В четверг, 6 октября, латвийские СМИ сообщили об очередной антироссийской идее – денонсировании Договора между Латвийской Республикой и Российской Федерацией о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах. С таким "рационализаторским предложением" выступила комиссия Сейма по иностранным делам.
Дебаты и рассуждения на эту тему представляют собой красочную иллюстрацию того, как идеологические приоритеты латвийских чиновников и политиков влияют на правовые нормы, а также формируют пристрастное, предвзятое отношение, в частности, к России и Белоруссии.
Председатель парламентской комиссии Рихардс Колс, представляющий Национальное объединение, напомнил, что еще весной предлагалась частичная или полная денонсация означенного договора, но процессу помешало отсутствие единой ведомственной оценки. А тем временем, считает Колс, документ, подписанный в 1993 году и вступивший в силу в 1995 году, "нуждается в ревизии, учитывая обстоятельства после 24 февраля".
При этом директор Департамента международного сотрудничества Минюста Латвии Илварс Туркопулс отметил, что минимальная уголовно-правовая помощь между двумя странами продолжается, хотя "процентуально это более необходимо Латвии". Как рассказала директор Департамента записей актов гражданского состояния Минюста Солвита Саукума-Лаймере, просьбы о выдаче преступников находятся в зоне компетенций МВД, Минюста и Генпрокуратуры: "До того Россия была принимаемой во внимание. Просьбы о сотрудничестве направлялись сотнями, сейчас – десятками. Мы заинтересованы, у нас есть потерпевшие".
По словам Саукума-Лаймере, "провокационных" запросов из Москвы не видно – "скорей "творчеством" занимается Минск". И по тяжелым преступлениям сотрудничество продолжается: "Иначе бы вокруг границ ЛР возникло бы преступное "Эльдорадо", где любой бы мог творить беспредел и исчезать на российских просторах". А чтобы Россия, по словам чиновницы, не злоупотребляла, за запросами россиян смотрит Бюро по защите Сатверсме.
Также Саукума-Лаймере отметила, что Россия по-прежнему является государством-участником европейских конвенций о правовой помощи, так что и при денонсации двухстороннего договора взаимодействие продолжится. При этом Кристине Лице, руководитель Юридической дирекции МИД, подчеркнула, что, хотя Россия исключена из Совета Европы, действия Гаагской конвенции 1965 года она не прекращала.
Участник Совета присяжных адвокатов Латвии Саулведис Варпиньш продемонстрировал, как юрист может легко и непринужденно, в угоду политическим интересам, жонглировать правовыми нормами, а порой и вообще игнорировать их. Так, адвокат назвал Россию "фашистским государством", забыв, видимо, что подобные вещи юрист может позволять себе лишь тогда, когда подобное решение огласит суд.
Но от адвоката из страны, государство которой сплошь и рядом нарушает права человека в отношении русскоязычного населения, лжет и манипулирует историческими фактами и документами, продается за западные кредиты и субсидии, жертвуя своим народом, ждать чего-то иного не приходится.
Саулведис Варпиньш заявил, что документы, которые приходят в Ригу из России, "нельзя проверить на истинное соответствие принципам права". К примеру, россияне присылают просьбы о правовой помощи в отношении лиц, против которых в России возбуждены дела по легализации преступных доходов, но они политически мотивированы, что констатировано и Службой государственной безопасности.
Аргументы, которые привел адвокат, отдают откровенной предвзятостью и манипулированием терминами: "У нас нет фильтров, позволяющих определить, законно ли возбужден процесс в Российской Федерации". Адвокат, видимо, забыл, что инспектировать судебные дела, открытые в другой стране, у Латвии в принципе нет права – это равносильно вмешательству во внутренние дела государства. Но стремление так или иначе противостоять России и дискредитировать ее руководство оказывается у латвийских чиновников сильнее, чем соблюдение законов, в том числе и на международном уровне.
Отвечая на вопрос депутата Нацобъединения Яниса Домбравы, получены ли просьбы о выдаче уклоняющихся от мобилизации, Саукума-Лаймере сказала, что ничего подобного нет и не предвидится. Что же до независимости судов в России, о чем беспокоился Колс, то Латвия повлиять на это, по словам чиновницы Минюста, не может.
Для полноты картины страстей вокруг Договора между Латвийской Республикой и Российской Федерацией о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах остается упомянуть слова представителя Союза "зеленых" и крестьян Армандса Краузе, предположившего, что, "не выдавая россиянам людей по их запросам, Латвия, быть может, сохраняет агентов ФСБ".
Дебаты об означенном договоре в итоге закончились тем, что пока документ на денонсацию не направили.
А комиссия Сейма по иностранным делам коснулась исполнения исправленного Закона об иммиграции в отношении граждан РФ, проживающих в ЛР. По словам директора Юридического департамента МВД Вилниса Витолиньша, после введения новых требований к россиянам Управление по гражданству и миграции уже начало рассылку отказов в присвоении вида на жительство (ВНЖ) в Латвии.
Напомним, что все уже действующие виды на жительство автоматически потеряют годность до 1 сентября 2023 года, если их владельцы не предоставят данных о знании государственного языка (минимум на уровень А2) и наличии дохода в 500 евро в месяц, при этом россияне-соискатели ВНЖ не должны иметь судимости и налоговые долги. По словам Витолиньша, все эти данные проверяемы.
Отметим, эти данные проверяемы, если между странами сохраняются хоть какие-то правовые отношения.
Ай-ай-ай! Удар по российской оппозиции
Рихардс Колс сказал, что надо ввести запретительные меры в отношении россиян с шенгенскими визами, которые пытаются авиарейсами из других государств ЕС въехать в Латвию, для чего требуется организовать регистр пассажиров и отказывать в посадке в самолет. Витолиньш на это сказал, что если таковые лица все же будут встречены в Латвии, то их задержат и передадут пограничникам для депортации. Введение ЧС на латвийско-российской границе позволило силовикам укрепить контроль над появлением нежелательных иностранцев.
Витолиньш также напомнил, что государственные должностные лица Латвии приглашали в страну российских инвесторов и независимых журналистов, но в настоящее время указанные лица не могут находиться в Латвии. И первые отказы получили "оппозиционеры, уехавшие от путинского режима". Однако в их случае остается возможность получить статус беженца, отметил Витолиньш.
Армандс Краузе тут же обратил внимание: "Вы идете по людям, которые невиновны. Латвия действует как Швеция, которая в 1946 году выдавала легионеров".
Колс тут же попытался оправдать ситуацию замечанием о том, что именно в Латвию россияне едут, потому как здесь имеется "русскоязычная среда", а Витолиньш отреагировал так: "Это политическое решение. Предусмотреть исключения – одно из решений".
"И рыбку съесть, и в воду не лезть"
Любопытную статистику предоставили в связи со всей этой дискуссией латвийские СМИ. А именно, в течение 2022 года Латвия получила около 200 просьб о правовой помощи из России, в том числе из Крыма, однако крымские запросы вообще не рассматривались.
Видимо, российским оппозиционерам, неплохо устроившимся на уютном, по природе и ландшафту напоминающем Южную Европу, полуострове Крым, но продолжающим пылать недобрыми чувствами к России, стоит вспомнить, что иной раз следует подумать о выборе. То есть если хочется, унижая свою страну, броситься прямо из России в объятия Запада, то, скорее всего, будет логичнее для начала перебраться с полуострова Крым куда-нибудь в Сибирь.
Ведь Латвия, как и большинство европейских стран, полуостров Крым российским не признает, а потому и запросы клянчащих помощи оппозиционеров разных мастей вынуждена игнорировать.