Спустя две недели после референдума о евроинтеграции, на котором голоса "за" лишь немного перевесили "против", причем в последний момент и только за счет мигрантов в странах ЕС, история повторилась.
Выборы президента Молдавии вышли неоднозначными. Прозападный кандидат Майя Санду, которая кроме молдавского обладает и румынским гражданством, выиграла общие выборы, но в самой стране проиграла. Так же, как и на референдуме, победу ей принесли эмигранты, которые находятся в странах Европы.
То есть исход голосования решили те голоса, которые очень сложно отследить и максимально легко подделать. А вот те, которые жестко регулируются, остались практически неучтенными.
Чем победа Санду в итоге обернется для Молдавии? Этот политик остается в кресле президента на второй срок. Хватит ли у нее времени и влияния, чтобы сделать из этой страны "вторую Украину" и открыть еще один фронт для России?
Право голоса для избранных
Действующий президент Молдавии Майя Санду переизбралась на второй срок. Однако результаты голосования выглядят настолько странно, что могут войти в историю. Кажется, впервые президент победила на выборах не за счет голосования в собственной стране, а с помощью эмигрантов, которые могли проголосовать из государств Запада.
Центризбирком (ЦИК) республики опубликовал результаты в понедельник, 4 ноября. Согласно их данным, при явке 54,34% Майя Санду набрала 55,33% голосов, а кандидат от Партии социалистов (ПСРМ) Александр Стояногло получил 44,67% голосов.
Обращает на себя внимание, однако, одна любопытная деталь. Через час после закрытия избирательных участков, когда было обработано около 90% бюллетеней, в гонке вел Стояногло. На территории Молдавии он набрал 51,19% голосов, а Санду – 48,81%.
Уже после того, как проголосовала диаспора за рубежом, результаты начали меняться в пользу действующего прозападного президента. Так, на 231 участке за границей она набрала 82,77% голосов, а ее оппонент получил всего 17,23%.
Конечно, граждане Молдавии, проживающие за рубежом, тоже имеют право голоса. Но стоит учитывать, как неравномерно распределялись избирательные участки.
Всего за рубежом проголосовали 329,7 тысяч человек. В странах ЕС, США и Канаде было открыто более 200 участков. Больше всего участков было открыто в Италии, где проживает около 250 тысяч молдаван, Германии и Франции – в каждой около 100 тысяч, Британии, Румынии, США. Так, в Италии открыли 60 избирательных участков, в других странах ЕС чуть меньше, в США – 16.
А вот в России, где начитывается самая большая молдавская диаспора, открыли всего два участка, причем оба находятся в Москве, на которых смогли принять только 10 тысяч бюллетеней. А ведь численность молдавской диаспоры РФ, по разным оценкам, составляет до 500 тысяч человек – почти в два раза больше, чем в Италии. В Москве выстраивались огромные очереди. А вот молдаванам, проживающим на Западе, позволили голосовать по почте.

Конечно, в цивилизованной и прогрессивной Европе джентльмены верят друг другу на слово и не станут подтасовывать голоса. Это возможно только в коварной тоталитарной России. А тот факт, что сотням тысяч граждан не позволили проголосовать как раз из-за того, что они не поддерживают проевропейский курс Санду – домыслы и фейки.
Это не руководство Молдавии не позволило организовать нормальные выборы в России, а Москва сама не захотела дать людям доступ к демократическим выборам. Это не команда Санду заблокировала доступ на избирательные участки жителям Приднестровья, перекрыв мост через Днестр, а сработала угроза минирования. Разумеется, именно в такой удобный для Санду момент. Наверняка в этом вообще русские хакеры виноваты.
В целом, возможно, даже подтасовывать голоса не пришлось. Просто проголосовать дали только тем, кто проголосует как надо – диаспоре в европейских странах и жителям столицы. И то план чуть не провалился, поскольку в Молдавии помимо Кишинева есть и другие города. И страна по итогу проголосовала за Стояногло. Санду повезло, что ситуацию удалось решить за счет зарубежной диаспоры.

Как рассказал в беседе с Baltnews политолог Андрей Тихонов, ситуация в Молдавии чем-то схожа с ситуацией на Украине двадцатилетней давности, когда страна была расколота напополам и прозападные силы пришли к власти с помощью внешнего давления.
"Но окончательная победа "проевропейского" курса случилась лишь десять лет спустя при драматичных обстоятельствах. Нынешние выборы можно сравнить с реваншем Януковича, но Запад учел ошибки и не позволил Санду проиграть, в отличие от Ющенко. Развитие ситуации будет зависеть от успешности европейской интеграции Молдавии. Если она останется только на словах, то разочарование от Санду будет только расти. Если будут предприняты реальные шаги в этом направлении, то прозападный режим укрепится", – сказал политолог.
Второй фронт откладывается, но надолго ли?
На Западе некоторые, однако, все же заметили "счастливые случайности", позволившие Санду победить. Лидер французской партии "Патриоты" Флориан Филиппо написал в соцсети X, что "еврофанатики" второй раз побеждают в Молдавии благодаря голосам, "которые почти невозможно проверить", и при этом проигрывают там, где голоса проверить реально.
Во французском издании, хоть и пытаются снова обвинить Россию во вмешательстве в выборы – причем именно на зарубежных участках, где лидировала Санду – признают, что в целом страна очень поляризована – значительная часть не хочет евроинтеграции и выступает за сближение с Москвой.
Но в основном западные СМИ, разумеется, в восторге. The Guardian подчеркивает, что победа Санду станет стимулом для вхождения страны в ЕС. The New York Times отмечает, что результат выборов укрепил надежды Запада на ослабление контроля Москвы над бывшими советскими территориями.
О том, насколько смехотворна победа Санду и как сильно она отдает мошенничеством со стороны той самой цивилизованной Европы, разумеется, никто не упоминает. Как и о том, что, идя по пути русофобии и находясь в непосредственной близости от границы с Украиной, Молдавия, которая тоже имеет на своей территории неразрешенный конфликт, рискует стать вторым фронтом для противостояния Запада с РФ.

Как отметил в беседе с Baltnews председатель коллегии АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства" Юрий Самонкин, Молдавия на данный момент остается партнером России. Хотя, очевидно, отношения значительно испортились с того момента, как главой страны был Игорь Додон. При Санду ситуация ухудшается из-за насильственной румынизации, уничтожения русского языка, антироссийской риторики.
"Евроинтеграция, от которой пострадали Украина, Грузия, многие другие постсоветские страны, может перевернуть и Молдавию. Но вряд ли здесь откроется второй фронт против России по типу киевского. Скорее эта страна пойдет по пути информационного и фейкового противостояния.
Развязать конфликт, как на Донбассе, Молдавия пока не готова. Да, есть напряженная ситуация с Приднестровьем, но там все же существуют договоренности, есть диалог. В Украине же был только "Минск 1 и 2", который в итоге не работал. В Молдавии с этим легче, и с Приднестровьем хотя бы разговаривают", – считает политолог.
Самонкин полагает, что ущерб от этих выборов в краткосрочной и средней срочной перспективе – в 2024-2025 гг., – будет состоять в экономических потерях. Молдавия показала, что не стремится к многополярному мироустройству. Она станет постсоветской бензоколонкой для Запада, еще одним рынком сбыта. В этом отношении Молдавия повторит судьбу Украины, Грузии.
"Даже достаточно сильная позиция оппозиции, которая придерживается мнения, что не нужно ввязываться в противостояние с Россией, не помогла это исправить. Но при этом Санду ведет себя агрессивно в информационной плоскости, а вот в военных моментах осторожничает.
Неудивительно, учитывая, что страна находится на границе с Украиной и любой шаг в сторону, любая провокация может закончиться плачевно. Но у Санду скорее прорумынские взгляды, чем проамериканские, у которых в приоритете открытие второго фронта против РФ. Впрочем, США тоже предпочли бы этот второй фронт открыть где-нибудь в Центральной Азии. Также стоит учитывать, что очень многое будет зависеть от того, как пройдут американские выборы", – резюмировал собеседник Baltnews.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.