Лукашенко одним словом обрушил латвийскую "Стену дронов"

Президент РФ Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко перед совместным заявлением по итогам российско-белорусских переговоров, 19 декабря 2022
© Sputnik / Павел Бедняков

Светлана Журавлева

Латвия гордо именует себя "дроновой сверхдержавой". Но всего одна новость из Минска заставила гордецов почувствовать себя если не в опасности, то, по меньшей мере, крайне неуютно.

Несмотря на своеобразный подход Латвии к оснащению вооруженных сил в целом (например, с серьезным видом рассматривалась закупка офицерских сабель на 900 тыс. евро или разрушение собственных железнодорожных путей), на некоторых направлениях, судя по отчетам, она все же преуспела.

В 2024 году кабмин выделил 20 млн евро на массовое внедрение беспилотных летательных аппаратов в боевые и разведывательные подразделения собственных вооруженных сил – и производство на территории республики было налажено.

"Метафорически мы можем говорить о создании армии дронов", – заявил прессе министр обороны Андрис Спрудс.

Глава Минобороны напомнил, что Латвия вместе с Великобританией возглавляет европейскую "коалицию БПЛА", куда входят Украина, Австралия, Германия, Дания, Италия, Канада, Литва, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша, Франция, Швеция и Эстония. Главная задача этого военно-промышленного союза – поставка Киеву тысяч высокотехнологичных беспилотников.

По словам министра, для запуска производственных мощностей удалось аккумулировать почти 500 млн евро, и деньги продолжают поступать. Рига также договорилась с Литвой, Эстонией, Норвегией, Финляндией и Польшей о создании инфраструктуры с использованием БПЛА для охраны восточных границ НАТО. Сформировать эту "Стену дронов" планировали за счет Евросоюза.

Много шума – и ничего

Еврокомиссар по обороне и космосу Андрюс Кубилюс идею подхватил и попытался расширить ее на всю границу ЕС с Россией, включив в проект Болгарию, Румынию и Турцию. Однако затея провалилась из-за неподъемных финансовых затрат.

Основные евродоноры – Берлин и Париж – отказались наотрез: не время тратить миллиарды на проект, перспективы которого вызывают сомнения. Кубилюс нашел объяснение их позиции. 22 декабря на вильнюсской конференции по безопасности комиссар предположил: "Им спокойно, они буферным поясом отгородились от России и Белоруссии".

Латыши словно предвидели такой сценарий и не слишком рассчитывали на совместную защиту воздуха над Скандинавией, Прибалтикой и Польшей. Рига сконцентрировала усилия на собственной границе с РФ и РБ общей протяженностью 456,5 км. Кое-что даже удалось сделать.

Министр Спрудс в день открытия Drone House назвал Латвию "дроновой сверхдержавой". Речь о крупнейшем в Прибалтике крытом учебном центре по подготовке операторов БПЛА, где проводят тренировки и испытания новых моделей.

Made in Latvia

Значительная часть аппаратов, используемых ВСУ против российской армии, имеет латвийское происхождение. Местные предприятия производят современное оружие, корнями уходящее в разработанные еще в 2009 году прототипы Vārna ("Ворона") и Pingvīns. С тех пор Рига стала центром притяжения для компаний аналогичного профиля.

Оттенок черной иронии ситуации придает тот факт, что во главе этих предприятий нередко стоят русскоязычные. Например, Иван Толчинский, основатель Atlas Aerospace (впрочем, родился он на Украине, а жил в Израиле – прим. Baltnews).

В 2024-м украинское правительство закупило у него 1057 БПЛА, а более сотни предприятие передало безвозмездно. В 2025 году военные поставки в адрес ВСУ выросли почти вдвое. Лучшими среди летательных аппаратов рижские военные эксперты признали разработки компаний Belss и Origin Robotics, основанных совсем недавно. Техническим директором Origin Robotics работает Илья Невдах.

В Марупе, пригороде Риги, введено в эксплуатацию новое предприятие Eraser. Его представляет Эдгар Гауручс, чья мать – русская. Локальное сообщество русскоязычных Латвии рассматривает разработку и производство беспилотников как историю своего успеха.

Руководители республики не скрывают расчетов: латвийские дроны должны не только "принести множество неприятностей русским на поле боя", но и дать возможность неплохо заработать на международных рынках.

Беззаботные дни закончились

Возможно, "техническим гениям" и предпринимателям посчастливится подняться за счет военных поставок. Возможно – нет. Одно можно сказать наверняка: беззаботные времена для рижских производителей БПЛА заканчиваются.

Хозяева компаний, конструкторские бюро, сборочные цеха с испытательными полигонами уже в прицеле не только России, но и Белоруссии как ее военного союзника. На финише уходящего года Александр Лукашенко объявил: новый высокоточный ракетный комплекс российского производства заступил на боевое дежурство.

Пока европейцы подбирали слова, Батька упредил все возможные вопросы – речь шла о нашумевшем "Орешнике". Одного этого слова оказалось достаточно, чтобы амбициозная "Стена дронов" дала трещину. Производить "птички", предназначенные для убийства россиян, в расчете на полную безнаказанность больше не получится.

Москва всегда справедливо отмечала: поставки оружия Украине свидетельствуют о вовлеченности стран-поставщиков в конфликт. Латыши прежде отмахивались – мол, передаем Киеву только устаревшие образцы советского стрелкового вооружения. Теперь, когда речь идет о тысячах современных боевых дронов, эта отговорка уже не работает.

"Орешник" в Белоруссии – недвусмысленный сигнал: статус "буферного пояса" не гарантирует неприкосновенности тем, кто активно снабжает Киев оружием. Прибалтийские "дроновые сверхдержавы" оказались в радиусе поражения, причем никакая "стена", очевидно, от такого оружия не защитит – и это меняет правила игры. Вопрос лишь в том, хватит ли у Риги здравого смысла это осознать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме