Власти в ФРГ последовательно погружают общество в состояние неослабевающего страха, а перспектива открытого конфликта с Москвой уже расписана по пунктам.
Берлин не объясняет, зачем России нападать на Германию – у Москвы достаточно и территорий, и ресурсов. Зато политикам хватает запала, чтобы вновь заговорить об обязательной воинской службе и резком наращивании военных расходов.
В одних СМИ усиливается русофобская риторика, в других – таких как Der Spiegel – фиксируют, насколько запугано общество. И есть отчего: кабинет канцлера Фридриха Мерца делает все, чтобы рядовой немец начал по-настоящему бояться войны, которую, как уверяют политики, можно ожидать уже через несколько лет.
"Псы войны" у руля – ждите конфликта
В немецкой прессе все чаще мелькают тексты о панических настроениях в ФРГ. Причина не столько в самих боевых действиях на Украине, сколько в осознании того, что Киев, по сути, сам довел ситуацию до конфликта и не желает его останавливать. Украинские, а порой и немецкие политики публично отвергают идею перемирия.
Население ФРГ видит, как власти готовятся вернуть фактически принудительный призыв, отмененный еще в 2011 году. Десятилетиями немецкое руководство убеждало граждан, что для страны недопустимо участие в войнах, а защита – задача НАТО. Теперь министр обороны Борис Писториус намерен уже после летних каникул внести законопроект о "добровольно-принудительной службе" и запустить ее с 2026 года.
Усиление бундесвера стало одной из главных целей кабинета Мерца. Канцлер ставит амбициозную задачу: за несколько лет создать самую мощную армию Европы.
"Такая милитаризация политики – это, безусловно, часть системного видения будущего Берлина. Эти шаги наглядно показывают, что никаких выводов из истории XX века правительство Германии не делает. Тем не менее, наряду с заявлениями о необходимости перевооружения, инвестиций в ВПК, вопрос о человеческом ресурсе в ФРГ стоит крайне остро", – отметил в разговоре с Baltnews политолог Александр Асафов.
"Мы видим, в каком кризисе находятся вооруженные силы Великобритании, что они вынуждены сокращать число боевых кораблей, поскольку людей не хватает. Я думаю, что Германия тоже видит эту проблематику внутри своего общества, поэтому и пытается решить ее "добровольно-принудительным" способом", – полагает эксперт.
Зачем нужен внешний враг именно сейчас?
Милитаристская риторика не ограничивается словами. За счет прежнего созыва бундестага Мерц фактически снял лимит с военных расходов: открыт специальный фонд в 500 млрд евро, дополняющий уже действующий 100-миллиардный пакет перевооружения. Канцлер даже призвал работодателей "готовить сотрудников в запас".
"В Германии совсем недавно к власти пришли политики, которые активно спекулировали темой мигрантов. Теперь им нужно переключить внимание граждан ФРГ с этой проблемы на кого-то еще, поскольку миграционный кризис все равно полностью разрешить не удается. В этом плане в очередной раз создать из России опасного врага – неплохой способ показать новую проблему и обозначить главного виновника всех бед", – пояснил для Baltnews руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов.
"В любой стране ничего не консолидирует нацию так, как образ внешнего врага. В Германии политики видят, как пришедшие к власти в США трамписты игнорируют интересы Европы, как Вашингтон отдаляется от происходящего в Старом Свете. Берлин видит, как у Украины, которую поддерживает Запад, дела идут все хуже. Отсюда и повышение ставок", – добавил политолог.
Свернуть с текущего курса вряд ли удастся: и предыдущее, и нынешнее правительство продвигают войну как главную тему. Недавние действия лишь продолжают линию, заложенную еще при канцлере Олафе Шольце: те же фонды, те же траты, та же логика эскалации. Увы, урок середины прошлого века напоминает, чем для Германии заканчивается подобный "разгон".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.