В Риге опасаются и ядерного, и современного высокоточного оружия российской армии, поэтому с облегчением восприняли заверения директора по ядерной политике НАТО Джима Стоукса.
"Ядерный зонтик в полной мере распространяется на страны Балтии, а Россия не должна рассчитывать, что ее угрозы останутся без внимания", – заявил американец в интервью латвийскому национальному телерадиовещателю. По его словам, альянс сохраняет политическую волю и военные возможности для предотвращения применения ядерного оружия против европейцев.
У Латвии нет и не будет атомной бомбы. Но глава кабинета министров, развивая мысли заокеанского гостя, предложила "очень серьезно подумать, какую лепту в безопасность Евросоюза перед лицом российских вызовов способен внести народ Латвии".
По учебникам Гражданской войны
Как водится в подобных случаях, пример глубокой мыслительной работы обществу подали депутаты Сейма. Члены подкомиссии по внутренней безопасности парламентской комиссии по обороне решили обсудить необходимость демонтажа железнодорожных путей у восточной границы – чтобы лишить "потенциального агрессора комфортных условий для вторжения".
В качестве консультантов пригласили представителей Минобороны, вооруженных сил, МИД, служб госбезопасности и пограничной охраны, госпредприятия Latvijas Dzelzceļš и краевой думы Лудзенского края, где заканчиваются прибалтийские рельсы и через ручей начинаются российские.
Между атомной бомбой и путевым разрушителем, конечно, столько же общего, сколько между цветущим ананасом и коровьей лепешкой. Однако народных избранников это не смутило. Бумажная работа внутри ведомств и переписка между ними закипели.
Даже слова парламентского секретаря Минобороны Лиене Гатере о том, что "в настоящее время Латвии не угрожает опасность, требующая демонтажа рельсов", и что "разрушение железных дорог не является серебряной пулей против потенциального агрессора", не остудили пыл новоявленных экспертов по стальным магистралям.
Министр обороны Андрис Спрудс лично подчеркнул: "Если в своем заключении военные и спецслужбы укажут, что демонтаж путей – самое эффективное решение, совет будет учтен. Альтернативой может стать прикрытие железнодорожных линий артиллерийскими системами и беспилотниками".
Тем самым министр невольно выдал очевидное: стальная магистраль "Москва – Рига" сегодня не защищена вовсе. Видимо, забыл он и песню красных латышских стрелков про бронепоезд на запасном пути.
Чужой бюджет лучше своего
18 декабря президент Эдгар Ринкевич провозгласил госбюджет на 2026 год. Приоритетом стала безопасность: расходы на оборону превысят 2 млрд евро и достигнут 4,9% ВВП.
"Мы готовимся к войне, чтобы быть готовыми к миру", – прокомментировала военную часть бюджета премьер Силиня.
"Насколько рационально расходуется оборонный бюджет? Не закупает ли республика оружие для позапрошлых войн?" – поинтересовалась пресса.
Эвика ответила: "Необходимо изменить мышление вооруженных сил". Оказывается, на закрытых заседаниях кабмина "много времени уходит на обсуждение насущных вопросов, потому что генералы часто предлагают вчерашние решения".
Достаточно вспомнить затянувшиеся споры о саблях. Минобороны, не зная, куда инвестировать средства, решило закупить офицерские парадные сабли на 900 тысяч евро. "Вручение парадного холодного оружия – ритуал, установленный в 1920 году и ставший традицией. Сабля является частью формы одежды военнослужащего", – объясняли в ведомстве.
Все так, но должны же современные генералы видеть разницу между кавалерией начала ХХ века и армией второй четверти века XXI? Лишь под давлением критики Спрудс поручил приостановить закупку. Впрочем, сама идея, похоже, продолжает жить в головах военного командования.

Премьера Силиню, впрочем, больше радуют не латвийские, а американские деньги. 17 декабря Сенат США утвердил Закон о национальной обороне: 175 миллионов долларов выделено на Балтийскую инициативу безопасности, направленную на модернизацию вооруженных сил Эстонии, Латвии и Литвы и улучшение их совместимости с силами США и НАТО.
Министр иностранных дел Байба Браже высоко оценила поддержку: "Балтийская инициатива и программа иностранного военного финансирования позволяют Латвии быстрее укреплять сухопутные силы и развивать эшелонированную систему ПВО путем закупки современного оборудования у США".
О том, что часть своей доли Рига может получить техникой неизвестного возраста и состояния, ни глава правительства, ни руководитель МИД не беспокоятся. Браже и Силиня даже в недавнем решении лидеров ЕС предоставить Украине кредит "увидели четкий сигнал для Кремля – Европа не устала и не отступит".
"Соглашение обеспечивает столь необходимый спасательный круг для Киева в то время, когда президент США Дональд Трамп призывает к скорейшему прекращению войны", – говорится в пресс-релизе правительства.
Фактически официальная Рига расписалась в продолжении поддержки конфликта, который воспринимает как "инвестицию в безопасность всей Европы, в том числе Латвии". Цинично, но откровенно.
По мнению премьер-министра, вооруженные силы создали центр подготовки операторов дронов и адаптируют свои возможности – и это хорошо. "Но по опыту Украины ясно, что кроме электронной войны нельзя исключать и тяжелую", – заявила Силиня.
Латвия, во всяком случае, делает все возможное, чтобы приблизить такой сценарий. Хотя сама премьер-министр признавать это не склонна.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
