Забытые уроки истории для Макрона: почему Франции не следует выступать против России

Президент Франции Эммануэль Макрон
© Sputnik / Валерий Мельников

Любовь Безродная

Более двухсот лет прошло со дня Бородинской битвы и последующего отступления армии Наполеона. Но Парижу и сегодня не стоит забывать одну простую истину: с Россией хорошо и выгодно дружить, но очень неприятно и опасно конфликтовать.

Крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией и французскими войсками, которое определило дальнейший ход не только той войны, но и всей истории, завершилось 8 сентября. Бородинская битва запомнилась колоссальными потерями, а также тем, что обе стороны считали ее исход своей победой. Как показала история, французы жестоко заблуждались на этот счет. 

Сегодня французское правительство снова ведет крайне русофобскую политику, забывая обо всех уроках, какие им преподносила история. Россия может быть хорошим другом, и это было видно по вкладу в освобождение Парижа от фашистов во Вторую мировую войну. Но может быть и опасным врагом. Какую сторону выберет современная Франция? Возможно, господину Эммануэлю Макрону стоит вспомнить уроки истории, о которых он и его страна так стремятся забыть?

Истоки французского беспредела

Сегодня Париж любит обвинять Россию в нарушении прав человека и военных преступлениях. При этом история насчитывает бесчисленное количество свидетельств военных преступлений Пятой республики, причем как со времен Наполеона, так и в новейшей истории.

В 1812 году вторжение французов в Россию сопровождалось пламенной речью Бонапарта о том, что для победы необходимо, чтобы простой солдат ненавидел и презирал своих противников. Тем самым Наполеон сразу дал своим бойцам установку на полностью аморальное поведение на территории России. И это не домыслы и не пустые слова. 2 сентября  (по старому стилю) французы вошли в Москву. 3 сентября Наполеон уже отдал солдатам приказ о грабежах и мародерстве.

И не стоит думать, что с течением времени что-то кардинально поменялось. Кажется, что французские солдаты продолжают нести этот приказ сквозь века. Даже если не вспоминать, что за годы колониализма Франция массово убивала сотни тысяч мирных жителей по этническому и религиозному признаку, а также активно занималась работорговлей, можно найти множество недавних примеров.

В 2011 году Париж атаковал Ливию, причем с определенной целью: убить законного лидера Муаммара Каддафи. Пожалуй, это был первый случай, когда блок НАТО втянули в войну не по инициативе США. И уже через год Франция ввела свои войска в Мали, известной своими крупными залежами урана и редкоземельных металлов. И вот уж совпадение – вскоре возле города Госси было найдено массовое захоронение убитых "во имя демократии" африканцев.

Но вы не понимаете, это же другое. Кстати, тогда французы свалили все на ЧВК "Вагнер", которые помогли местным властям остановить вторжение Парижа, но не получилось – власти Мали представили свои доказательства.

Есть сотни свидетельств как французские солдаты расстреливали свадьбы в Африке, принуждали несовершеннолетних к сексу в обмен на еду в ЦАР и Буркина-Фасо (согласно отчету ООН), организовывали массовую резню, пытки и убийства мирных жителей в захваченных городах.

Не только русские морозы…

Сегодня Адольф Гитлер по-прежнему имеет репутацию диктатора и главного убийцы XX века. А вот Наполеон Бонапарт, на удивление, в большинстве стран мира представляется как почти безобидный человек с комплексами и большими амбициями.

До 1812 года французская армия под предводительством Бонапарта успела захватить почти всю Европу. Обычно Наполеон давал своим солдатам три дня на разграбление захваченного города (кстати, так же он поступил и с Москвой). Возможно, он бы вошел в историю как самый выдающийся и успешный завоеватель… Если бы не споткнулся о Россию.

Именно с наступления на Российскую империю начался закат великолепной карьеры Наполеона. На момент вторжения его армия насчитывала более 600 тысяч солдат (к слову, сегодня во Франции числится всего 200 тысяч). Вот только в отличие от небольших европейских государств, которые один за другим ложились под гнетом наполеоновских войск, Россия смогла сопротивляться.

На это повлияла и огромная территория, и тактика выжженной земли (французы не брали с собой много продовольствия, предпочитая кормиться на завоеванных территориях), а также озлобленность местного населения из-за грабежей. Партизанское движение постепенно привело к тому, что оголодавшая французская армия уже к осени начала еще больше мародерствовать, появились случаи дезертирства.

7 сентября 1812 года состоялась знаменитая Бородинская битва. Обе стороны понесли огромные потери – русская армия потеряла около 50 тысяч человек, французская – порядка 35 тысяч. И обе считают это сражение победой для себя. Кутузов не смог остановить наступление на Москву. Но и Наполеон не смог разгромить русскую армию. Кстати, до этого места дошло уже не 600-тысячное, а 135-тысячное войско, так как на новых территориях (особенно с бунтующим населением) нужно было закрепляться, поддерживать порядок.

© Sputnik / В. Бабайлов
Битва на Березине

И эта битва оказалась решающей для всей военной кампании Наполеона. Его армия потеряла более половины своей кавалерии, и впоследствии Бонапарту так и не удалось ее восстановить. Можно было бы еще долго расписывать, как начался второй этап этой войны, как наполеоновская армия отступала до границ России. Но главное ведь итог. А он гласит, что война с Российской Империей закончилась почти полным уничтожением армии Наполеона, а в марте 1814 года уже русская армия во главе с императором Александром I триумфально вступила на улицы Парижа.

И хотя с легкой руки Бонапарта, который винил в своем поражении российские морозы, основной причиной поражения французов считают именно погоду, это далеко не так. Мороз одинаково суров как к захватчикам, так и к защитникам, и армии находились в одинаковых условиях. Еще с тех пор французам стоило бы понять, что ссориться с Россией не стоит. Но нынешнее правительство Пятой республики, кажется, забыло уроки истории.

Дружить с Россией выгодно

Пожалуй, такой урок могли бы вынести французы за всю свою историю взаимодействия с Российской империей, СССР и Российской Федерацией.

Первое посольство России во Франции появилось в далеком 1717 году после указа Петра I. Это, по сути, де-юре стало отправной точкой для установления дипломатических отношений между двумя странами. Именно Александр I, при котором Россия победила армию Наполеона, освободив почти всю Европу, добился для побежденной Франции относительно мягких условий мира. Российский император не допустил расчленения ее территории, хотя этого настойчиво требовали на Венском конгрессе Англия и Пруссия.

В ходе Первой мировой войны российская армия не раз спасала французскую. Ценой большой крови, кстати. Первый раз это случилось в первый же год войны – в 1914-м, когда в битве под  Марной французские войска были на грани полного разгрома, а немцы уже готовились осаждать Париж. Именно тогда Российская Империя, не готовая полностью к наступлению, ценой многочисленных жертв начала наступление в Восточной Пруссии. Немецкая армия вынуждена была отреагировать и перетянула туда значительные силы… Париж был спасен.

В 1916 году, когда Франция увязла в "Верденской мясорубке" на десять месяцев, а немецкая военная машина просто каждый день перемалывала тысячи французов, для Парижа ситуация стала критической. И Россия вновь, несмотря на колоссальные потери, обескровленную экономику и проблемы с обеспечением тыла, организовала Брусиловский прорыв (в честь фамилии генерала А. А. Брусилова). Русские войска оттянули на себя большую часть  немецких войск из-под Вердена. Франция опять была спасена.

Она смогла возродиться и после оккупации немецкими войсками. Именно благодаря СССР, который уничтожил фашистские и нацистские режимы во всей Европе, а не американцам, которые пришли в Старый Свет уже в 1944 году, когда исход войны был очевиден.

Москва, кстати, поспособствовала, чтобы Париж числился именно среди стран-победительниц. Фокус внимания был на Шарле де Голле, который занимался сопротивлением во Франции. А ведь против СССР на стороне гитлеровских войск воевало около 200 тысяч французских добровольцев, да и вся промышленность Франции (где было пронацисткое правительство) на протяжении всей Второй мировой обслуживала Третий Рейх.

Можно ведь было Париж поставить в один ряд с проигравшими. Москва этого не сделала, хотя моральное право на это имела. При этом даже во время холодной войны экономические связи только укреплялись, принося выгоду обоим сторонам. В товарообороте Советского Союза Франция занимала место в первой тройке среди западных партнеров Москвы после ФРГ и Финляндии.

7 февраля 1992 года между Россией и Францией было подписано соглашение, подтверждавшее желание обеих стран развивать "согласованные действия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". Всего через 10 лет после этого документ дополнили еще 70 соглашениями и протоколами в самых разных сферах.

С начала 2000-х и по 2022 год товарооборот РФ и Франции демонстрировал впечатляющие показатели. С 2000-го по 2008-й, накануне мирового экономического кризиса, товарооборот увеличился в 7 раз – с $3 млрд в 2000 году до $22,2 млрд в 2008 году. Франция и Россия вошли в десятку основных торговых партнеров друг для друга.

Санкции, которые последовали после начала СВО на Украине (впрочем, как и рестрикции в 2014 году) тут же эхом отразились на бизнесе многих отраслей Франции: тяжелой промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, легкой промышленности.

Многие торговые дома, бренды и корпорации до сих пор стараются не покидать Россию. Разрыв связей с ней слишком не выгоден. И речь не идет об известной всем сети "Ашан" и даже не об энергетическом гиганте Total Energies, которая во многих добычных проектах свою деятельность не свернула (даже не отказалась от своей доли в "Арктик СПГ 2"). Это коснулось огромного количества предприятий, которые не являются гигантами. Уже в 2022-м, когда был основной вал санкций против Москвы, Франция в августе на четверть увеличила объем импорта российских товаров – до €1,1 млрд в месячном выражении.

Все это говорит, что логика, экономика, география и исторический опыт объективно толкают французский бизнес не закрывать двери для российского рынка. В политическом поле, как показала практика последних двухсот лет, Россия – это крайне полезный партнер. Жаль, что в Париже об этом в очередной раз забыли.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме