Еврокомиссия использует угрозу совместных заимствований стран ЕС ради трат на Украину, чтобы заставить члены Евросоюза захватить российские активы.
Еврокомиссия (ЕК) в очередной раз решила надавить на страны Евросоюза с тем, чтобы они одобрили де-факто отъем российских замороженных активов. Официальная цель – якобы потратить эти средства на помощь для Украины. Неофициальная, но очевидная – пополнить свои карманы, прикрываясь темой украинского конфликта.
Пытаясь убедить страны Старого Света пойти на такой шаг, ЕК предлагает альтернативу – выпуск евробондов на 140 млрд евро. В наднациональной структуре ЕС заявляют, что эти 140 млрд евро будут выплачены России только если Москва прекратит СВО и выплатит репарации Украине. В последнее не верят, пожалуй, даже самые радикально настроенные политики.
Сильнее всех таким инициативам сопротивляется Бельгия, под чьей юрисдикцией и находится большая часть замороженных активов РФ. Но проблема в том, что если этого не сделать, проблемы у Евросоюза все равно будут, причем не менее серьезные.
Цугцванг по-европейски
Сегодня ЕС попал в ситуацию, когда любой ход грозит ухудшить положение. Еврокомиссия спешит с принятием решения по российским активам, поскольку в начале марта у Украины закончатся деньги. Да и Венгрия с Чехией и Словакией сопротивляются помощи Киеву. При этом убедить Бельгию и других важнейших для экономики ЕС стран вроде Германии не получается.
С другой стороны, странам Евросоюза нужны десятки миллионов евро совместного долга, чтобы хоть как-то удержать Украину на плаву. Да и собственные дыры в бюджете нужно чем-то латать – и не факт, что очередная эмиссия поможет.
В Еврокомиссии пришли к выводу, что замороженные активы Центробанка на сумму около 260 млрд евро, более двух третей которых находятся в бельгийском депозитарии Euroclear – это отличный способ решить все проблемы с дефицитом бюджета. Но в Бельгии и других странах справедливо опасаются, что в ответ Москва арестует европейские активы на территории России.
"Более 180 млрд евро российских активов расположены на счетах крупнейшего европейского депозитария – Euroclear. А он находится в юрисдикции Королевства Бельгии, поэтому она первее всех и понесет юридическую ответственность", – пояснил в разговоре с Baltnews к.э.н., доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин.
Более того, сама заморозка этих средств является грубейшим нарушением международного права, в частности, конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, принятой Генассамблеей ООН в 2004 году.
После окончания СВО и подведения итогов в любом случае будет поставлен вопрос о возмещении ущерба и репарациях с учетом того, что страны ЕС уже давно являются участниками конфликта на территории Украины.
"Власти Бельгии, понимают, что придется платить и за похищаемый доход от размещенных средств, который направлялся Украине. Еврокомиссия никаких гарантий дать не может. Что еще хуже, если к концу СВО что-то случится с самими наднациональными структурами, крайней окажется именно Бельгия. Неудивительно, что она сопротивляется в ЕС активнее всех, когда речь идет о присвоении российских активов", – добавил Сергей Зайнуллин.
В итоге перспектива выглядит удручающей любом из вариантов:
- Первый – украсть российские активы и утонуть в судебных исках или потерять всю собственность на территории России.
- Второй – переводить деньги Киеву из своих бюджетов и отказаться от целого ряда социальных программ в своих бюджетах, вызвав череду политических кризисов.
Красть вместе, но отвечать порознь
План Еврокомиссии сегодня весьма прост. Всех скептиков в ЕС, которые не хотят соглашаться на конфискацию российских средств, можно переубедить за счет совместных заимствований. Проще говоря, если страны Евросоюза не хотят красть деньги у России, тогда им придется скидываться на нужды Украины уже непосредственно из своих кошельков.
Как отметила в разговоре с Baltnews руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая, риски манипуляций с активами РФ слишком велики.
"Прецедент может подорвать доверие многих стран и частных инвесторов. Кроме того, возможны судебные иски от РФ, при которых могут быть "зеркально" арестованы бельгийские активы. Поэтому Бельгия настаивает на том, чтобы хотя бы разделить ответственность за такое решение с другими европейскими государствами и Еврокомиссией", – говорит эксперт.
Проблема в том, что разделять ответственность за кражу активов в Евросоюзе никто не собирался изначально. Например, никто не возместил Германии нехватки нефти после того, как Берлин отобрал у "Роснефти" три нефтеперерабатывающих завода на своей территории и запретил импортировать нефть по трубопроводу "Дружба".
Украина как повод
Помощь Киеву, ради которой якобы и затевается весь этот отъем средств у российского центробанка, является лишь отвлекающим маневром. Траты на ВСУ – это идеальные серые схемы для коррупционеров как в Еврокомиссии, так и в национальных правительствах стран ЕС.

Наконец, украинский конфликт подстегивает развитие европейского ВПК. Если стоимость одной акции у немецкой Rheinmetall в феврале 2022-го была около 96 евро, то в октябре 2025-го – более 2 тыс. евро за единицу.
Военно-промышленный комплекс Европы и причастные еврочиновники нуждаются в деньгах, причем безотлагательно. Такая спешка вполне оправдана, ведь чем больше успехов у российской армии, тем туманнее выглядит будущее Украины, а с ним – перспективы получать сверхприбыль.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
