С 1991-го года теплосети какие были, такие и остались. Поэтому сейчас полностью идет замена теплосетей, водопроводов, разные другие коммунальные дела решаются. Если говорить про стройки, то они полным ходом идут в Мариуполе. Строят там ударными темпами. Но я там не так часто бываю, но планирую съездить в ближайшем будущем.  

– На вашей странице в соцсети я видела, как вы рассказываете про проблемы с водоснабжением в Донецке. Как давно эта проблема существует? И удается ли ее решать?

– Да, такая проблема есть. Когда я приехал летом, воды, можно сказать, не было вообще. Централизованной подачи не было. Я ходил в соседний двор, где разливали техническую воду с 5 утра и до 10 вечера. Только там можно было набрать техническую воду. Питьевую я покупал в магазине в бутылках. Сейчас более-менее стабильно вода подается раз в три дня с 7 вечера до 9 вечера. Жить можно, хоть и непросто это. Но проблему решают.

Сейчас протянули с Дона водоканал, вроде как его уже докапали, и в ближайшее время должны запустить. Я живу недалеко от улицы Проспект Мира, и своими глазами вижу, как там прокладывают магистральный трубопровод. Я каждый день хожу и жду, когда его уже докапают, и будет вода каждый день, причем теплая. Надеюсь, хотя бы к лету это дело завершат.

– Часто ли вы общаетесь с местными людьми? Какие сейчас настроения в обществе?

– С одной стороны, все конечно же радовались, когда наконец-то Россия за них вступилась, что наконец-то они почувствовали себя частью большой страны, что они не сами за себя воюют, а уже за ними стоит большая сила. А с другой, люди тоже устали столько лет под обстрелами и в ужасных условиях жить.

Чувствуется усталость и всем хочется, чтобы поскорее все закончилось, чтобы все зажили нормально. Столько лет это выносить – тяжело. Но несмотря на постоянные обстрелы, город живет! Несмотря на отсутствие многих благ цивилизации, к которым мы привыкли в Москве, не смотря на все это, город живет и даже развивается.   

– Связаны ли ваши планы на будущее Донецком?

– В ближайшее время, да. Почему я остался в Донецке, почему сейчас работаю в центре восстановления Донецка? Я решил часть своей жизни посвятить восстановлению этого города. Сколько это продлится и когда мы там закончим, я пока не знаю. Так далеко я планы не строю. Но пока буду таким образом принимать участие.

– В Москве вскоре начнется выставка ваших фото из Донбасса, расскажите про нее подробнее.

– Да, вскоре в Москве состоится выставка тех фото, что мне удалось сделать во время своих поездок и работы здесь в регионе. В нее войдут мои репортажные съемки. Все они полны жизни, в которой есть и грустные, и светлые моменты, но главное – они честные, реалистичные и мотивирующие. Наша выставка – это лишь вершина айсберга, в каком-то смысле квинтэссенция долгой работы, там за каждым кадром стоит своя уникальная история.

© фото из личного архива Романа Филиппова
© фото из личного архива Романа Филиппова
© фото из личного архива Романа Филиппова
© фото из личного архива Романа Филиппова
© фото из личного архива Романа Филиппова
© фото из личного архива Романа Филиппова
© фото из личного архива Романа Филиппова
Персональная выставка фотографа Романа Филиппова "Моя новая старая Родина"

Старт выставки "Моя новая старая Родина" будет дан в столице в преддверии Дня Победы, она пройдет с 28 апреля по 5 мая в галерее ЛИН по адресу: 1-й Голутвинский переулок 6. Это небольшая площадка в 100 квадратных метров и там будут представлены фотографии только из Донецка. Больше просто не поместилось. Но после 5 мая и до 11 мая в соседней галерее на Якиманской набережной 2, которая уже побольше, будет работать та же экспозиция, но к ней добавятся фотографии из Мариуполя, которые я снимал в мае прошлого года.

Также уже есть предварительные договоренности о том, что выставка поедет по городам России, но об этом пока ничего конкретного сказать не могу. Надеюсь, все получится и жители Калуги, Уфы, Санкт-Петербурга также смогут ее увидеть. А пока всех приглашаю посетить на майских праздниках выставку в Москве.