Пообещали – выполнить не могут: европейский альянс не прирастет новыми членами в 2030 году

© Sputnik / Алексей Витвицкий

Тема: Мир после СВО

Главы Европейского Совета и Еврокомиссии вновь повздорили, но на этот раз их разногласия вряд ли повеселили столицы стран, желающих присоединиться к Евросоюзу.

Новое столкновение двух ветвей исполнительной власти Евросоюза – Европейского Совета и Еврокомиссии – продемонстрировало неспособность их лидеров преодолеть личную неприязнь друг к другу и, как следствие, – уязвимость системы управления альянсом. Подчиненные президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен опровергли недавнее заявление главы Совета Шарля Мишеля о готовности Евросоюза принять в свой состав новые страны в 2030 году.

Вопреки сделанному Шарлем Мишелем на Стратегическом форуме в словенском Бледе заявлению, Брюссель не намерен называть конкретные даты вступления в альянс Балканских государств и, тем более, Украины и Молдовы.

"Расширение (Евросоюза) больше не является мечтой", – говорил глава Совета лидерам Западных Балкан. "Пришло время двигаться вперед", – добавил он и, как выясняется, ввел слушателей в заблуждение. Еврокомиссия поспешила опровергнуть слова Мишеля.

"Мы не сосредоточены на конкретной дате, а сосредоточены на очень тесном сотрудничестве со странами-кандидатами, чтобы подготовиться к вступлению в Европейский Союз", – заявила заместитель пресс-секретаря Еврокомиссии Дана Спинант, сделав это, несомненно, с одобрения президента фон дер Ляйен. Мишель, как отметили в Брюсселе, с ней не консультировался по поводу содержания своей речи о расширении.

Насколько можно понять подоплеку очередного конфликта недружественных друг к другу лидеров альянса, глава Совета вроде бы и не обязан был утверждать у главы Еврокомиссии содержание своих речей, но брюссельские источники напоминают о плохих отношениях между ними, начавшихся с громкого "дивангейта" в Турции. Периодически становящиеся известными широкой публике новые истории их вражды порой могут вызывать смех, но, пожалуй, не на этот раз.

Тема расширения Евросоюза, о которой лидерам альянса и европейским столицам предстоит говорить на октябрьском саммите, считается одной из самых чувствительных и опасных. Многие европейцы полагают, что от увеличения количества состоящих в союзе стран следует пока воздержаться и для начала разобраться с уже имеющимися у него многочисленными проблемами.

Достаточно вспомнить о перманентном конфликте Брюсселя с националистически настроенными властями Польши и представить себе, как отряд сторонников Варшавы пополняется за счет некоторых вновь принятых балканских столиц, где националисты традиционно сильны, чтобы понять сомнения брюссельских властей в своевременности расширения альянса.

Кроме того, опытные управленцы отмечают неготовность всех ветвей власти ЕС к наращиванию числа состоящих в нем государств. Чтобы присоединить и "переварить" новых членов, альянсу придется перестроить действующую систему принятия решений, в противном случае она станет еще более дорогостоящей, громоздкой, медлительной и неэффективной. Увеличение количества евродепутатов, комиссаров, иного рода обязательных в соответствии с действующими правилами представителей новых членов альянса может и вовсе парализовать на время работу Брюсселя.

Евросоюз не может и не хочет сейчас говорить о присоединении новых стран

Так что вполне можно понять вновь прозвучавшее недавно предложение президента Франции Эммануэля Макрона рассмотреть вопрос о "многоскоростной Европе", то есть о разделении альянса на группы по уровню развития и "интегрированности".

Присоединение к Евросоюзу сразу нескольких недостаточно развитых в сравнении с западноевропейскими странами и менее готовых поступиться суверенитетом ради централизации власти государств надолго затормозит движение альянса к созданию подобия сверхгосударства, Европейской федерации.

"Риск состоит в том, чтобы думать, что мы можем расшириться без реформ. Я могу засвидетельствовать, что Европе достаточно сложно продвигаться по деликатным темам, имея 27 членов. С 32 или 35 членами это будет не легче", – процитировали европейские издания выступление Макрона на ежегодном собрании французских послов в Париже.

В очереди на присоединение много лет стоят шесть государств-кандидатов: балканские страны и Турция (которой все тот же Мишель вроде бы обещал ускорить процесс в обмен на согласие Анкары смириться с вступлением в НАТО Швеции). Процесс фактически застопорился, а в Сербии, подавшей заявку еще в 2009 году, стали поговаривать о невозможности выполнить все условия Брюсселя.

"Первая причина (длительности процедуры) в том, что процесс занимает так много времени, и конца ему не видно. Во-вторых, критерии или то, что вам нужно делать для прогресса, постоянно меняются", – недавно заявила по поводу перспектив членства своей страны в Евросоюзе премьер Сербии Ана Брнабич.

Похоже, причиной "заморозки" процесса расширения альянса можно считать не только проблемы Балкан, но и целенаправленную скрытую политику "притормаживания" переговоров в Брюсселе. Ситуация еще более осложнилась в результате того, что Евросоюз по "геополитическим соображениям" предоставил статус кандидатов Украине и Молдове, исходя из задачи противодействия России.

Ни та, ни другая страна, естественно, не готовы и еще долго не будут готовы соответствовать всем высоким критериям и условиям Брюсселя, что в неофициальной столице альянса отлично понимают. И к объявленному Шарлем Мишелем сроку, то есть к 2030 году они готовы никак быть не могут. Тем более, что пока неясно как будет выглядеть Украина и какими будут ее планы на будущее после завершения военных действий.

Очевидный конфликт между Мишелем и фон дер Ляйен, свидетельствующий не только о нестабильности системы управления Евросоюзом, но и о разногласиях относительно его расширения, естественно, не облегчает для альянса задачу выхода из сложного положения.

Обязательства он на себя взял перед желающими в него вступить государствами, а выполнить их в ближайшей перспективе не может и не хочет.

Мнение автора может не соответствовать позиции редакции.