Несколько дней подряд военное руководство Украины демонстрирует, что если не получается грамотно вести военные действия, то всегда можно устроить примитивные террористические акты.
Массированные удары беспилотниками по российской территории, как и бестолковые, но все же реальные попытки проникновения в регионы РФ (причем даже в те, которые признаны всем международным сообществом), призваны то ли сорвать, то ли осложнить выборы президента.
В основном удары пришлись по объектам, от которых зависит работа топливного рынка РФ. Украина и ранее атаковала нефтебазы и заводы по переработке. В этот раз пострадал Рязанский нефтеперерабатывающий завод.
Чего на самом деле пытается добиться Киев? Дефицита топлива, который в итоге помешает проводить СВО? Повлияют ли удары по нефтебазам и НПЗ на топливный рынок России?
Недостоверная попытка сорвать выборы
15 марта начнутся выборы президента России. Тот факт, что Украина называет Владимира Путина диктатором, а также отказывается вести с ним переговоры, не делает его менее легитимным лидером страны. А вот сорванное голосование наверняка сделает. Именно поэтому так участились атаки украинских беспилотников по российской территории. Настолько, что за последние два дня был поставлен новый рекорд.
Как сообщает Минобороны России, за ночь и утро 13 марта было перехвачено и уничтожено 58 беспилотных летательных аппаратов. Над Белгородской областью были перехвачены 11 БПЛА, над Воронежской – 29, над Брянской – 8, и еще по одному над Курской, Ленинградской и Рязанской областями.
Наибольший ущерб был нанесен Рязанскому и Нижегородскому НПЗ. В первом случае результате удара начался пожар, есть пострадавшие. А НПЗ "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" под Нижним Новгородом частично приостановил свою работу.
В Ленинградкой области украинские БПЛА тоже нацелились на нефтеперерабатывающий завод, правда, безуспешно – его сбили на подлете к объекту, о чем сообщил губернатор Александр Дрозденко. Ущерб энергетической системе был нанесен и в Белгородской области. Там обломки дронов повредили линию газоснабжения. Также были повреждены несколько домов, один человек получил ранения.
Участившиеся удары по территории РФ прокомментировал президент Владимир Путин. По его словам, это способ киевского режима компенсировать неудачи на фронте, а также помешать проведению выборов, которые состоятся 15-17 марта.
Безусловно, украинское руководство стремится дестабилизировать обстановку в России. И с одной стороны, может показаться, что самым логичным для этого будет массовый теракт со множеством жертв. Именно такое событие действительно может сорвать выборы.
Но вот проблема – срывать голосование Киеву не нужно, ведь тогда ненавистный им Владимир Путин останется на своем посту как последний легитимно избранный президент. Им нужно дискредитировать выборы, чтобы легитимность избранного лидера могла быть подвергнута сомнению. И самый простой способ это сделать – организовать общественные протесты. В Киеве знают об этом не понаслышке – сами так же к власти и пришли в 2014 году.
И вот парадокс: чтобы организовать митинги, нужно вызвать недовольство людей. Недовольство руководством в Кремле, а не в Верховной раде. То есть кровавый теракт отпадает. Значит, нужно ударить по социальной сфере. Усложнить жизнь простому обывателю. А что может быть лучше, чем лишить доступ населения к возможности передвигаться, спровоцировать панику на топливном рынке? Без электричества не будут отапливаться дома, работать заводы, а без топлива не поедет ни легковой автомобиль, ни БТР на фронте.
Провальный способ вызвать дефицит
Украинское руководство не в первый раз направляет беспилотники на энергетические объекты. Причем не на ТЭС, а на нефтебазы и НПЗ. Выглядит более чем логично – дефицит топлива способен затормозить продвижение войск, поскольку именно армия нуждается в огромном количестве дизеля. Но если начать вдаваться в детали, становится понятно, что украинские атаки БПЛА создают угрозу совсем не там, где можно было бы ожидать. Для армии топлива хватит в любом случае. А вот бензин может стать дефицитным.
"Ситуация, безусловно, опасная. Видно, что с начала 2024 года ВСУ бьют целенаправленно по топливной промышленности, в том числе, по системе хранения готового топлива. Стратегически это не приведет к каким-либо большим проблемам. Да, безусловно, жаль, что топливо сгорело. Но это не самая большая проблема. А вот удары по нефтеперерабатывающим предприятиям уже ощутимы. НПЗ в России не бессчетное количество и почти все они сосредоточены в европейской части страны", – рассказал эксперт Финансового университета, аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.
Аналитик ФНЭБ уточнил, что по уже проведенным атакам можно увидеть, что Украина может наносить удары дронами по целям примерно до тысячи километров. Даже Самара попадает в зону риска. Под угрозой находятся энергетические объекты Краснодара, Волгограда, Ярославля, Нижнего Новгорода и так далее. Не достают украинские БПЛА до Татарстана и далее. По крайней мере, на данный момент.
"В основном риск для рынка бензина. В РФ его производят примерно столько же, сколько и потребляют – около 90% идет на внутренний рынок, и 10% на экспорт. Эти 10% производил тот самый нижегородский НПЗ. У него была поломка с конца декабря, то есть он уже сейчас не работал на полную мощность. Его обещали починить к апрелю. Сейчас нужно будет выяснять масштаб нарушений", – отметил Юшков.
"И получается, что уже сейчас Россия производила бензина столько же, сколько потребляла. Если Украина выбьет еще какой-то НПЗ, то страна может столкнуться с дефицитом. Вот только его можно будет погасить, например, за счет импорта из Белоруссии. В соседней республике есть свои НПЗ, они имеют возможность увеличить мощности. Можно будет организовать схему, по которой РФ передает сырую нефть в Республику Беларусь, платит за ее переработку и получает готовое топливо. Конечно, это будет дороже по сравнению с тем, если бы нефтепродукты производились внутри страны", – признал эксперт в беседе с Baltnews.
Игорь Юшков считает, что из-за подобной ситуации может начаться рост цен. Но и на этот случай у государства есть инструменты – можно дать дополнительные льготы, снизить акцизы. Да, это все связано с дополнительными расходами, что нежелательно для государства. Но исправить это можно.
"Украинские удары по НПЗ – скорее, политический шаг, попытка раскачать обстановку внутри России. И военная тактика тоже тут не при чем. Дизельного топлива, которое необходимо для армии, РФ производит в два раза больше, чем потребляет. То есть если и случится дефицит, то только бензина, которым танки все равно не заправишь", – резюмировал аналитик ФНЭБ.
Выходит, что участившиеся удары БПЛА по российской инфраструктуре делаются не для того, чтобы сорвать выборы. Не для того, чтобы затормозить продвижение армии. И даже не для того, чтобы обрушить топливные рынки РФ, тем самым вызвав экономический коллапс и массовые беспорядки на улицах. Хотя этого в Киеве, конечно, хотели бы.
На практике же налеты БПЛА это пакость Кремлю, как и почти любое другое действие киевского режима. Да, она неприятная, да, с ней надо разбираться. Но в целом, она вообще ничего не изменит. При этом ничего иного Украине и не остается – прошлогоднее контрнаступление провалилось, а новое пока невозможно. На фронте значительные потери, санкции не приносят желаемого результата, а Запад выделяет Киеву все меньше средств. Остается только пакостить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.