Принципиально разные подходы. Как Россия и Прибалтика взаимодействуют с КНР

Завод в Пекине, Китай
© AP Photo / Andy Wong

Пекин готов дать миру новые возможности на основе достижений в своей модернизации, говорится в обращении председателя КНР. Что это значит для России и Прибалтики?

Сегодня, 21 апреля, глава МИД КНР Цинь Ган на открытии форума "Ланьтин" в Шанхае зачитал обращение главы Китая Си Цзиньпина. В нем указано, что Пекин готов совместно с другими странами работать над предоставлением миру новых возможностей на основе достижений в китайской модели модернизации.

Руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ, эксперт по Китаю Андрей Карнеев объяснил Baltnews, чем отличаются подходы России и стран Балтии к возможности прибегнуть к помощи Китая.

"Для России опыт Китая очень актуален. Наши страны в прошлом относились к социалистическим, реализовывали плановую экономику. И в СССР, и в КНР начались реформы. В чем-то Пекин их реализовал более успешно. От положения достаточно отсталой страны совершен скачок к нынешнему положению второй экономики мира и лидера по целому ряду направлений научно-технического прогресса. Многие сферы высоких технологий в Китае развиты не хуже, чем во многих странах Запада", – отметил он.  

Этот опыт модернизации для широкого круга стран актуален, в том числе для России, которая тоже ищет соответствующие инструменты. Опыт Китая важен, что он не опирался исключительно на поддержку МВФ или Всемирного банка. Сам искал наиболее подходящие к китайским условиям пути, варианты, средства модернизации. Это опыт самостоятельного развития, в отличие от некоторых стран Восточной Европы, которые фактически являются марионетками некоторых западных советников, продолжил Карнеев.

Китай сам находится в поиске, иногда в трудном. Практика продемонстрировала, что он оказался успешным. Для России это заслуживает внимательного отношения и изучения, заметил собеседник Baltnews.

Стоит отметить, что не все страны готовы прислушиваться и брать на заметку те схемы, которые использовал Китай. В частности, недавно в Литве заявили, что Европа оказалась в слишком большой экономической зависимости от Пекина, поэтому производство оттуда нужно переносить в ЕС.

Кроме того, Вильнюс установил дипломатические отношения с Тайванем, который Пекин считает своей территорией. А осенью 2021 года в Литве открыли представительно острова. На что сразу отреагировал Китай, снизив уровень дипломатических отношений, а также заблокировал экспорт и импорт из Литвы.

"Прибалтика сделала ставку на более тесное сотрудничество с США. Сегодня мы наблюдаем непростой период в китайско-американских отношениях, когда Вашингтон по своим соображениям стратегического соперничества блокирует многие виды контактов. Он старается сдержать развитие Китая. Страны Балтии в этом смысле пока за деревьями леса не видят. Конечно, это их дело. Мы не вправе им указывать. Односторонняя политика Прибалтики – фактически выполнять все, что говорит старший брат, – обуславливает ее позицию", – констатировал руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ.

Такой курс не очень полезен для самих стран Балтии. Но, возможно, полезен для карьеры тех или иных политиков, которые ее проводят, резюмировал Андрей Карнеев.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме