Вслед за другими странами Евросоюза об отсрочке введения нового пакета антироссийских санкций и предоставлении исключения запросила Чехия. В Праге заявили, что никак не могут обойтись без русской стали, которая выгодно отличается по цене и качеству от продукции других зарубежных производителей.
Ранее многие уже высказались за то, чтобы вычеркнуть из составляемого Брюсселем с немалыми трудностями перечня санкций российское топливо для атомных электростанций, сжиженный нефтяной и природный газы и ряда иной продукции, без которой отдельные государства альянса или он весь в целом никак не могут обойтись.
Уже двенадцатый по счету список карательных мер против Москвы, несмотря на агрессивные призывы прибалтийских республик, рассыпается на глазах. Польшу и Литву называют самыми упорными и напористыми сторонниками отказа от всего российского и запрета на экспорт практически всех товаров в Россию.
Почему из небольшого, но шумного отряда "ястребов", чьи комментарии в обязательном порядке цитируют ведущие европейские издания, вдруг пропали Эстония и Латвия, судить сложно, но дело, вероятнее всего, в том, что едва утвердившееся в Риге правительство Эвики Силини пока еще только осваивается в запутанном и противоречивом мире европейской политики, а премьер Эстонии Кая Каллас слегка подпортила себе имидж "ястреба" скандалами и затянувшимся кризисом власти в стране. Но, надо полагать, эти две прибалтийские республики еще вернутся в "строй" главных недругов Москвы и "разоблачителей" ее агрессивных целей.
Но проблема "ястребов" в том, что в Евросоюзе их почти перестали слушать. Составление списка санкций затянулось, в него явно вносятся многочисленные поправки, в нем учитываются пожелания отдельных европейских столиц, заявляющих, что не поддержат те или иные санкционные идеи Брюсселя или требующих для себя исключений и отсрочек.
Очередной столицей, обратившейся к измученным поиском новых возможностей что-нибудь в связи с Россией запретить (в предыдущих пакетах санкций уже перечислено, кажется, все, что можно было ограничить или блокировать) стала Прага. Чешские власти неоднократно демонстрировали, мягко говоря, недружественное отношение к России и не попадают в списки европейских "ястребов" только потому, что все же уступают по накалу ненависти в речах уже названным здесь полякам и прибалтам. Тем не менее чешские предприниматели, очевидно, имеют в стране вес и не прислушаться к ним в Праге не смогли.
Министр промышленности и торговли Чехии Йозеф Сикела подтвердил местному информационному агентству Czech News Agency, что уже заявил в Брюсселе о желании его страны получить отсрочку от исполнения запрета на импорт ряда позиций российского стального проката до 2028 года, так как у чешских предприятий нет сейчас возможности заменить нынешнего российского поставщика.
"В нынешней ситуации в строительной отрасли, например, в строительстве мостов, мы не можем обойтись без них, – сказал Сикела журналистам. – Я твердо уверен, что будет сохранен подход, согласно которому санкции должны вредить в первую очередь тому, против кого они направлены, а не тому, кто их применяет, и что в данном случае мы будем удовлетворены".
Чехия – так же, как и ряд других стран Евросоюза – сейчас пользуется предоставленным ей исключительным правом не выполнять введенные против российских производителей стали санкции. Но время отсрочки истекает в следующем году.
Брюссель сделает вид, что жертвует доходами от импорта российских алмазов
О том же в отношении российской стали в Брюсселе просят Бельгия и Италия, правом на аналогичные исключения из запретов на ввоз ряда российских товаров в индивидуальном порядке пользуются многие государства альянса. Хотя об этом стараются не очень распространяться, но в санкционных перечнях и списках имеется немало лазеек, оставленных по настоятельным просьбам европейских столиц.
Некоторые российские товары и вовсе считаются пока "неприкасаемыми", так как импортирующие их страны ясно дали понять, что не проголосуют за санкции, если эта продукция попадет под запреты. Это относится, например, к некоторым редким металлам, топливу для атомных электростанций, к сжиженным нефтяному и природному газам, к нефти, поступающей по трубам.
Бельгии, вероятно, все же придется пожертвовать частью доходов, получаемых благодаря ювелирному бизнесу, который пока продолжает закупать российские алмазы в немалых количествах. Вряд ли дело в том, что эту "кость" пришлось бросить тем, кого приводил в ярость "блеск кровавых алмазов" (так была озаглавлена одна из многих "гневных" статей, посвященных импорту российских камней и активно публиковавшихся во время обсуждения нового санкционного пакета).
Могучая своими связями и деньгами отрасль, сосредоточенная в Антверпене, вероятно, нашла выход из ситуации, организовав какие-нибудь обходные пути. Запрет на российские алмазы предполагается ввести поэтапно, но эксперты говорят, что задача эта почти невыполнима, так как ювелирный бизнес – очень специфическая и очень закрытая сфера деятельности, а потому даже создание специального "механизма" отслеживания сделок, перемещения камней, их обработки и использования может не принести значимых результатов.
Судя по комментариям из Брюсселя, составители нового санкционного пакета предлагают не называть это "пакетом", придумав какое-нибудь иное название, поскольку порядковые номера этих перечней вызывают насмешки, а действенность принимаемых мер – немалые сомнения.
Особенно возмущают брюссельских чиновников масштабы организованного соседствующими с Россией третьими странами "серого рынка" санкционных европейских товаров и объемы поставок россиянам таких товаров в обход запретов. Некоторое время назад Брюссель учредил специальную должность своего представителя, который должен ездить по нарушающим санкционные запреты странам и убеждать их перестать это делать.
И получивший этот пост бывший посол альянса в США Дэвид О'Салливан действительно ездит и убеждает, но с нулевым результатом. Призывы к "солидарности" не действуют, а пригрозить представитель Брюсселя нарушителям санкций из третьих стран ничем не может.
Предполагается, что возможность применения карательных мер к таким нарушителям может оговариваться в новом перечне санкций, но многие западноевропейские столицы полагают, что это вряд ли укрепит авторитет Евросоюза, но точно испортит отношения, в частности, со странами Средней Азии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.