Успехи России – проблемы Латвии: что скрывается за отчетом спецслужб

Сотрудник Службы госбезопасности Латвии

Светлана Журавлева

Служба госбезопасности Латвии в отчете за 2025 год сделала показательный вывод: чем успешнее Россия, тем больше у республики проблем с инакомыслящими.

"Если Россия усилится, поднимут голову нелояльные латвийцы", – докладывают аналитики латвийской спецслужбы. "Если Кремль добьется успехов в международной политике и дипломатии, то в Латвии увеличится активность его сторонников", – беспокоятся в ведомстве.

Следует отметить: ни в одной другой стране Балтии президент не уделяет столько внимания госбезопасности, как Эдгар Ринкевич в Латвии. Он в прямом смысле курирует СГБ, отдавая ей предпочтение перед другими силовыми структурами.

Возможно, это эхо тех времен, когда Ринкевич работал министром иностранных дел и сверял свои шаги с рекомендациями спецслужб. Но не исключено, что глава государства, наблюдая слабую управляемость общественными процессами, опасается за будущее республики.

Любые усилия официальной Риги по снижению влияния России лояльная Москве часть общества, цитируем, "продолжает ошибочно интерпретировать как русофобию и дискриминацию русскоязычных. Сохранению и укреплению таких настроений способствовали потребляемые этой частью общества ресурсы, распространяющие российскую пропаганду".

Чему удивляются?

Об этом же говорится в преамбуле отчета. Руководство СГБ подчеркивает, что события на Украине по-прежнему оставались главным информационным фактором, привлекавшим внимание жителей страны и влиявшим на их настроения. Причем влияние оказалось даже большим, чем в 2023–2024 годах.

Удивляться здесь нечему. Киев стремительно движется к военному поражению. Большинство латышей – и тем более русских и русскоязычных – этот факт не слишком тревожит. Обыватели устали, интерес к конфликту снижается. Разве что новости о помощи Украине остаются раздражителем – причем в негативном контексте: США не выделяют новых пакетов, а поддержка со стороны государств Старого Света сократилась более чем наполовину.

Вывод очевиден: режиму такое положение дел не сулит ничего хорошего. Как отмечают в СГБ, сторонников российской СВО подобные новости радуют и побуждают выражать свои взгляды в социальных сетях.

Цитата из отчета: "Проводимый СГБ мониторинг информационного пространства показал, что в прошлом году в социальных сетях возросла активность людей, поддерживающих российскую спецоперацию".

Отписка ради галочки

В документе нашлась одна примечательная констатация: "Россия в настоящий момент не представляет прямой военной угрозы для Латвии, но ряд признаков, включая российские пропагандистские нарративы и риторику в отношении нашей страны, может указывать на возможные долгосрочные планы".

Разумеется, определенным кругам хотелось бы безответно критиковать Российскую Федерацию. Однако РФ – супертяжеловес, и с этим фактом выгоднее считаться, чем его игнорировать. Отсюда и рождаются предположения о "возможных долгосрочных планах", которые ничем не подтверждены: фактов в их обоснование СГБ не привела.

В остальном отчет за 2025 год столь же малосодержателен, как и предыдущие. Он состоит преимущественно из пропагандистских заявлений антироссийской направленности, конкретики минимум. Среди рисков, исходящих от Москвы, указаны диверсии, кибератаки и дезинформация – набор, который жители Латвии слышат ежедневно.

Еще одна постоянная тема начиная с 2014 года: Москва рассматривает себя как страну, находящуюся в прямой конфронтации с Западом не только из-за Украины, но и в глобальном, и в идеологическом плане. Такое восприятие, по мнению латвийской службы безопасности, ведет к увеличению угроз для прибалтийских стран и Европы в целом.

Цитата: "Подобная динамика делает ситуацию менее предсказуемой и повышает вероятность инцидентов, способных привести к дальнейшей эскалации".

Впрочем, конкретных "инцидентов" за минувшие двенадцать лет СГБ так и не смогла назвать.

Близкие партнеры

Латвия, граничащая с Россией и Белоруссией, позиционирует себя как близкий партнер и активный сторонник Украины. Что сообщают в СГБ? Оказывается, "восприятие Латвии у восточных соседей все больше напоминает то, каким оно было по отношению к Украине до начала СВО".

Вывод ведомства: в долгосрочной перспективе негативное отношение к Риге может привести к более жестким решениям со стороны Москвы, даже если сейчас это не является для нее приоритетом.

Рекомендация премьеру Эвике Силине и президенту Ринкевичу напрашивается сама собой: не провоцируйте соседей – и будете жить спокойно. Что касается украинских дел, то конфликт стал политическим испытанием для амбиций Латвии по самоутверждению. Страна прилагала максимум усилий, чтобы поддержать успехи ВСУ. В итоге результат оказался далек от ожидаемого, а имидж государства – подмочен.

Бороться, искать, отслеживать

Сотрудники СГБ совместно с Госполицией продолжают отслеживать пророссийские проявления в общественном пространстве. Чаще всего внимание привлекают люди, которые носят на одежде или размещают на транспортных средствах символику, связанную с Россией.

Из документа: "Также фиксировались буквы Z в городской среде и другие символы. Чаще, чем в предыдущие годы, СГБ получала информацию о демонстративном воспроизведении прославляющей РФ музыки и выкрикивании лозунгов в поддержку враждебного Латвии государства".

Директор службы Нормундс Межвиетс, признавая рост антигосударственных настроений, подчеркивает: на проживающих в Латвии сторонников российской СВО в 2026 году продолжат влиять геополитические события. Это, прямо скажем, не великое открытие. Господину Межвиетсу следовало бы быть последовательным: на противников СВО геополитические события тоже продолжат влиять – только в противоположном направлении.

Президент Ринкевич заявляет (а глава МВД Рихардс Козловскис его поддерживает), что каждый гражданин РФ обязан заплатить за решения руководителей своей страны. По такой логике каждому гражданину Латвии придется отвечать за ошибки своих политиков. Ситуация на Украине складывается так, что Риге, возможно, придется испить горькую чашу разочарования. Небогатая Латвия рискует стать еще беднее. Правда, об этом в отчете СГБ – ни слова.

Задачка со звездочкой

Новшества в отчете встречаются редко и вызывают вопросы. Например, Межвиетс сообщил, что основной целью российских спецслужб являются военные и критически важные объекты инфраструктуры. Это не новость.

Утверждение о том, что спецслужбы России пытаются вербовать для организации диверсий лиц из криминальной среды, заслуживало бы внимания, будь оно подкреплено фактами. Слова о том, что "в 2025-м разоблачена группа, которая в 2023 году подожгла фирму, выполнявшую оборонный проект", не слишком убеждают.

Во-первых, где здесь криминал? Во-вторых, два года на раскрытие поджога – не лучшая характеристика для спецслужбы. Пока преступников ловили, они, по версии СГБ, планировали новые акции: поджоги грузовиков с украинскими номерами, атаки на объекты электроснабжения, склады с легковоспламеняющимися товарами, военные объекты, мемориалы.

Спектр интересов этой "группы" выглядит странно широким – от военных объектов до складов и памятников. Скорее это напоминает пироманов, чем профессиональных диверсантов.

По словам Межвиетса, криминальные элементы удобны для вербовки, поскольку "связаны определенными корпоративными связями" и имеют "широкий круг контактов со схожими интересами". Логика понятна, но доказательств по-прежнему нет.

Как следует из отчета, "в 2025 году произошло несколько инцидентов, которые сейчас СГБ расследует и в которых не исключает связь с выполнением задач, сформулированных российскими спецслужбами. Ни один из этих инцидентов не нанес существенного ущерба интересам национальной безопасности Латвии".

Что ж, главное – будет о чем рассказывать в следующем отчете.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме