Высылка россиян как пробный шаг: кого Латвия сочтет лишним завтра

Паспорт гражданина Латвии, вид на жительство иностранного гражданина, паспорт гражданина РФ
© Baltnews

Светлана Журавлева

Латвия высылает россиян, но речь уже не о языке. Власть осваивает язык вражды, а общество привыкает к нетерпимости. Кто следующий?

Из Латвии решено выслать 841 гражданина Российской Федерации. Кого именно из россиян решено выдворить в первую очередь, определяло Управление по делам гражданства и миграции. Как уже сообщалось, "красной линией" был обозначен латышский язык.

Сдал экзамен – получаешь статус постоянного резидента Европейского союза, живи и работай. Не осилил "мову" – недостоин нового статуса: трудиться можно, но помни, что билет в один конец – в Россию – Латвийская Республика на тебя уже оформила и фактически выписала.

Что получит республика?

Какие выгоды извлечет государство, помимо сокращения числа иностранцев с паспортами РФ? Если это – единственная цель, стоило ли затевать столь дорогостоящую проверку знаний? Расходы на организацию экзаменов явно превысили потенциальную пользу: в основном "красную линию" не смогли пересечь пожилые, пенсионеры и нетрудоспособные.

Доктора экономических наук, экс-депутата Европарламента Инесе Вайдере – известную также по скандальному делу, инициированному ею против коллеги по ЕП от Русского союза Латвии Татьяны Жданок за высказывание о схожести положения русских в современной Латвии с положением евреев в Европе перед Второй мировой войной (Служба госбезопасности оснований для обвинения Жданок не усмотрела), – спросили:

"Что от высылки россиян получат, скажем, моя мама и крестная тетя из деревни Талси?"

Ответ доктора наук обескураживает:

"Думаю, мама и бабушка в Талси получат от этого возросшую уверенность в себе. Уверенность в том, что мы можем защитить ценности страны, наш язык. Мы можем быть последовательными. Думаю, нам это действительно нужно".

Что возмущает в этих словах?

Многие образованные люди не понимают, почему для того, чтобы чувствовать уверенность в себе, латыш должен унижать и выдворять человека иной национальности из своего города или деревни. Маэстро Раймонд Паулс спрашивает: "Разве человечество не придумало ничего умнее?"

К точке зрения известного композитора можно добавить трагические факты: летом и осенью 1941 года в Латвии происходили массовые расправы над евреями. Среди палачей значился летчик Герберт Цукурс – один из тех, кто участвовал в убийствах в рижском гетто и при отправке заключенных в Румбулу. Сегодня националисты пытаются оправдать его, забывая, что он был соучастником массовых преступлений.

Возможно, и он ощущал "уверенность в себе", участвуя в "очищении" Латвии?

Страшно осознавать, как быстро забывается история. Латыши столетиями не считались хозяевами на собственной земле – об этом напоминают тевтонские замки Сигулды и Цесиса, и сама Рига, куда даже бедных латышей не пускали в немецкие храмы.

Сегодня те, кто в прошлом сами были в положении притесняемых, добиваются "огромной пользы для латвийского народа" путем выдворения 841 гражданина РФ. Так, по крайней мере, заявила Инесе Вайдере в телепрограмме. При этом она выражает недовольство тем, что приходится оправдываться перед европейскими политиками левого толка, якобы "подверженными влиянию российской пропаганды":

"Слово "депортация" очень удачно выбрано русской стороной. Приходится объяснять, что происходящее в Латвии не имеет к депортации никакого отношения. ЕС – правовое государство. Когда кто-то нарушает закон, следует наказание. Если выдворение считать наказанием, то это – справедливое решение. Я бы даже не назвала это наказанием", – говорит Вайдере.

А если это допустимо в библиотеке?

Недавно в Национальной библиотеке, учреждении с высоким уровнем доступа, была представлена выставка современной украинской живописи и скульптуры "Переможемо!". Среди экспонатов – плакат-трафарет с надписью: "Русский оккупант – лучшее удобрение".

Если бы подобный лозунг прозвучал в другом контексте, реакция могла бы быть резкой. Однако в данном случае ни один сотрудник, ни один посетитель не выразил недовольства. Активисты Русского мира, в том числе тогдашний депутат Рижской думы Константин Чекушин, обратились к директору библиотеки Андрису Вилксу и начальнику Госполиции Арманду Руксу. Ответа не последовало.

Если подобные взгляды транслируют доктора наук и академики, удивляться бытовому национализму среди маргиналов не приходится. Но об этом – в другой раз.

Русские не сдаются

Несмотря на объективные и искусственно создаваемые сложности, русские в Латвии не капитулируют. При удобном случае – переходят в контратаку.

Бывший депутат парламента Андрей Юдин в интервью Латвийскому радио отметил, что в обществе и парламенте набирает силу "язык вражды". По его словам, Сейм стал отражением общества, а не собранием лучших граждан. Некоторые депутаты, по словам Юдина, "тонко разжигают ненависть к этническим группам, допускают призывы к насилию, проклятия. Если так пойдет дальше, с трибуны могут зазвучать и откровенно агрессивные призывы: убить, побить, поймать, наказать".

Когнитивно-поведенческий терапевт Мария Абелтиня подтверждает: язык вражды в Латвии набирает обороты. Нападки на отдельных людей и группы стали опасной нормой.

Доктор гуманитарных наук Денис Ханов также указывает: многие латвийские политики распространяют язык ненависти с парламентской трибуны, не неся за это ответственности. По его мнению, после депортации граждан РФ Латвию ожидает тяжелый период, связанный с застоем и радикализацией общества, которое становится все более напряженным и менее безопасным.

Что дальше?

Как говорил герой фильма "Статский советник": СДД ("сожрите друг друга" – прим. Baltnews). При таком давлении на русских, они и сами вскоре покинут Латвию. Освободившееся пространство будет заполнено внутренними конфликтами. И тогда – ищите виноватых в несложившемся государстве среди самих себя.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме