В беседе с Baltnews главный научный сотрудник Института Европы Российской академии наук Николай Межевич объяснил, какие меры может предпринять Россия в связи с лишением свободы на 10 лет в Латвии правозащитника Александра Гапоненко.
"Здесь практически отсутствуют правовые механизмы взаимодействия с Латвией. У нас есть дипломатические отношения, правда, уже не на уровне послов. Единственное, что можно было бы использовать, это брать в заложники граждан Латвии, предиктивно наказывать на нереальные сроки. И затем менять. Надо переходить к практике обмена", – полагает он.
Он напомнил, что даже с фашистской Германией менялись дипломатами в 1941 году. Латвия же, по мнению специалиста, хуже фашистской Германии, но такой механизм в принципе возможен.
"У нас с Латвией был опыт отношений с 1920-го по 1940-й год, но это были на нынешнем фоне просто взаимовыгодные отношения. А сейчас другая ситуация", – пояснил Межевич.
"Эстонии, Латвии, Литве, в отличие от Финляндии и Польши, отступать просто некуда. Польша и Финляндия могут сделать нам предложения, от которых, как говорил Дон Корлеоне, трудно отказаться или невозможно отказаться. А Финляндия может сказать, вы знаете, там были плохие люди. Они уже уехали из Финляндии. В целом финский народ выступает за дружбу с великим русским народом. В Эстонии, Латвии, Литве это невозможно. Там вся элита занимает одну позицию. И внесудебное преследование было замаскировано в рамках формальной судебной процедуры", – подчеркнул собеседник Baltnews.
Ранее в Латвии суд признал виновным профессора Александра Гапоненко по обоим инкриминируемым ему статьям: в разжигании этнической ненависти (ст. 78 УЗ Латвии) и в помощи иностранному государству в действиях, направленных против Латвии, совершенных в группе лиц (ст. 81 прим ч. 2).
Активиста задержали в феврале 2025 года, обвинив в высказываниях, которые он сделал во время публичной дискуссии в столице России. По мнению СГБ, они представляют угрозу национальной безопасности Латвии.
