После восьми лет войны и экономической блокады Донбасс получил возможность развиваться, когда регионы вошли в состав России в результате референдума в сентябре 2022 года.
Конечно, военные действия продолжаются, и даже Луганск, который является одним из самых спокойных и безопасных городов Донбасса, остается прифронтовой зоной. На улицах по-прежнему много военных, а вместе с легковыми машинами по дороге постоянно ездят колоны бронетехники.
Но все же отличия Луганска нынешнего и того, который был год назад, есть и очень важные. Город, как и весь регион, получил толчок и возможность к развитию. Причем не только своими силами, но и с помощью России.
Больше не "резервация"!
В 2014 году Луганск подвергся тяжелому испытанию. На территории города велись ожесточенные бои, а украинская сторона почти ежедневно обстреливала город, в том числе из Реактивной системы залпового огня (РСЗО). Осенью того года казалось, что в Луганске не осталось ни одного целого здания – те дома, которые избежали прямого попадания снарядов, посекло осколками.
Начиная с 2015 года интенсивность обстрелов значительно снизилась. Местные жители слышали только отголоски взрывов, которые происходили на линии фронта. Город вроде бы зажил спокойной жизнью, насколько это возможно. Если бы не одно "но" – экономическая блокада.
Контрольно-пропускные пункты на линии фронта появились еще в 2015 году, и жители Донецка и Луганска не могли просто так попасть "на другую сторону". Но самое интересное началось в 2017 году, когда Киев официально объявил экономическую блокаду неподконтрольных ему территорий. Регионы, которые итак сильно пострадали от постоянных военных действий, оказались в полной изоляции и без возможности хоть какого-либо развития. Даже те товары, которые можно было ввозить из России, шли долго, требовали таможенного оформления и в итоге стоили намного дороже, да еще и были в дефиците.
Сегодня на въезде в новые регионы России еще остались КПП, но действуют они уже по совсем другой схеме. Да, продолжается паспортный контроль, а также осмотр вещей, которые провозит гражданин. Но при этом таможенное оформление товаров уже не нужно. На полках магазинов появляется все больше российских продуктов, начинают работу различные государственные учреждения РФ. Впрочем, до совершенства еще далеко.
"Постепенно в городе начинают работать все больше российских служб. Уже есть российские банки, правда, пока только СПБ. Расплатиться в магазинах можно картой любого российского банка, а вот оформить дебетовую карту или снять наличные только через СПБ. Еще летом начался масштабный ремонт всего города. Переделывают крыши домов, укладывают дороги, меняют водопроводы, ливневые канализации, чистят их, даже подземный переход в моем районе, который десятилетиями находился в заброшенном аварийном состоянии, сейчас отстраивают заново. Заработала Почта России, и теперь не берут деньги за вручение посылок, как это было с почтой ЛНР – отправитель платил за пересылку, но наша почта тоже требовала плату уже за то, чтобы посылку отдали. Впрочем, пока ни один интернет-магазин не отправляет товары в Луганск. Надеюсь, в будущем это исправят, и мы перестанем быть неким подобием закрытой резервации", – рассказала жительница Луганска Анна в беседе с Baltnews.
Конечно, большинство компаний еще опасаются начинать работу в новых регионах. Так же было и после того, как в состав РФ вошел Крым. Более того, некоторые услуги, которыми пользуются жители РФ, до сих пор недоступны на полуострове (например, оформление сим-карт российских операторов или международные перелеты). Но при этом в Крыму работают все государственные службы России, есть налаженная цепочка поставок и пункты выдачи таких маркетплейсов, как Wildberries и Озон. Жители Луганска тоже надеются, что вскоре они перестанут быть отрезанными от мира.
Тяжелый переходный период
Стоит признать, что восстанавливать Луганск начали еще весной 2022 года. В отличие от Мариуполя, Донецка и большинства других населенных пунктов Донбасса, здесь строительные работы можно проводить относительно свободно, так как нет угрозы постоянных обстрелов.
Еще 20 мая сообщалось, что началось масштабное восстановление, помощь в котором Луганску оказывали российские регионы. В первую очередь речь шла о строительстве дорог. Как заявил в июне заместитель председателя Народного совета тогда еще ЛНР, а также директор компании "Луганский автодор" Олег Коваль, в городе планировался ремонт около 20% дорог. До ноября-декабря должны были отремонтировать около 200 км дорожного полотна. И этот план выполнили с лихвой. Более того, уже после того, как Луганск вошел в состав России, работы продолжились с удвоенной силой.
В конце февраля сообщалось, что специалисты из Ленинградской области проводят ремонт дороги "Красная Таловка – Луганск", которая имеет огромное стратегическое значение. Капитальный ремонт включает полную замену дорожного покрытия, несущих сооружений, то есть опор, подготовку почвы и ландшафта и непосредственно укладку асфальтобетонного покрытия.
Конечно, ремонтируют не только дороги. Меняют коммуникации, восстанавливают жилой фонд. Но именно дорожное покрытие имеет особое значение, поскольку позволяет улучшить логистику, сильно пострадавшую за почти девять лет войны и экономической блокады. Если к хорошим дорогам прибавить отсутствие таможенного оформления, то получится отличный толчок для развития малого и среднего бизнеса. Впрочем, стоит признать, что на данный момент предприниматели в Луганске все еще ждут перемен к лучшему.
"На данный момент единственный позитивный момент, который я вижу – некоторые поставщики снизили цены. Но это, скорее, исключение, чем правило. Пока что подключение к налоговой системе России вызывает очень много проблем. Всех заставили зарегистрироваться в ФНС, и естественно, были огромные очереди. Налоги выросли почти в два раза. Если раньше за патент нужно было платить около 500 руб. в месяц, то теперь в год нужно отдавать порядка 25 тысяч. Раньше я без проблем сдавала всю отчетность дистанционно с помощью электронной подписи, которую можно было сделать бесплатно. Теперь она стоит 2 тыс. рублей, а установка плагина, чтобы электронная подпись работала – еще 3 тыс. рублей в год для ИП.
Но самое главное – ужасная неразбериха. Работники Налоговой, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования сами ничего не знают и не могут разобраться в новых правилах, которые постоянно меняются. Всех отправляют узнавать информацию на сайт, где написано одно, а на деле выходит совсем по-другому. В Луганске открылся МФЦ, но чтобы туда войти и взять номерок, люди занимают очереди с 4 часов утра. Думаю, бюрократию еще долго будут приводить в порядок, и интегрировать в российскую систему", – рассказала беседе с Baltnews владелица малого бизнеса Юлия.
"Второе дыхание" для медицины
Кроме дорог и коммуникаций, большое внимание уделяется социальной сфере Луганска. В частности – здравоохранению. Специалисты Военно-строительной компании (Военстрой) Минобороны РФ за 101 день построили в Луганске многофункциональный медицинский центр. Работы начались в мае, а завершить строительство и ввести медцентр в эксплуатацию планировалось в ноябре 2022 года, но рабочие справились даже раньше. Новый медицинский центр площадью 11 тыс. м² рассчитан на 200 мест.
Учитывая сроки строительства можно было подумать, что речь о временном госпитале, но это капитальное одноэтажное здание с двумя операционными боксами, реанимационным отделением, палатами, кабинетами врачей и полным комплектом оборудования. В новом медицинском центре установлены компьютерные томографы, аппараты для рентгена, УЗИ, все для колоноскопии и эндоскопии, портативные аппараты ИВЛ, ПЦР-лаборатория.
Впрочем, как рассказала медицинский работник, живущая в Луганске, медицинский центр уже функционирует, но используется не так, как было задумано изначально. Он должен был стать инфекционной больницей, но сейчас там лежат раненые. С фронта привозят очень много пострадавших, их размещают везде, где могут.
"После того, как Луганск вошел в состав России, в больницы города начали завозить оборудование и медикаменты. Даже удивительно! Мы раньше постоянно просили, но никогда не хватало бюджета. С января этого года начали привозить операционные столы, кушетки, обычную мебель. Медикаменты тоже стали поступать в гораздо большем объеме. Причем эти поступления обеспечиваются как бюджетом, так и гуманитарной помощью. ЧВК отправляют в луганские больницы перчатки, антисептики, медикаменты", – отметила медработник в беседе с Baltnews.
Топливный рынок чувствует себя хорошо
Луганская область – это довольно большой и вполне адекватный, по меркам российских областей, рынок топлива, где спрос демонстрирует устойчивый рост. Моторное топливо даже до начала СВО и активных боевых действий в регионе становилось все более желанным продуктом в этой части Донбасса.
В беседе с Baltnews сотрудник, работающий в отрасли поставок и продаж нефтепродуктов на территории ЛНР, рассказал, что спрос на бензин и дизель в регионе крайне устойчивый. Их покупают все больше, даже несмотря на диверсии и бомбежки со стороны украинских военных.
"Когда весной 2022-го ВСУ нанесли удар ракетой "Точка-У", попав в нефтебазу, находящуюся в черте города, дефицита моторного топлива все равно не наблюдалось. Когда ВСУ нанесли удар по нефтехранилищам в Луганской области, возникли некоторые трудности со снабжением АЗС, но лишь на протяжении одного или двух дней. Уже на третий день желающий в области или в самом Луганске мог безо всяких проблем заправиться на автозаправке, причем это касалось как легкового транспорта, так и грузового. Что крайне важно, не было никаких скачков цен, причем этого нет и в этом году", – рассказал сотрудник из отрасли снабжения.
"В январе 2023-го были определенные сложности с поставками именно в область АИ-95, но я бы назвал их ситуативными. На примере простого потребителя это выглядело примерно следующим образом: автовладелец приезжал на АЗС, на заправке мог не оказаться АИ-95, владелец машины ехал на любую другую АЗС и там уже точно его покупал. Говоря проще, купить нужный бензин можно было, максимум проблем –проехаться до хотя бы еще одной заправки, т.е. о дефиците речь не шла", – добавил он.
Логистика по доставке топлива в Донбасс налажена очень хорошо, она работает, даже когда идет война. Исходя из этого можно смело предположить, что после СВО вся Луганская область будет получать топливо в нужном количестве и дальше, причем "запас мощности" в логистике есть, как и с хранилищами для расширения. А увеличение спроса, особенно когда начнут более активно восстанавливать предприятия по всей ЛНР (что уже происходит), точно будет.
Собеседник Baltnews также подчеркнул, что населения в Луганске и области становится больше. До войны в Донбассе проживало, по разным оценкам, примерно 8 млн человек. Сейчас около 4 млн. В ЛНР прибывает все больше людей из освобожденных территорий, не исключено, что многие будут возвращаться и из российских регионов. Это создает предпосылки для увеличения автопарка, следовательно, потребления топлива.
"С 2014 по 2022 гг. на дорогах Луганска было намного меньше автомобилей, если вы сравните этот объем с довоенными годами. Сегодня в городе даже иногда образуются небольшие пробки. За последние 9 месяцев появилась новая тенденция. В городе и области появляется все больше машин с украинскими номерами. Довольно часто это люди, которые вернулись с украинских территорий, куда они уехали в 2014-м. Я бы сказал, что с осени 2022 года в Луганске стало на 30% больше транспорта, чем до начала СВО", – отметил сотрудник отрасли снабжения нефтепродуктами.
"Сейчас их еще больше, но в процентном соотношении точно сказать уже трудно. Их становится больше с каждым месяцем. В ЛНР работает примерно 80% от всех АЗС, что функционировали до 2014 года. Владельцев автозаправок много. Более того, есть серьезные предпосылки, что их станет еще больше. С окончанием конфликта на Донбассе рост потребления топлива будет еще более мощным, чем в последние полгода", – заключил он.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.