31 год назад, 3 января, между президентами России и США Борисом Ельциным и Джорджем Бушем-старшим был подписан Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, или СНВ-II. Этот договор мог бы изменить ход процесса ядерного разоружения и контроля, но нежелание США отказаться от системы ПРО похоронило соглашение.
Напомним, что соглашение подразумевало взаимное сокращение ядерных сил до 3000–3500 едини боеголовок к 2003 году. Кроме этого, на баллистических ракетах морского базирования не могло быть размещено более 1750 боезарядов. Еще одним ключевым положением являлось требование ликвидации всех баллистических ракет наземного базирования, оснащенных более чем одним боевым блоком.
Пусковые установки ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) необходимо было либо ликвидировать, либо переоборудовать в пусковые установки моноблочных ракет. Все пусковые установки тяжелых ракет, а также сами ракеты подлежали уничтожению в соответствии с процедурой, которая была предусмотрена СНВ-II. Исключение было сделано для 90 пусковых установок, которые могли быть переоборудованы для размещения моноблочных ракет при условии соблюдения специальной процедуры.
При подписании Договора стороны исходили из того, что СНВ-II вступит в силу после того, как Украина, Белоруссия и Казахстан ратифицируют договор СНВ-I от 1991 года и присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерных государств.
СНВ-II предусматривал ускорение графика сокращений по сравнению с планом, который был прописан в СНВ-I. По окончании семилетнего срока, отпущенного СНВ-I для проведения сокращений ядерных боезарядов до уровня 6000 единиц, к 5 декабря 2001 года, у России и США на развернутых носителях должно было остаться не более 4250 боезарядов. При этом сокращение количества тяжелых ракет также ускорялось – по окончании семилетнего срока у России должно было остаться не более 65 тяжелых ракет.
Неотъемлемой частью СНВ‑II были также:
- Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам;
- Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их шахтных пусковых установок (ШПУ);
- Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков;
- Протокол к Договору от 3 января 1993 года, предусматривающий отсрочку осуществления Договора на пять лет – с 31 декабря 2001 года до 31 декабря 2007 года.
В соответствии со статьей №1 СНВ-II осуществление первого этапа сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений должно было завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу СНВ-I 5 декабря 1994 года. В случае если бы СНВ-II был бы ратифицирован в 1997–1998 годах, то его выполнение сократилось бы на 3–4 года.
Как проходила ратификация СНВ-II
С американской стороны Договор был ратифицирован Конгрессом США в январе 1996 года. Российская сторона не ратифицировала соглашения из-за обострения отношений с Вашингтоном, которое было вызвано вмешательством НАТО в Боснию и планами расширения на восток. На ратификацию договора Госдуме потребовалось семь лет. В итоге СНВ-II был ратифицирован в пакете с Протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО.
Почему обязательства по СНВ-II не были реализованы
Президент Джордж Буш-младший 13 декабря 2001 года заявил об одностороннем выходе США из Договора по противоракетной обороне (ПРО), который был подписан между Москвой и Вашингтоном в 1972 году. В соответствии со статьей 15 Договора, дата окончательного выхода США из этого соглашения наступила спустя шесть месяцев, 13 июня 2002 года.
Отмечая заявление США о выходе из ПРО, президент Владимир Путин отметил, что Россия "не пошла на настойчиво предлагавшийся США совместный выход из Договора по ПРО и сделала все от нее зависящее, чтобы этот договор сохранить, руководствуясь при этом заботой о сохранении и укреплении международных правовых основ в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения".
13 июня 2002 года США в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО, российская сторона заявила о прекращении обязательств по договору СНВ‑II. Соответствующее заявление было опубликовано МИД России 14 июня 2002 года. В нем отмечалось, что в связи с действиями США "Российская Федерация отмечает отсутствие каких-либо предпосылок для вступления в силу Договора СНВ‑II и не считает себя более связанной предусмотренным международным правом обязательством воздерживаться от действий, которые могли бы лишить этот Договор объекта и цели".
По мнению большинства экспертов, Договор СНВ-II мог стать неким свидетельством окончания военно-политической конфронтации периода холодной войны, а также заложить основы для развития нового характера отношений между Россией и США.
Добавим также, что нереализованный СНВ-II не стал последним соглашением в попытке контролировать вооружения. 24 мая 2002 года Россия и США подписали Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП), а 8 апреля 2010 года Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали в Праге Договор СНВ-III. На данный момент российско-американские соглашения остановлены.