Удар беспилотными летательными аппаратами по аэропорту Пскова, расположенному всего в нескольких десятках километров от границы Эстонии, с военной точки зрения ничего для Киева не изменил и не облегчил его положение. Не нанес он значимого ущерба и военному потенциалу России, и мог бы быть расценен лишь как попытка произвести впечатление на западных спонсоров киевского режима и подорвать моральный дух россиян.
Но близость к границе Эстонии, состоящей в НАТО, и обоснованные сомнения в том, что украинские беспилотники действительно были запущены с территории самой Украины, а не с территории, скажем, одной из республик Балтии, дают основания считать, что удар по Пскову в ночь на 30 августа был очередной попыткой Киева спровоцировать вооруженное столкновение западного военного блока с Россией.
Реакция Таллина на тревожное событие в непосредственной близости от границы многим показалась странной. И если не принимать во внимание очередные неумные комментарии местных записных "экспертов", что-то сказавших "о внезапном улучшении возможностей Украины в организации атак беспилотников" и о "серьезных недостатках в противовоздушной обороне России", то официальная позиция правительства была довольно сдержанной. Что, возможно, отражает встревоженность местных военных чинов. И вполне обоснованную, надо отметить.
"Мы будем очень активно следить за ситуацией у нашего соседа", – процитировали эстонские издания ничего по сути не значащие слова министра обороны Ханно Певкура. Естественно, "будут следить" – в этом, собственно, и состоит их оплачиваемая налогами соотечественников работа, их функциональная обязанность – оберегать свою страну от угроз ее безопасности.
Только вот на этот раз угроза вовсе не гипотетическая и исходит она не от "агрессивной России". Начиненные взрывчаткой украинские беспилотники пролетели и упали практически у границы Эстонии. Хотя многие эксперты, включая и западных, не уверены в том, что аппараты летели именно так и именно с территории Украины. Хочется надеяться, что Эстония не причастна к этой авантюре, что никто в странах Балтии не оказывал содействия Украине при подготовке и осуществлении атаки на псковский аэропорт.
Но, как уже говорилось, серьезные эксперты в этом не уверены. И эта их неуверенность, а также неясность подоплеки и деталей события, которые сейчас изучают российские военные эксперты, надо полагать, стали причиной молчания официального Таллина. Который не стал заявлять о непричастности к атаке на Псков.
В то же время, повышенная активность, судя по сообщениям местных жителей, военной авиации НАТО в эстонском небе в последних числах августа, а также начавшиеся здесь в конце месяца крупные военные учения дают основания для сомнений и подозрений. Или же Киев хотел, чтобы такого рода подозрения возникли и спровоцировали уже не опосредованный, а прямой конфликт между Россией и НАТО.
Расчеты заставляют сомневаться в официальной версии
В распоряжении киевского режима, как пишут многие европейские издания, имеются боевые беспилотники как бы почти собственного производства, способные преодолеть те примерно семь сотен километров, что отделяют границу Украины от Пскова. Это Raybird-3 (в военной версии ACS-3) или беспилотник "Бобер", которые, насколько известно, уже использовались для ударов по объектам на территории России. Именно эти дроны называют западные обозреватели как наиболее вероятные аппараты, использовавшиеся для атаки на псковский аэропорт.
Но в этой версии есть нестыковки. Упомянутый ACS-3, как нетрудно узнать из открытых источников, действительно имеет дальность полета до 1 тысячи километров, хотя, вероятнее всего, подразумевается, что такая дистанция доступна для него только при идеальных условиях полета.
Взрывное устройство, опять же судя по открытым источникам, носимое этим дроном, должно весить не более 5 килограмм, максимальная скорость – 140 километров в час, но при максимальной скорости, то есть при повышенном расходе запаса топлива дальность полета была бы меньшей.
Размах крыльев аппарата – почти 3 метра, а максимальная дальность контроля с земли – менее 250 километров. Если сопоставить эти данные с временем атаки – первые сообщения о взрывах в аэропорту Пскова последовали 29 августа около полуночи – то получится, что "стая" немаленьких по размерам аппаратов (точное количество остается неясным, но это точно был не один дрон) находилась в полете около 6 часов.
А, вероятнее всего и больше, так как беспилотники должны были маневрировать, использую рельеф и разведданные о радиолокационных станциях, чтобы оставаться незамеченными (по некоторым сведениям, атака производилась со стороны Чудского озера).
То есть значительную часть маршрута, каким бы он ни был, летели они при свете дня. Можно ли всерьез поверить в то, что группа дронов ACS-3 с их трехметровыми крыльями средь бела дня пролетела несколько сот километров над территорией России, где силы ПВО постоянно чего-то такого ожидают, и осталась при этом не замеченной? А ПВО стран Балтии их тоже не увидело?
Что касается беспилотников "Бобер", то эти аппараты имеют более внушительные характеристики. Боевая часть – до 20 килограмм, что гарантирует разрушительные последствия подрыва дрона. Дальность полета теоретически достаточна, чтобы долететь от границы Украины до Пскова. Скорость – до 200 километров в час (но крейсерская не выше 150 километров в час), продолжительность полета не больше 7 часов, а размах крыльев все тот же – около 3 метров.
То есть и эти аппараты, еще более массивные и заметные, чем Raybird, должны были бы часть маршрута до Пскова пройти еще в светлое время суток, чудом оставшись незамеченными, а их бензиновые моторы – не услышанными. И при любых вариантах маршрутов и реальных точек старта, навести дроны на цель с территории Украины было невозможно – или операторы должны были находиться значительно ближе, или же наведение осуществлялось через спутник.
Несомненно, профессиональным военным экспертам есть что сказать по поводу такого рода дилетантских расчетов и выводов. Но мнения, публикуемые (довольно осторожно публикуемые, надо отметить) в некоторых западных изданиях, тоже отмечают сомнительность версии о том, что дроны летели с территории Украины, а не из какой-нибудь страны Балтии.
Что автоматически означало бы акт войны и прямое участие страны НАТО в военных действиях против России или же в совершении террористического акта – так Москва склонна трактовать удары дронов по объектам на российской территории.
Хочется думать, что подозрения в адрес Эстонии не имеют под собой оснований, но Таллину все же лучше было бы официально заявить о своей непричастности к удару по псковскому аэропорту, подтвердив неоднократно звучавшее заявление лидеров НАТО о том, что страны военного блока не являются стороной военного конфликта на Украине.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.