"Сила в Путине": антифашисты Прибалтики обещают вернуться в Ригу на танках

Президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции в рамках XVI саммита БРИКС в Казани
Фотохост-агентство brics-russia2024.ru

Светлана Журавлева

В Латвии активисты троллят чиновников из государственной и муниципальных полицейских структур. Особенно часто листовки с пророссийским содержанием можно видеть на востоке страны.

"Сила в Путине. У кого Путин, тот и сильнее. Выполненные типографским способом плакаты с портретом президента России и прокремлевским текстом появились в нескольких населенных пунктах Латгалии одновременно, что свидетельствует о наличии разветвленной подпольной сети сторонников Москвы". Доклады такого содержания буквально сыпались на стол начальника Латгальского регионального управления полиции.

Сотрудники правоохранительных органов продолжают фиксировать в этих районах "символы прославления Российской Федерации", пишут перевозбужденные местные СМИ. Они же рассказывают, как стражи правопорядка по городам и деревням ищут "неуловимых пророссийских мстителей", которые под покровом ночи, а иногда и средь рабочего дня расклеивают-разбрасывают листовки, оскорбительные для патриотического латышского глаза и уха.

Неуловимые мстители

Для искренних сторонников Русского мира оскорбительны требования националистов "чемодан – вокзал – Россия". Как заявила на днях называющая себя поэтессой Лиана Ланга (настоящая фамилия – Бокша), главная дерусификаторша в республике, "славяне здесь никогда не жили, а приютить староверов было ошибкой".

"Сейчас их многочисленное потомство требует русский язык в качестве второго неформального государственного языка", – пишет Ланга в социальных сетях, ссылаясь на статьи историка националистического толка Андриса Шне.

Вот что он проповедует – ни в Риге, ни на территории Латвии не было предков современных русских: "Утверждения, что они жили здесь еще в XIII веке, ничем не подтверждаются".

Но Божья справедливость существует. За разжигание ненависти к группе лиц не латышской национальности дерусификаторшу вызывали в полицию. Справедливости ради отметим – это был, пожалуй, единственный случай реакции силовиков на русофобию. Он не завершился ничем. Ланге лишь погрозили пальчиком, поскольку в Госполиции служат носители точно таких же взглядов.

Однако на уровне республики c прорусскими – а значит, по логике властей, антилатышскими – настроениями нужно что-то делать, решили в Министерстве внутренних дел. Лично глава ведомства Рихардс Козловскис предложил несколько мер, которые вызывают, мягко сказать, удивление, хотя преследуют желание, цитируем документ для служебного пользования, "не допустить нарушения общественного порядка, угрозы нацбезопасности и избежать возможных негативных последствий ситуации, сложившейся в РФ".

Не исключается, что листовки клеят, разбрасывают и раздают белорусы, въехавшие в Латвию через погранпереход Патерниеки (на сопредельной стороне – поселок Григоровщина Витебской области). Поэтому Государственной погранохране, как и родственным ей учреждениям, разрешено публично (по объявлениям в прессе и в соцсетях) приглашать потенциальных сотрудников на работу в службу специальных операций Sigma.

Под родственными подразделениями в МВД понимают антитеррористический отряд Госполиции "Омега", отряд специального назначения Национальных вооруженных сил, Службу государственной безопасности. Кроме них, Бюро по защите Конституции готово пополнить штат сотрудниками разведки, а управление по предупреждению и борьбе с коррупцией (KNAB) – оперативными работниками.

Несложно вообразить, какого качества человеческий материал придет в важнейшие государственные структуры по объявлению на столбах. Впрочем, высшего сорта и не нужен. Например, в "Сигме" новобранцам как раз поручат вынюхивать в Латгалии следы "мстителей".

Латвийский Донбасс

Латгалия для официальной Риги – восточный пограничный регион, особенно проблемный для безопасности Латвии. Это "ребенок с особыми потребностями", как написала "Латышская газета". Ее журналисты поработали на совесть:

"Малолояльная центру Латгалия – неорганизованная инфраструктура с информационным пространством, управляемым пропагандой, этнически разнообразным населением, потоками нелегальных мигрантов".

Новомодный европейский термин "региональная привлекательность" для русскоязычного региона не подходит совершенно, считает министр внутренних дел. В этом смысле, по его словам, "Латвия – слабое звено в Балтии".

Гунда Рейре, парламентский секретарь министерства иностранных дел, отметила – причин для оптимизма нет. Янис Эглитис из Минобороны предложил усилить децентрализацию власти, перемещая в Латгалию "для ее укрепления госучреждения, чтобы создать у людей чувство принадлежности". Главный экономист департамента денежной политики Банка Латвии Олег Красноперов видит причины напряженных отношений приграничной провинции с Ригой в том, что Латгалия – самый бедный регион Балтии с довольно слабым развитием.

Даже глава государства Эдгар Ринкевич не скрывает: там – латвийский Донбасс и латвийский Луганск со всеми возможными последствиями.

Янис Сартс, директор центра передового опыта НАТО по стратегическим коммуникациям, вынужден признать: несмотря на усилия государства, явных сторонников Кремля в Латвии стало меньше, но оставшиеся молча радикализируются. Антигосударственные дискуссии из публичного пространства переместились на закрытые форумы. Сторонники Кремля стали еще большими радикалами, все более явно следуют за российской пропагандой.

По мнению Сартса, необходимо продолжать строгое отношение к тем, кто поддерживает и прославляет российский опыт и достижения. Один из способов – призыв к патриотически настроенным гражданам выявлять и не стесняться сообщать о выявленных фактах антигосударственной деятельности русскоговорящих и латышей, нелояльных государству. Мол, иного пути для борьбы с инакомыслием просто нет.

Антифашисты обещают вернуться

Подобные призывы, однако, не особо пугают антифашистов. Как автору данного текста сказали знающие люди: "Отступать некуда. Ты или сопротивляешься насилию, или тебя уничтожают".

Возможно, сказано слишком уж резко, но, когда вас обвиняют в создании межэтнической напряженности путем распространения различных прокремлевских нарративов, церемониться прокуроры не станут, стоит лишь оказаться у них в лапах.

Примеров тому миллион, начиная с известных в Латвии экс-депутата Европейского парламента Татьяны Жданок и правозащитника Александра Гапоненко, заканчивая даугавпилсскими старушками с красными гвоздиками в руках.

Что силовики называют антигосударственной деятельностью, на деле является попыткой защитить альтернативные интересы. "Смысл существования Латвии – как и всей Балтии – в том, чтобы причинить максимальный вред России и каждому русскому", – считают антифашисты Сергей Васильев и Вадим Авва. Их коллега Виктория Матуле поддерживает соотечественников, "оказавшихся в пределах оккупированных НАТО территорий" и обещает им "возвращение русских танков".

До танков дело вряд ли дойдет, поэтому обольщаться не стоит.   Однако в защиту и покровительство со стороны Российской Федерации верить необходимо. Обязательно наступит время, когда каждому воздастся по делам его.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме