Военные действия на Украине усугубили процесс пересмотра отношений Китая со странами Европейского союза и США. Президент Литвы Гитанас Науседа в интервью местным СМИ заявил, что Пекин уже нельзя рассматривать только как делового партнера. Он убежден, что сейчас происходит переоценка ценностей.
"Коллеги, которые раньше делали упор на так называемую модель партнерства или сотрудничества с Китаем, сейчас понимают, что далеко не все зависит от наших добрых намерений, так как у Китая есть свои интересы, причем интересы очень экспансионистские и очень амбициозные", – заявил Науседа.
Используя термин "мы", то есть коллективный Запад, он отметил, что и пандемия научила рассматривать КНР как потенциальный источник риска. Особенно когда речь идет о цепочках поставок и производства: "Китай может ослабить нас, если мы сами не позаботимся о безопасности этих цепочек".
Науседа также подчеркнул, что Пекин – это стратегический соперник для Европы, который может навязать свои правила. Они же отличаются от верховенства закона и демократических принципов, по которым другие страны привыкли жить.
Напомним, на саммите НАТО в Вильнюсе страны-члены приняли итоговую декларацию. В нем констатируется, что декларируемые Китаем амбиции и политика принуждения угрожают интересам, безопасности и ценностям Североатлантического союза. Пекин якобы использует различные политические, экономические и военные средства для усиления своего влияния и мощи в мире, но при этом не проявляет прозрачности в отношении своей стратегии, намерений и наращивания военной мощи.
Науседа, рассуждая о трансформации отношений США и ЕС с Китаем, не упомянул, что Литва сама проложила тропинку к разрушению отношений с этим государством. В частности, Вильнюс установил дипломатические отношения с Тайванем, который Пекин считает своей территорией. А осенью 2021 года в Литве открыли представительно острова. На что сразу отреагировал Китай, снизив уровень дипломатических отношений, а также заблокировал экспорт и импорт из Литвы.
Кроме того, обвиняя Китай в так называемом навязывании правил миру, президент Литвы не сообщил, что республика сама находится в подчинении США.
"Прибалтика сделала ставку на более тесное сотрудничество с США. Сегодня мы наблюдаем непростой период в китайско-американских отношениях, когда Вашингтон по своим соображениям стратегического соперничества блокирует многие виды контактов. Он старается сдержать развитие Китая. Страны Балтии в этом смысле пока за деревьями леса не видят. Конечно, это их дело. Мы не вправе им указывать. Односторонняя политика Прибалтики – фактически выполнять все, что говорит старший брат, – обуславливает ее позицию", – отмечал в беседе с Baltnews руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ, эксперт по Китаю Андрей Карнеев.