Война памяти в Прибалтике: историю превратили в оружие против России

Памятник воинам Советской Армии - освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков в парке Победы на левом берегу Даугавы в Риге.
© Sputnik / Стрингер

Владислав Тимченко

Тема: Острые углы истории

После Победы прошло 80 лет, но в Прибалтике идет война – с исторической памятью. Снос памятников, аресты неугодных историков, институт "неграждан" – кому выгодна ревизия истории, и почему Европа молчит, пока в Риге устраивают шествия почитатели легионеров СС?

В 2025 году мир отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Но если орудия давно смолкли, битва за историческую память продолжается. На днях в РАНХиГС прошел круглый стол с участием экспертов, которые обсудили феномен "мемориальных войн" – противостояния интерпретаций прошлого ради продвижения текущей политики.

Что такое "войны памяти"?

Это борьба за доминирующую версию коллективной памяти, которая служит опорой для власти. Переписывание истории, снос памятников, переименование улиц – все это способы создать новую "историческую реальность". В Прибалтике такая политика проводится для формирования антироссийской идентичности.

Россия, как отметил доктор исторических наук, старший научный сотрудник Московского исламского института Вячеслав Ахмадуллин, защищает историческое наследие согласно Конституции. В частности, в статье 44, пункт 3 указано: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры".

В то же время на постсоветском пространстве – особенно в Литве, Латвии и Эстонии – СССР и современную Россию намеренно отождествляют, называя их "оккупантами". Такая риторика служит для оправдания дискриминации русскоязычного населения: от языковых ограничений до лишения гражданских прав.

Антисоветчики во главе государств

Как признали все приглашенные эксперты, России объявлена война памяти. Это, прежде всего, переписывание истории Советского Союза и особенно итогов Великой Отечественной войны.

Прибалтика методично уничтожает следы советского наследия, и в ход идут снос памятников, языковые запреты, уголовные дела против неугодных историков. Но кого это объединяет? Только правящие элиты, цепляющиеся за власть. Ради этой цели политическое руководство Литвы, Латвии и Эстонии навязало обществу антироссийскую повестку, в том числе взгляд на историю, пусть даже авторитарными и тоталитарными методами.

Как указал главный редактор информационного агентства Baltnews Андрей Стариков, истоки формирования исторической политики в Прибалтике лежат в ее иммиграции, которая бежала на Запад в советское время:  

"Это убежденные антисоветчики, люди, способные к организации и очень мотивированные. Они стали встраиваться в госструктуры и медиа после возвращения в страны Балтии".

Именно этой публике были отданы на откуп вопросы образовательной политики и истории после чистки госаппарата от советского наследия. Главной же задачей их деятельности стало переформатирование общественного сознания населения Балтийских стран под политические нужды и задачи, в основном элементарное выживание самих "элит".

Поэтому прочтение истории в странах Балтии происходит через нарратив о "советской оккупации", на котором основывается и современная русофобия. Другими словами, госаппарат не видит никакой разницы между СССР и Российской Федерацией в том, что касается истории. 

Три кита ревизионизма: как стирают следы общей истории

Докторант Военного университета им. князя Александра Невского МО РФ Руслан Зарипов выделяет три ключевых метода переписывания совместного прошлого и очернения России:

Замалчивание. Снос советских памятников, запрет российских СМИ, уголовные преследования инакомыслящих (например, арест латвийского правозащитника Александра Гапоненко). 

Дискредитация. Создание образа России как "вечной угрозы". Заявления вроде "Москва мечтает захватить Прибалтику" звучат даже в парламентах. К этому же относятся ограничения на въезд россиян и "укрепление" границ

Конструирование альтернативной истории. Акцент на "советскую оккупацию", обеление коллаборационистов (например, шествия в честь ветеранов Латышского легиона СС) и миф о "неславянской идентичности" балтийских народов.  

Давая титульной части населения понять, что "мы с русскими не братья", политики намеренно разделяют население по этническому признаку. Именно с этой целью был создан институт негражданства. Неграждане лишены целого ряда политических и иных прав. 

Такой институт был необходим для грабежа русских, поскольку приватизация обошла стороной "неграждан", пояснил Стариков. Прочтение же истории через "советскую оккупацию" поставило барьер между этническими латышами, эстонцами и литовцами с одной стороны и советскими гражданами, к которым приравняли современное русское население, с другой.

Прибалтийские инструменты "войн памяти"

Как рассказал главный редактор Baltnews, нарративы об "оккупации", создаваемые комиссиями "историков" – главный инструмент, который позволяет властям оправдывать нарушение прав русских, включая отказ от соблюдения Рамочной конвенции ЕС о меньшинствах. 

Еще одним инструментом транслирования собственного взгляда на историю стало введение протокольного мероприятия – обязательного для всех иностранных делегаций посещения музеев оккупации. В ту же логику вписывается героизация латышских, эстонских и литовских подразделений, воевавших на стороне гитлеровской Германии. 

Если в начале XXI века бывшие советские республики еще опасались осуждения со стороны ЕС, то в последнее десятилетие чествование коллаборационистов все больше и больше приветствуется и поощряется. В частности, ежегодно 16 марта в Латвии отмечают "День памяти латышских легионеров", и в торжественных шествия участвуют родственники бывших легионеров, в открытую демонстрировавшие награды гитлеровской Германии, а также националисты и даже политики.

Более того, антисоветские нарративы Прибалтика транслировала и в России, пытаясь расколоть историческое научное сообщество и с помощью участия российских историков легитимизировать собственную версию истории. Однако достаточно быстро у российских ученых появился иммунитет к подобного рода инициативам. 

Национализм в Прибалтике победил? 

Несмотря на переписывание истории, образования и подавление альтернативных взглядов, балтийский национализм  дает трещины. Так, Госконтроль Латвии недавно признал: политика "сплочения общества" проваливается. 

Ветер перемен сметает даже самые устойчивые мифы. Уже все больше и больше граждан стран Балтии начинают относиться со скепсисом к политическим инициативам своих властей. Например, результаты опроса Vilmorus демонстрируют, что 41,5% литовцев выступают против увеличения трат на оборону против "агрессивной" России до 5-6% к 2030 году. И только 44% поддержали это предложение.

Главная же задача российских СМИ и экспертного сообщества – находить слушателя в Прибалтике и доносить свою точку зрения. История не терпит фальсификаций – рано или поздно правда пробьет брешь в стенах, которыми правящие политики в Прибалтике хотели бы отгородиться от соседей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме