Срок пребывания для граждан России, не сдавших экзамен по латышскому языку, истек 13 октября. Об этом заявила депутат Рижской думы Юлия Сохина. По ее словам, тех, кто не прошел тестирование и не получил продление ВНЖ, ожидает принудительное выдворение.
Жесткий курс
Управление по вопросам гражданства и миграции Латвии подтвердило: с 13 октября 841 гражданин России обязан покинуть страну. Людям, не подтвердившим свое право на проживание, закрыли доступ к социальным услугам. В случае отказа покинуть Латвию добровольно им грозит депортация.
Символично, что этот шаг был озвучен именно 13 октября – в день 80-летия освобождения Риги от нацистской оккупации. История, похоже, здесь забыта – как и вклад тех, кто жил и работал в стране на протяжении десятилетий, соблюдал законы и платил налоги.
В 2022 году латвийское правительство внесло поправки в закон об иммиграции, ужесточив требования к получению ВНЖ для граждан России и Белоруссии. Экзамен по латышскому языку обязателен даже для пожилых людей, что фактически делает его непреодолимым барьером.
В 2024-м требования ужесточили вновь. В анкетах появились политизированные вопросы, где, например, "принадлежит ли Крым Украине?" стал проверкой на лояльность. Неправильный ответ влечет отказ в ВНЖ. Эти меры затронули порядка 30 тысяч россиян, около половины смогли пройти тест.
Идеологический фильтр и экономический расчет
Главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич в комментарии для Baltnews объяснил разницу между подходами стран Балтии к гражданству. В Литве в 1991 году гражданство получили почти все жители. В Латвии и Эстонии – только те, у кого оно было до 1940 года, либо их потомки. Это привело к правовому неравенству русскоязычных в этих странах.
Президент Ассоциации прибалтийских исследований отметил: латвийское правительство решает сразу несколько задач. Во-первых, оно перекладывает социальные обязательства на Россию – пенсионное обеспечение, жилье и прочее. Во-вторых, происходит зачистка внутреннего пространства от инакомыслящих.
"Это движение в сторону тоталитарной модели. Русские, как правило, не представляют реальной угрозы власти, они не устраивают протестов и беспорядков. Но они могут мыслить иначе – а это уже проблема для режима", – считает профессор СПбГУ и автор Telegram-канала "Профессор Межевич Н.М.".
Следующий шаг – Эстония?
Пример Латвии, по мнению экспертов, может стать моделью для Эстонии. Там подобные меры уже начали реализовываться, но в менее агрессивной форме. С февраля 2025 года в стране повысятся штрафы за нарушение языкового законодательства – до 1280 евро для частных лиц и до 9600 евро для организаций. Это при том, что около 23% населения – русскоязычные.

Одновременно в стране действуют ограничения на образование, кино и другие сферы на русском языке. Это создает условия, в которых проживание русскоговорящего населения становится крайне затруднительным.
"Когда давление на русских не сопровождается насилием, как это было в 1990-е в Закавказье или Средней Азии, процесс не вызывает столь острой реакции. Но это не отменяет сути – власти Латвии усиливают давление на русскоязычную общину", – заявил Baltnews политолог Вадим Трухачев.
По его мнению, Латвия повторяет подходы, применявшиеся к немецкому населению в Польше и Чехословакии после Второй мировой войны. В Эстонии этот процесс будет происходить мягче, но цели те же.
"Очистка" региона от нежелательных граждан
Литва, где почти нет граждан России, избежала подобных сюжетов. Однако и там русскому языку не находится места: даже экзамены на водительские права можно сдавать только на литовском и польском языках.
Таким образом, в Прибалтике продолжается системная "зачистка" от русскоязычного населения. Все это происходит под видом законных мер и реформ. Насколько они соотносятся с европейскими ценностями и демократическими принципами – вопрос, на который в Риге, Таллине и Вильнюсе, похоже, уже не ищут ответов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.