Часть ЕС хотела бы снять санкции с России – но Старший Брат будет против

Президент России Владимир Путин (справа) и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан (слева)
© AP Photo / Valeriy Sharifulin

Любовь Безродная

В западном инфополе все чаще говорят о завершении украинского конфликта или хотя бы о прекращении военных действий. И даже до того, как переговорный процесс сдвинулся с мертвой точки, некоторые страны уже начали грезить снятием санкций.

После того, как между Россией и США начался хотя бы минимальный диалог и популисты предположили, что отношения будут теплеть, начались разговоры о снятии санкций с РФ. И хотя госсекретарь Марко Рубио не стал отвечать вопрос об отмене рестрикций, желающие все же уцепились за подобную возможность.

В Венгрии заявили, что обсудят с США отмену санкций против России. В частности, речь идет о тех ограничениях, которые затрагивают энергетический сектор и таким образом вредят европейским странам.

На деле же многие антироссийские санкции негативно повлияли на экономику стран Европы и США. Могут ли страны ЕС последовать за Венгрией, стремясь отменить наиболее невыгодные для себя рестрикции, или Будапешт снова останется почти в одиночестве?

Убытки против идеологии

Министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто обсудил с министром финансов США Скоттом Бессентом возможность отмены ряда санкций против России. Все рестрикции, о которых говорили политики, относятся к энергетическому сектору.

Сийярто считает, что эти санкции угрожают энергетической безопасности Венгрии. Удивительно, ведь не так давно в Брюсселе и в Вашингтоне пытались доказать всему миру, что именно поставки газа из РФ подрывают энергетическую безопасность Евросоюза. Объясняли это тем, что зависимость от трубопроводного российского газа – якобы зло и повод для шантажа со стороны Москвы.

Венгрия на протяжении всего украинского конфликта выражала сомнения в целесообразности некоторых санкций против РФ. Еще в 2022 году Виктор Орбан заявлял, что санкции Евросоюза, введенные против России, не достигли своей цели и наносят вред европейской экономике. Позже, в начале 2023 года Будапешт отказывался поддержать ограничительные меры в отношении российской атомной энергетики, посчитав их опасными.

В начале 2024 года Венгрия и вовсе потребовала от Брюсселя "твердых гарантий того, что ее экономическая безопасность не будет поставлена под угрозу в результате действий Украины, а также санкций Евросоюза против РФ".

Очевидно, никаких гарантий Будапешт не получил, поскольку меньше чем через месяц начал намекать на переговоры о снятии части рестрикций. Особенно после 1 января 2025 года, когда Украина остановила транзит российского газа (15 млрд кубометров в год), значительная часть которого как раз предназначалась для Венгрии.

Премьер-министр Виктор Орбан не так давно заявил, что из-за санкций Евросоюза его страна потеряла примерно 19 млрд евро. Представители других стран не были столь же откровенны, но если подсчитать, сколько европейцам пришлось переплатить за газ, сколько производств закрылось по всему ЕС, сколько людей потеряло работу и как замедлилось развитие, сумма будет более чем приличная.

Да, антироссийские санкции не являются причиной ни экономического, ни энергетического кризиса в Европе. Но они усугубили и без того непростое положение, существенно повысив издержки ЕС.

И пока США делают шаги на сближение с Москвой, Евросоюз только усиливает санкционное давление. Накануне ЕС согласовал 16-й пакет антироссийских рестрикций и сегодня опасается лишь того, что Америка смягчит свои ограничения. Тогда получится, что пока Европа кладет свою экономику на алтарь борьбы с Россией, США поступают так, как выгодно им.

А ведь если отбросить официальную идеологию ЕС, многие страны захотели бы снять те санкции, которые вредят их экономике. Как объяснил в беседе с Baltnews основатель инвестиционной компании SharesPro Денис Астафьев, среди стран ЕС, которые могут выступать за смягчение рестрикций, можно выделить Словакию, Италию, Грецию и, возможно, Австрию. Эти государства заинтересованы в снижении экономических потерь, вызванных ограничительными мерами.

"Одной из ключевых проблем для Европы остаются энергетические санкции. Запрет на импорт российской нефти и нефтепродуктов привел к росту цен и нестабильности на рынке энергоресурсов, что особенно ощутимо для промышленности и транспорта. Финансовые санкции, включая отключение российских банков от SWIFT, осложнили торговые операции, увеличили транзакционные издержки и усложнили платежи, что негативно сказывается на европейском бизнесе.

Запрет на импорт и экспорт определенных товаров разорвал привычные цепочки поставок. Это ударило по отдельным секторам экономики, особенно в промышленности и сельском хозяйстве, которые зависели от российских сырьевых ресурсов. Недавний запрет на импорт российского алюминия может серьезно повлиять на европейскую промышленность, учитывая зависимость ряда отраслей от этого металла", – рассказал экономист.

Кроме того, Астафьев напомнил, что санкции привели к логистическим сложностям. Ограничения в транспортировке, страховании и маршрутах поставок сделали перевозки менее предсказуемыми и более затратными.

США снимать санкции можно, а ЕС – нельзя

Антироссийские ограничения ударили по множеству сфер в самом Евросоюзе, усложняя работу, увеличивая издержки, удлиняя логистическое плечо, что тоже приводит к переплатам. Но проблема в том, что пока официальная идеология Брюсселя – это крайняя русофобия, поделать с этим ничего нельзя. Даже Венгрию, несмотря на сопротивление, так или иначе заставили исполнять санкции против РФ.

В США же ситуация немного отличается. Во-первых, эта страна всегда без проблем позволяла себе снимать те санкции, которые были им не выгодны. Таких случаев достаточно много. 

Например, в декабре 2020 года Вашингтон опубликовал список предприятий, против которых ввели санкции. Среди них оказался крупнейший производитель российского титана "ВСМПО-Ависма". Но не прошло и месяца, как Минторг США был вынужден отменить ограничительные меры против предприятия, поскольку без российского титана пострадает авиастроение в Америке.

Во-вторых, в Соединенных Штатах на глазах меняется идеология. Дональд Трамп принадлежит к числу правых консерваторов и придерживается политики протекционизма. Нельзя сказать, что Украина ему совсем не интересна – этот конфликт все же остается отличным способом оказывать давление на Россию. Однако вкладывать в Киев такие суммы, как его предшественник, Трамп не собирается. Да и начавшийся диалог с РФ показывает, что США были бы не прочь наладить сотрудничество там, где это выгодно.

В Европе подобное себе позволить не могут, и не только из-за идеологии. Дело в том, что снятие европейских санкций не в интересах США. Сам Вашингтон может взять курс на сближение с Москвой, а вот Брюссель – уже нет, хотя этого хотели бы многие страны ЕС.

Младший научный сотрудник Центра стратегических исследований экономического факультета РУДН Станислав Арнетт напомнил в беседе с Baltnews, что Будапешт хорошо осознает негативные эффекты от односторонних ограничительных мер. За три года ущерб составил примерно 19 млрд евро, и это при том, что товарооборот был относительно стабильным: с 2014 года он сократился всего на 17,8%.

"Наибольший вред наносят ограничения в энергетическом секторе. Премьер-министр Орбан неоднократно выступал против данных мер, ведь они нерациональны, наносят ущерб экономическим интересам страны, разгоняют инфляцию, что снижает благосостояние населения и подрывает доверие к действующему руководству страны. Также снятие подобных санкций могло бы быть в интересах Словакии: власти неоднократно блокировали инициативы по ужесточению ограничительных мер, особенно в энергетическом секторе.

Германия и Австрия, чья промышленность зависит от российских ресурсов, также могут быть заинтересованы в отмене мер. Запрет на импорт первичного алюминия, который составляет шесть процентов общего импорта ЕС, негативно отразилось на машиностроении и металлургии. В долгосрочной перспективе давление бизнеса может усилить скепсис в отношении ограничений", – рассказал экономист.

Арнетт отметил, что французские компании продолжают сотрудничество с Россией в сфере энергетики. Санкции против СПГ и нефти могут подтолкнуть Париж к поиску компромиссов, особенно на фоне переговоров США и РФ.

"Но при этом стоит отметить, что европейские санкции в целом соответствуют экономическим интересам Америки, ведь они помогли штатам нарастить свой экспорт СПГ в Европу. Более того, сохранение европейских санкций против России может позволить Вашингтону сблизиться с Москвой, имея единого врага в лице Евросоюза. В частности, это возможность нарастить товарооборот в тех секторах, в которых страны ЕС утратили позиции", – резюмировал эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на