Антироссийскими санкциями Эстония стреляет себе в ногу

Флаги Эстонии и России
© Sputnik / Вадим Анцупов

Ленар Салимуллин

Власти Эстонии вводят против восточного соседа более жесткие санкции, чем общеевропейские, но, как свидетельствует статистика, на России это никак не отражается – в отличие от самой балтийской республики.

В последние годы мы наблюдаем остервенелые попытки властей Эстонской Республики не терять места в авангарде противников нашей страны, выдумывать все новые антироссийские санкции, зачастую более агрессивные, чем согласованные на общеевропейском уровне. Руководство Эстонии всерьез рассуждает о необходимости введения тотального эмбарго на торговлю с Россией, предпочитая закрывать глаза на возможные последствия подобного шага.

А задуматься правительству К. Михала есть над чем. Напомню, что сворачивание взаимовыгодной кооперации с российскими партнерами поставило на грань выживания целые отрасли национального хозяйства республики.

Отсутствие сырья с нашего рынка привело к катастрофическим последствиям для деревообрабатывающей промышленности, отказ от импорта энергоресурсов – к значительному увеличению цен на топливо, которые продолжают разгонять инфляцию, прекращение транзита товаров на восточном направлении – к обрушению объемов железнодорожных грузоперевозок (на 84% по сравнению с 2021 г.), вынужденному закрытию некогда преуспевавших логистических компаний, простою и массовым увольнениям в эстонских портах (перевалка товаров за тот же период сократилась более чем на 40%).

Недальновидное отгораживание от гостей из нашей страны вкупе с введением новых и повышением существующих поборов стало причиной глубочайшего кризиса в туристической сфере, вследствие чего работники мест размещения и предприятий общественного питания проводят акции протеста.

Следствием непродуманных действий властей стало заметное ухудшение общей социально-экономической ситуации в республике. Эстония входит в тройку "лидеров" Евросоюза по уровню инфляции (за последние три года цены на потребительские товары увеличились на треть), "топ пять" государств объединения с наиболее высокой безработицей (7,6%) и остается одной из немногих стран в мире, чей ВВП сокращается третий год кряду (даже по оптимистичным прогнозам Минфина ЭР, в 2024 г. спад составит не менее 1%). В абсолютной и относительной бедности сегодня проживает около четверти всех эстоноземельцев.

В 2023 г. зафиксирован антирекорд по уровню рождаемости, а индекс экономической уверенности населения достиг низшей точки за всю историю наблюдений. О царящих в обществе настроениях можно судить по результатам недавних соцопросов: 70% жителей республики воспринимают правительство как "врага, который изматывает народ".

А что же Россия, которую президент А. Карис мечтал "поставить на колени"? Факты говорят сами за себя: после повышения на 3,5% в 2023 г. национальный ВВП к концу текущего года прибавит еще 3,9%. С 1 января 2024 г. индустриальный рост составил 4,5%, обрабатывающий сектор увеличился на 7,9%, машиностроение – почти на 20%. Сохраняется рекордно низкий уровень безработицы – 2,4%.

Все эти цифры наглядно демонстрируют не только бесперспективность санкционного давления на нашу страну, но и подтверждают справедливость высказываемого многими здравомыслящими людьми тезиса о том, что, закрываясь от динамично развивающегося восточного соседа, Эстония стреляет себе же в ногу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на