Устроенный Испанией скандал из-за европейского тендера на разработку системы перехвата гиперзвуковых ракет, очевидно, стал поводом для расследования, начатого омбудсменом Евросоюза. Под подозрение в коррупции при распределении подрядов в Европейском оборонном фонде попали эксперты, которых Брюссель привлекает для оценки заявок компаний, претендующих на деньги фонда.
Так ли уж беспристрастны "независимые" засекреченные эксперты, работающие на частный бизнес военно-промышленной отрасли, засомневалась омбудсмен Эмили О'Рейли. Хотя ей, вероятно, следовало бы "копнуть" глубже и задаться вопросом о том, кто и почему нанимает именно этих специалистов для оценки представляемых заявок на подряды.
Но, во-первых, это вряд ли посильная задача для омбудсмена, не имеющего реальной власти и средств воздействия, а во-вторых, ей вряд ли позволили бы зайти в своих расследованиях слишком далеко. На этот раз европейский бизнес военно-промышленного комплекса сумел хорошенько "пошуметь", выясняя, на каком основании французская MBDA без конкурса получила грант на разработку системы перехвата гиперзвуковых ракет.
Год назад Брюссель огласил свой первоначальный список из более чем шести десятков оборонных программ, которые будет финансировать Европейский оборонный фонд. Одна из таких программ предполагает создание концепции внутриатмосферного перехватчика гиперзвуковых угроз.
Французская MBDA, возглавляющая консорциум, состоящий без малого из пяти десятков компаний из 14 европейских стран, в число которых входит и Эстония, подала заявку на получение этого подряда параллельно с консорциумом, возглавляемым испанской Sener Aerospacial Sociedad Anonima.
Победитель получал 110 миллионов евро и три года времени. Оба консорциума уже имели наработки, отвечающие условиям тендера. Насколько известно, испанцы затребовали за свою работу сумму меньших размеров и таким образом забрали подряд из-под носа у французов, устроивших по этому поводу изрядный скандал.
Вскоре Брюссель, не выдержав давления Парижа и других "заинтересованных лиц", объявил о запуске второй программы по той же теме и передал соответствующий грант MBDA уже без конкурса.
Обоснование такого решения должно было бы убедить конкурентов – заинтересованным лицам дали понять, что новейшие российские гиперзвуковые системы настолько опасны, что для снижения этой угрозы и преодоления отставания следует удвоить усилия, не складывая, как говорится, все яйца в одну корзину.
Но отрасль не прониклась важностью момента и устроила еще один скандал. Распределение "жирных" подрядов неизбежно плодит недовольных, но достаточно новая для Евросоюза процедура оборонных тендеров, похоже, бьет все рекорды по уровню скандальности и взаимного недоверия.
Конкуренция европейских производителей вооружений, выраженная, в том числе, в жалобах на предвзятость выбора подрядчиков, естественно, совсем не новость. Борьба за заказы идет жесткая, сама отрасль специфична и очень влиятельна, а с недавним созданием в Евросоюзе фонда обороны, оцениваемого в восемь млрд евро, у военных компаний появилась реальная возможность "подняться".
Жалоб, интриг и судебных тяжб стало заметно больше – побороться за такой куш хотят многие, а если учесть, что за спиной у каждой оборонной компании стоят ее акционеры, национальное правительство и генералы, то можно лишь представить себе, какая жесткая подковерная борьба идет за подряды.
"Доверчивый" Брюссель не проверяет заявления военных экспертов
Та же MBDA France весной этого года подавала жалобу на генеральный департамент Еврокомиссии по делам оборонной промышленности и космоса, пытаясь опротестовать присуждение победы в конкурсе на разработку гиперзвукового перехватчика испанской Sener Aeroespacial.
А холдинг Safran Aircraft Engines, в который входит один из мировых лидеров разработки и производства авиационных двигателей французская аэрокосмическая корпорация Snecma, требовала пересмотреть решение о присуждении гранта на проект "Новые энергетические и двигательные системы для господства в воздухе" итальянской компании GE Avio. И это лишь самые громкие тяжбы.
Разбирательство в причинах конфликта с MBDA и Sener уже третье расследование, начатое омбудсменом в связи с решениями конкурсной комиссии при Европейском фонде обороны.
В 2018 году О'Рейли потребовала обеспечить большую прозрачность консультативного органа, состоящего из экспертов, которые влияют на разработку общей политики безопасности и обороны альянса. Вероятно, ее требование было проигнорировано на том основании, что тема это "чувствительная", связана с режимом секретности и общей закрытости деталей оборонных исследований, а потому имена и послужные списки экспертов не могут быть преданы гласности.
Вот и на этот раз Эмили О'Рейли пытается выяснить, "как Европейская комиссия гарантирует, что внешние эксперты, которые помогают ей оценивать проектные предложения Европейского оборонного фонда (EDF), не имеют конфликта интересов".
"В отличие от общепринятой практики оценки предложений, предназначенных для получения финансирования ЕС, Комиссия не обязана публиковать имена экспертов, с которыми она консультируется по проектам, поддерживаемым EDF", – пишет омбудсмен, очевидно, не удовлетворившаяся предыдущей перепиской с Еврокомиссией.
Беспристрастность принимающих дорогостоящие решения по подрядам экспертов, как выяснилось, гарантируется лишь их собственными заявлениями об отсутствии у них конфликта интересов. Очевидно, у омбудсмена есть веские основания сомневаться в этом.
Брюссель, как сообщается, набирает экспертов для оценки заявок частных оборонных компаний из числа тех, кто сделал карьеру в армии, как государственной, так и в частных военных компаниях, а не и числа, например, университетских исследователей, не имеющие связей с оборонной промышленностью.
Омбудсмен О'Рейли и прежде доставляла немало неприятностей сотрудникам и руководству Еврокомиссии, затребовав, например, "пропавшую" переписку между главой этого ведомства, президентом Урсулой фон дер Ляйен и руководством гиганта фармацевтической индустрии, американской компании Pfizer.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.