Западные союзники Украины предоставили ей беспрецедентно большое количество самой разнообразной военной техники для войны с "путинским режимом", полагая, что "лучшие в мире" вооружения быстро решат исход военных действий.
Довольно скоро выяснилось, что бронированные машины НАТО не способны совершить чудо – они горят и взрываются ничуть не хуже, а то и лучше старой, еще советской техники. Что поставило союзников перед проблемой, которую они сами же и создали, снабжая Киев сотнями видов разнообразных вооружений, разработанных и произведенных разными компаниями в десятках стран мира, – весь этот "зоопарк" необходимо как-то ремонтировать, что требует огромных затрат на запасные части и специалистов.
На официальном уровне сложившуюся удручающую ситуацию с накопившейся поврежденной в боях или изначально изношенной техникой называют "смещением акцентов" политики оказания помощи Киеву. Запад намерен переориентировать основные усилия и затраты с новых поставок танков и иных бронированных машин, артиллерийских установок на ремонт и техническое обслуживание всего этого оружия.
Причины, в общем-то, очевидны – ангары и склады опустели, возможностей что-либо передать или продать Киеву без риска самим остаться ни с чем все меньше, считая и устаревшую списанную военную технику, что порой прибывает к украинцам уже в нерабочем состоянии. И тоже, естественно, требует ремонта и запчастей, иной раз полностью отсутствующих по причине давнего снятия "подарков" с производства.
Второй понятной причиной "смещения акцентов" стало большое количество накопившихся подбитых и сожженных россиянами боевых машин, увозить которые для ремонта и восстановления "на родные" заводы никто, естественно, не собирается по причине крайней дороговизны таких операций "эвакуации".
Собирали всю эту технику по принципу, кто что может, а потому украинской армии достались сотни видов самой разной техники НАТОвских стандартов, несовместимых друг с другом по ремонтной базе и наборам запасных частей. Проблема нарастает и все больше выглядит почти неразрешимой, что вызывает раздражение Запада и упреки в адрес украинских военных специалистов, которые якобы плохо внимали западным инструкторам, находясь на обучении за чужой счет, пьянствовали и ленились вместо того, чтобы штудировать инструкции, и потому не умеют сейчас грамотно использовать "великолепную" технику, что приводит к ее большим потерям.
Возможно, авторы этих обвинений отчасти правы. Ходили, например, слухи, что обученные воевать на немецких "чудо танках" "Леопардах" украинские танкисты специально ломали свои безумно дорогие боевые машины, чтобы избежать передовой, где их ждала почти неминуемая гибель. А ведь сколько было написано, показано и произнесено речей о том, как быстро, почти волшебным образом изменят ситуацию на фронтах Украины "Леопарды" или иное западное "Wunderwaffe", как побегут плохо управляемые и оснащенные, перепуганные мощью западной военной мысли русские солдаты при виде танков, боевых машин пехоты, броневиков, ракет, теперь вот еще, вероятно, и истребителей F 16.
Появление немецких танков действительно взволновало российских военнослужащих. Но лишь потому, что объявленная предпринимателями-соотечественниками щедрая премия за эти подбитые машины поощрила фронтовиков к азартной охоте именно на "Леопардов", которые, как очень быстро выяснилось, вполне уязвимы и не гарантируют экипажам достаточного уровня безопасности. Так что вполне понятно нежелание украинских танкистов немедленно по появлении на поле боя становиться объектом массовой охоты.
С западного мира по пушке – нищему Киеву "контрнаступление"
"Смещение акцентов" на ремонт и обслуживание техники можно считать еще и признаком того, что у военных чинов НАТО, "вдруг" обнаруживших, что российское и даже еще советское оружие ничуть не хуже, а то и эффективнее по некоторым параметрам "самого лучшего в мире" западного вооружения, прошел первоначальный шок. И вялые разговоры о необходимости как-то наладить ремонтные базы для длинного списка разных типов, видов и подвидов машин, поскольку украинские специалисты не смогут справиться с ремонтом всей этой разнообразной техники, сменились немалой озабоченностью.
Куда девать и как восстанавливать всю эту растущую груду дорогостоящего металлолома? Первая же попытка немцев договориться с поляками о создании ремонтного предприятия для "Леопардов" на территории Польши провалилась по причине невозможности договориться о ценах и затратах. Берлин, вероятно, сумеет достичь аналогичного соглашения о подбитых танках, скажем, с Литвой, но это порядком увеличит транспортное плечо доставки техники туда и обратно, увеличит затраты времени и финансов.
"Российские солдаты пережевывают бронетехнику и артиллерийские орудия, – пишет по этому поводу американская версия издания Politico. – Необходимость починить эту технику и вернуть ее в бой становится более острой, чем когда-либо на войне".
"Мы создаем ремонтные предприятия в Европе, мы переводим руководства [по обучению и ремонту], мы должны сделать гораздо больше вместе, поэтому мы будем уделять больше внимания этому", — цитирует издание главу Пентагона по закупкам и поддержке Уильяма ЛаПланте.
Из слов которого можно сделать не только те выводы, что делает автор статьи, но и понять, например, что упомянутые инструкции, руководства и технические спецификации до сих пор даже не переведены еще полностью на украинский язык.
Вряд ли простые украинские военнослужащие, обучавшиеся обращению со всем этим американским, немецким, французским, турецким, польскими, австралийским и иного происхождения и выпуска "зверинцем", настолько хорошо владеют иностранными языками, чтобы понять все письменные и устные объяснения и инструкции.
Упомянутый генерал ЛаПланте возглавляет рабочую группу из представителей более чем двух десятков стран, снабжающих Украину вооружениями, созданную для того, чтобы как-то решить проблему поддержания в рабочем состоянии военной техники стоимостью в миллиарды евро и пополнить запасы военных складов в США и Европе.
"Чтобы Киев мог продолжать свое контрнаступление", как пишет автор статьи в Politico. А на самом деле для того, чтобы киевский режим мог продержаться как можно дольше ценой жизней новых тысяч своих солдат.
Эта самая рабочая группа "регулярно встречается в рамках Контактной группы по обороне Украины", состоящей из 50 стран и возглавляемой министром обороны США Ллойдом Остином. На недавнем очередном совещании обсуждалось, что еще можно "согласовать в списке пожеланий Киева". Группа пытается отслеживать более 4 тысяч цепочек поставок, особенно востребованных "запасных частей для международной мешанины оборудования, которое было передано в дар", как считает Politico.
Список оборудования, отправленного в Украину за последние 17 месяцев, поражает разнообразием: он варьируется от немецких танков до американских гаубиц, итальянских средств противовоздушной обороны и британских, польских, канадских, французских и чешских машин.
"Подарки" пока продолжают поступать, и чем более разнообразным и "экзотическим" становится "зоопарк" военного оборудования и техники, тем сложнее, длиннее и дороже становятся цепочки снабжения запчастями ко всему этому "богатству", тем невыполнимее становится задача западных союзников продлить жизнь, отремонтировать и вернуть в строй свои стреляющие и ездящие подарки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.