В школах Прибалтики экспериментируют над маленькими учениками

Дети
Sputnik / Константин Чалабов

Светлана Журавлева

У Литвы, Латвии и Эстонии четыре беды – дураки, дороги, школьное образование и экспериментаторы в школьном образовании. Полнейший кошмар.

В школах Прибалтики катастрофически не хватает учителей. По данным Минобразования Литвы – 650 предметников. Министр образования Латвии Анда Чакша схитрила и на аналогичный вопрос ответила странно: "Не достает 3% педагогов, в Риге чуть больше, чем в регионах". Несмотря на секретность, удалось выяснить: каждой государственной школе нужен минимум один учитель. Итого – почти 700 человек, причем столице – 200.

В Эстонии 1/3 работающих в 7–12 классах учителей математики старше 60 лет. Чтобы заменить выходящих на пенсию педагогов в ближайшее десятилетие понадобится порядка 2000 учителей точных наук и столько же гуманитариев. То есть по состоянию на 1 сентября тоже говорим о дефиците в 600-700 человек, взять которых из воздуха невозможно.

Возрастные педагоги "не тянут" нагрузку. Как можно, если классы переполнены и зачастую состоят из 22-25 учащихся? Но есть примеры, когда за партами одновременно сидит 30-32-36 младшеклассников. Кто вообще, не считая физкультурников, способен мотивировать и верно ориентировать бурлящую энергией ораву?

Такое разное творчество

В день знаний особой креативностью среди прибалтийских столиц отметился Вильнюс. Утром в школы поступило 26 электронных писем на русском языке с угрозами подрывов заблаговременно заложенной взрывчатки. По заверениям пресс-офицера департамента полиции Ревиты Янавичюте, "ни одно из сообщений не подтвердилось, но к обеду аналогичные письма получили многие учебные заведения по всей стране".

Никто грозных электронных писем в глаза не видел, но все знают о "российском следе". Кому еще хочется испортить праздник? И второе наблюдение: устроить русский погром в Литве, особенно в глубинной, элементарно. Достаточно бросить клич вроде "москаляку на гиляку", и желающие найдутся. Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб ничего подобного не случилось.

Что касается других стран Балтии, там подошли к празднику традиционно. В Риге президент Эдгар Ринкевич в поздравлении подчеркнул: "Мы учимся для лучшей и интересной жизни, для лучшей Латвии и лучшего мира. В любом возрасте знания ведут к процветанию и настоящей уверенности в себе". Глава государства пожелал, чтобы педагоги помогали маленьким гражданам становиться смелее и счастливее, и чтобы "новый учебный год был прекрасным".

Бла-бла-бла, иначе не скажешь. В четырех рижских школах и в одном столичном детском саду президента слушали с кислыми минами. Учебные заведения прекращают работу, детсад закрывается. Не до "процветания и настоящей уверенности" бедолагам. Особенно кривлялись учащиеся белорусской основной школы имени Янки Купалы. Упразднение – "яркий пример заботы депутатов городской думы о национальных общинах. Странно, что не запланирована ликвидация таких учебных заведений на 2025 год, когда под нож отправят еще шесть столичных средних школ".

Новостями блеснули и эстонцы. В стране ученики первых и четвертых классов всех школ начали учиться на государственном языке. На фоне образовательной реформы только в Таллине в 2024/2025 учебный год начали 3800 первоклашек, по воле взрослых сразу попавшие в чудовищный котел "дерусификации" образования.

Тема денег неисчерпаема

Учителя хотят роста минимальной зарплаты. Минобразования считает это невозможным. По словам министра Эстонии Кристины Каллас, такое повышение потребовало бы десятки миллионов евро дополнительных средств, найти которые в бюджете невозможно, поскольку расходы в сфере образования должны быть урезаны на 80 млн евро в течение следующих трех лет.

Общественность предлагает повысить вознаграждение учителя до 2042 евро в 2025 году, сказал глава профсоюза учителей Реэмо Вольтри. Переговоры о соглашении между учителями и министерством продолжаются. По словам Вольтри, предстоит согласовать расчет трудовой нагрузки и карьерную модель, под которой "имеется в виду дифференцированная оплата труда учителя в зависимости от его опыта и квалификации".

Министерство образования, науки и спорта Литвы утверждает, что с сентября текущего года средняя зарплата учителей составит примерно 1737 евро "на руки" или 2871 евро брутто, если кому-то эта цифра нравится больше. Профсоюзный вожак Андрюс Навицкас оценивает повышение весьма положительно, как результат борьбы педагогов за свои права. Одновременно справедливо подчеркивает, что "этого недостаточно, чтобы сделать профессию привлекательной для молодежи".

В Латвии зарплаты педагогов – одни из самых низких в ЕС и находятся на четвертом месте с конца шкалы самых низких фактических зарплат учителей среди стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На 34 месте с начала списка стоит Эстония, Литва занимает 30-е.

Как видим, показатели очень скромные, хотя профильные министры трубят о росте зарплат педагогов на 70-130%. Впрочем, Бог им судья. Он знает и о негативе, который в республиканских Минобразования тщательно прячут от общественности под разного рода идеями.

Шито белыми нитками

В Латвии существует такой урок, как "нулевой". Чтобы успеть к нему, каждый третий ребенок встает раньше, чем 06.30 утра. Это нормально? Что думают родители и врачи? Первые возмущаются. Вторые отмалчиваются.

Тема раннего пробуждения очень актуальна для русскоязычных школьников. Факультатив по родному языку зачастую назначают "нулевым уроком". С утра пораньше учителя любят устраивать и консультации, подготовку к экзаменам.

Системный недосып негативно сказывается на здоровье ребенка, школьной оценке, уровне знаний. Во властных кабинетах такие факты никого не волнуют, поскольку "русские должны быть довольны тем, что вообще в Латвии живут и учатся", глумятся националисты из числа молодых политиков.

Радвиле Моркунайте, министр образования Литвы (чисто техническая фигура, посаженная в кресло только для того, чтобы оно не пустовало), положила глаз (или ей посоветовали) на школы-интернаты для проблемных детей. Как правило, спецшколы расположены в самых живописных местах. В СССР на обиженных природой детишках не экономили. Сегодня золотая земля способна принести застройщикам сотни "миллионов" евро, если вовремя и основательно подсуетиться.

Но как быть с контингентом? И родилась идея инклюзивного образования. Даже президент Науседа купился: "Главное для нас – забота о детишках. Новые гетто строить точно не станем, а советские необходимо разрушить". В итоге решено правительством – школьники со спецпотребностями будут учиться вместе со сверстниками, если того пожелают родители.

Между прочим, в США подобную систему вводили постепенно в течение 10 лет. В Литве управились за 10 дней, хотя совершенно ничего не готово – ни школы, ни педагогические составы, ни учащиеся. Ни-че-го.

По статистике министерства, 90% детей с проблемами в развитии уже учатся в обычных школах. У 35 400 детишек "небольшие или средние отклонения", у 12 600 – "большие или очень большие потребности в специальном обучении". Цифры говорят, что страдать в классах придется всем.

Однако только мэр Ширвинтского района (40 км от Вильнюса) Живиле Пинскувене наотрез отказалась участвовать в очередном эксперименте над детьми: "Ни один предыдущий опыт не принес ощутимых результатов, хотя они были просты в сравнении с нынешним. Соглашаясь на предложение чиновников Минобразования, мы гарантированно уничтожим хорошее, однако не сумеем построить даже мало-мальски среднего".

В общих чертах со схожей проблемой столкнулись в Эстонии, с той разницей, что резко вырос интерес к частным школам с русским языком обучения, сообщают журналисты интернет-ресурса "Эхо дня". В качестве примера они приводят ситуацию в инклюзивной школе Vivere, половина учеников которой – дети с особыми образовательными потребностями.

К 1 сентября поступило на 30 больше заявок на обучение именно в связи с переходом на эстоноязычное образование. "Родители понимают, что ребенок по тем или иным причинам не справится с программой полностью на эстонском языке", – говорит соучредитель школы Юлия Столберова.

Как видим, мозаика начала сентября пестрая. Нововведения как бы направлены на улучшение общей ситуации в национальных системах образования. Однако параллельно растет количество проблем из-за скороспелости принимаемых решений и, простите, шапкозакидательства.

Первое и второе только подтверждает, что школьное образование в Прибалтике дано на откуп людям случайным, мало смыслящим в порученном деле. Но умеющих выдерживать генеральную линию государственной власти.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме