Майдан или новая коалиция: что ждет Австрию после победы ультраправых

© AP Photo/ Heinz-Peter Bader

Австрийская партия свободы одержала уверенную победу на выборах, обойдя правящую коалицию. Однако прийти к власти у нее вряд ли получится – правые остаются практически неприкасаемыми в европейской политической системе.

На минувших парламентских выборах в Австрии победу одержала партия, придерживающаяся крайне правых взглядов.

Нельзя сказать, что это стало большим сюрпризом в Европе, где местные СМИ уже дали название тренду текущего года – "время правых". Но все же победа Партии свободы является знаковой, поскольку ультраправые вырвались вперед впервые после Второй мировой войны.

По предварительным данным, партия набрала 29,2% голосов, в то время как правящая Австрийская народная партия канцлера Карла Нехаммера только 26,5%. Разрыв не слишком существенный, но все же очевидный.

Вот только вряд ли ультраправым позволят так просто прийти к власти в Австрии. Ночью в столице уже вспыхнули протесты, а президент страны призвал договориться о коалиции. Что же выберет страна – майдан или поглощение ультраправых? И есть ли шанс у Партии свободы начать проводить независимую политику?

"Время правых" пришло. Надолго ли?

Как сообщает Euronews, тройка лидеров после предварительного подсчета голосов на выборах в Австрии распределилась следующим образом:

  • Австрийская партия свободы (АПС) получила 29,2% голосов;
  • Правящая Австрийская народная партия – 26,5% голосов;
  • Левоцентристские социал-демократы – 21% голосов.

Распределение голосов намекает на создание новой коалиции. Об этом уже, кстати, намекнул президент страны Александер Ван дер Беллен. Он призвал партии договориться о создании коалиции. Кстати, предыдущее правительство тоже представляло собой коалицию, но немного другого толка – это был союз партии Нехаммера и "зеленых".

Учитывая то, как изменились настроения в обществе с момента последних парламентских выборов в Австрии, неудивительно, что эта коалиция потеряла большинство в нижней палате. Чем же местным жителям так понравилась Партия свободы, что они изменили своим почти столетним привычкам голосовать за левых или центристов?

Популярность АПС, главой которой является Герберт Кикль с 2019 года, значительно возросла за последние два года на фоне украинского конфликта. Политики этой партии обещают бойкотировать антироссийские санкции в случае прихода к власти. Также в АПС считают, что Австрия не должна осуществлять военные поставки Украине.

При этом в политической программе Партия свободы поддерживает западную позицию о необходимости "осудить действия России", но все же выступает за переговоры, а не бездумный ввод санкционных пакетов.

Такая позиция становится все больше близка европейцам, поэтому нет ничего удивительного, что АПС набрала большинство голосов. Вот только вряд ли ей позволят проводить независимую политику.

Чтобы стать новым лидером Австрии, Герберт Кикль должен найти партнера по коалиции и получить парламентское большинство. Сможет ли он это сделать? Учитывая как вспыхнула ситуация в стране сразу же после выборов, вряд ли.

Сразу после оглашения предварительных результатов в центре Вены началась демонстрация против АПС. Поразительная оперативность, учитывая, что в 17:00 по местному времени закрылся последний избирательный участок, а после наступления темноты уже начался "стихийный" митинг.

Кстати, еще до официального объявления подсчетов голосов в центре Вены собрались несколько сотен агрессивно настроенных молодых людей в масках, призывающих не допустить правые силы в состав правительственной коалиции. Но никакой подготовки и намеренной организации беспорядков, конечно же, не было. Это ведь цивилизованная Европа, а не дикая Россия! Это все просто совпадение!

Позволить крайне правым прийти к власти в Австрии – слишком рискованный шаг со стороны Запада. Как рассказал Baltnews председатель коллегии АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства" Юрий Самонкин, эта страна находится на периферии натовского блока.

А здесь, между прочим, под боком главная заноза всего Запада – Венгрия. Есть еще так называемый балканский блок, в который можно включить и Сербию. Позволить еще одной стране, тем более такой, как Австрия, стать независимой, не встраиваться в однополярную гегемонию – слишком большой риск для США.

"Я думаю, что НКО, которые спонсируются Америкой, уже взяли ситуацию под контроль, о чем свидетельствуют начавшиеся беспорядки. Здесь могут применить грузинский опыт. Напомню, когда власти этой страны пытались немного выйти из-под западного влияния, принимая закон об иноагентах, НКО быстро активизировались, запустив беспорядки в Тбилиси. В Австрии могут применить такой же сценарий, чтобы погрузить общество в политический хаос и замылить происходящее", – заметил Самонкин.

"Но нужно, конечно, отметить тенденцию. Вакуум, созданный западными СМИ, которые не освещают ни экономические показатели, ни проблемы мигрантов, ни энергетической безопасности, а только говорят, какие злые русские и китайцы, начинает лопаться. Оппозиционные партии в Европе становятся все более популярным. И это несмотря на определенные риски, которые мы наблюдаем в лице Джулиана Ассанджа и Павла Дурова", – добавил он.

Юрий Самонкин считает, что в целом, в австрийцах просыпается сознание. Но повернуть ситуацию будет крайне сложно. Победившие правые могут не удержаться, ведь против них стоят СМИ, американские миллиарды, лоббирование и НКО.

Правых задавят количеством

Конечно, устраивать настоящий майдан в Австрии с вооруженным государственным переворотом никто не будет. Во-первых, это негативно отразится на имидже левых либералов, которые так ратуют за демократию и гласность. А во-вторых, этого просто не нужно. Правых политиков задавят количеством.

Ночные протесты нужны были только для того, чтобы оправдать дальнейшее отстранение АПС от власти. Мол, народ против, поэтому мы их аккуратно отодвинем и никому обидно не будет.

Да, Герберт Кикль после объявления результата подсчетов голосов сразу заявил, что готов к переговорам с другими партиями. Он наверняка понимает, что создавать коалицию придется, и показывает, что готов идти на разумные уступки. Вот только ни консерваторы из правящей партии Карла Нехаммера, ни социал-демократы Андреаса Баблера такого рвения не проявляют. Они не готовы работать с ультраправыми и даже не скрывают этого.

И учитывая тот факт, что ПСА набрала чуть меньше 30% голосов, шансов получить хоть какое-то влияние в парламенте у нее не так уж и много. Здесь применяется сценарий как на внеочередных выборах во Франции, где в первом туре ультраправые вырвались вперед, но потом центристы объединились с левыми и просто задавили их количеством.

"Думаю, что Партии свободы не позволят прийти к власти. АПС не набирает достаточное количество голосов для того, чтобы самостоятельно сформировать правительства, а остальные не будут вступать с ней в коалицию. В итоге будет сформировано правительство, которое не поменяет внешнюю политику", – рассказал Baltnews руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов.

"Вряд ли АПС сможет договориться с кем-то из других партий Австрии. А ведь нужна даже не одна, а две партии, чтобы создать коалицию. При этом партии там левые, они просто не смогут войти в коалицию с крайне правыми АПС. В итоге получится примерно такая же ситуация, как с АдГ в Германии или с Марин ле Пен во Франции. Они остаются неприкасаемыми с точки зрения создания коалиции", – добавил он.

Эксперт считает, что возможно, через какое-то время ситуация в европейском обществе изменится. Мы уже видим, как тенденции меняются. Правые партии и евроскептики усиливаются. Но должно пройти время, чтобы мировоззрение поменялось достаточно сильно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.