Выборы в Латвии преподнесли немало сюрпризов, один из которых – что партии "Новое единство", невзирая на катастрофически провальную политику, удалось остаться у руля страны и даже избавиться от вечной своей оппозиции – партии "Согласие".
Но беда подкралась, откуда не ждали. Увлекшись борьбой с "русской угрозой", глобалисты из "Нового единства" прозевали появление в парламенте новой силы: латышских олигархов. Ушедшие из политики лет десять назад, они внезапно вернулись и с криком "Вы хоть понимаете, что вы натворили?!" вступили в борьбу за страну.
Триумвират из прошлого
Айвар Лембергс, Андрис Шкеле, Айнарс Шлессерс – три крупнейших представителя латвийского бизнеса некогда были не просто миллионерами, но и национальными олигархами, игравшими серьезную роль в политике страны. В конце ХХ века и начале ХХI-го этот триумвират фактически правил Латвией, добившись ряда экономических достижений.
Именно при нацолигархах у власти Латвия бурно развивалась как мост между Россией и Европой. Железная дорога, порты, автомобильные перевозки, банковские услуги были прибыльными отраслями, пополняли налогами госбюджет. Кстати, это заслуга Шлессерса, что аэропорт "Рига" превратился в региональный хаб для пассажирского транзита: он привлек авиаперевозчиков-лоукостеров, удлинил взлетно-посадочную полосу для приема всех типов самолетов, привел к процветанию авиакомпанию airBaltic.
Если Лембергс показывал, как образцово хозяйничать на примере Вентспилса и Вентспилсского порта, то Шлессерс – на примере Риги и Рижского свободного порта, который под его руководством достиг рекордной перевалки грузов, обогнав литовскую Клайпеду.
Были ли нацолигархи белыми и пушистыми? Разумеется, нет – это очень жесткие, жадные до денег, циничные люди, и лучше не знать, какими методами они сколачивали себе начальный капитал. И коррупционных скандалов с ними связано немало, и госденег к их рукам прилипло – дай боже.
Были ли они националистами? Скорей всего, да.
Но имелись у них два плюса. Во-первых, свою судьбу и судьбу своих детей они связывали именно с Латвией – в отличие от говорящего по-латышски с большим акцентом уроженца американского Дэлавера Кариньша и прочих сороситов. А, во-вторых, их прагматизм всегда брал верх над национализмом и, если дружить с Россией они не рвались, то вот мирно сосуществовать, торгуя к взаимной выгоде – с превеликим удовольствием.
Неготовностью разрушать Латвию дотла во имя глобалистских идей эти люди и подписали себе приговор. В 2011 году по команде из США латвийские спецслужбы начали копать под слишком самостоятельные фигуры – так возникло "дело олигархов". В итоге Шкеле сумели отлучить от политики, пристегнув к "педофильскому скандалу" (хотя он был просто близко знаком с фигурантами). Лембергса после долгих следственных мытарств все же сумели посадить (что только увеличило его популярность в народе). Шлессерс, уловив все намеки, ушел из политики сам – в сферу железнодорожных грузоперевозок, с амбициями потягаться с Литвой за право обслуживания "калининградского коридора".
Казалось, с властью национальных олигархов в Латвии покончено навсегда. Особенно очевидно это стало с 2018–2019 годов, когда во главе страны встали представители тримды (западной латышской эмиграции): премьер-министр Кришьянис Кариньш – гражданин США, президент Эгилс Левитс – гражданин ФРГ. Круша российско-европейский мост в Латвии, они попутно обрушили экономику государства.
За равнодушие к стране и возможность в любой момент свалить на Запад в народе их прозвали гастарбайтерами.
Парламент с сюрпризами
Когда партия прозападных либералов "Новое единство" под руководством Кариньша победила на нынешних выборах в парламент, став самой крупной по количеству депутатов, это не стало для всех неожиданностью.
Заранее было понятно, что весь искусственно раздутый госаппарат – 60 тысяч чиновников – проголосуют за партию власти, чтобы в их сытой жизни и дальше ничего не менялось. Еще и родственников прихватят. Заранее было ясно, что к ним присоединятся перепуганные жертвы госпропаганды, которым правящая коалиция внушила мысль о своей незаменимости, кинув на предвыборную саморекламу весь свой мощный административный ресурс.
Но выборы в 14-й Сейм принесли и ряд сюрпризов. Первый – что партнеры "Нового единства" по коалиции, дружно подтявкивающие ему во всех инициативах, выборы с треском проиграли. Партии "Консервативные" и "Для развития/За!" слишком переусердствовали в предвыборной гонке, разыгрывая националистическую карту. Своим реформаторским зудом (снести все памятники, вернуть всеобщий военный призыв, запретить русский язык в публичном пространстве) они так напугали избирателя, что он их прокатил.
Третий партнер по коалиции – партия с пафосным названием KPV LV (Kam pieder valsts? – "Кому принадлежит страна?") распался еще до выборов. Остался последний партнер – Нацобъединение с его 13 мандатами. Но 26+13 в парламенте на 100 депутатов никак не дает желанного большинства.
Так что победителю выборов сейчас остро нужны новые союзники. Сняв очки, хорошенько протерев их замшевой тряпочкой и снова надев, "Новое единство" вгляделось в новоизбранных депутатов – и обомлело. Под маской леди краснее меди торчали рыжие усы внезапно вернувшихся в политику олигархов!
Чьи же партии представляют их интересы?
Это, конечно, Союз зеленых и крестьян (СЗК), за которым стоит Айвар Лембергс – кандидат от СЗК на пост премьер-министра. Увешанный уголовными делами, как шелками, отсидевший в тюрьме, он не лишился ни влиятельности, ни толики уверенности в себе.
"СЗК не поддержит Кариньша на посту премьера, – атакует Лембергс. – Кариньш сознательно довел страну до глубочайшего кризиса, самого глубокого в Евросоюзе. Этот персонаж уже доказал, что не имеет нормальных возможностей, чтобы вывести страну и народ из кризиса. Народ будет платить громадные деньги за его ошибки, его нельзя допускать до руководства правительством. Это наша четкая позиция".
Гастарбайтер гастарбайтера в беде не бросит: в ответ президент Эгилс Левитс объявил Лембергса "огромной угрозой для безопасности страны" и поклялся, что пока является президентом, Лембергсу не стать премьером.
Между тем, есть мнение, что СЗК – не единственная партия, представлявшая интересы Лембергса. В июне этого года Союз зеленых и крестьян неожиданно провел рокировку. От него отпочковался побег – новое политическое движение "Объединенный список", включившее в себя Латвийскую партию зеленых, Объединение латвийских регионов и Лиепайскую партию.
Этот "Объединенный список" тоже выступил на нынешних выборах весьма успешно, взяв 15 мандатов (всего на 1 мандат меньше СЗК). Насколько бывшие сподвижники Лембергса сохранили с ним связь, не афишируется. Но лидером "Объединенного списка" является еще один известный латышский миллионер – Улдис Пиленс. А он – большой друг Андриса Шкеле, экс-олигарха в прошлом и дважды экс-премьер-министра.
А что же третий член триумвирата – Айнарс Шлессерс? Он тоже уже в парламенте. Основав партию "Латвия на первом месте", бывший олигарх, бывший министр сообщения и бывший министр экономики после многолетнего отсутствия вернулся в политику, взяв со своей партией в Сейме 9 мандатов.
Можно себе только представить, какую гамму чувств вызывает возвращение этих "новых-старых" лиц у тех, кто последние 10 лет сидел у власти и собирался сидеть впредь. Растревоженный Кариньш уже заявил, что "Объединенный список" – это "непонятное новообразование", у которого "специфические интересы".
Например, его представители сразу заговорили о развитии Лиепайского порта, что "несколько необычно". У Кариньша вызывает беспокойство, что "Объединенный список" "хочет вернуться в прошлое" – пересмотреть административно-территориальную реформу, портовые законы и оценить экономическую обоснованность СПГ-терминала в Скулте. Неужели "Объединенный список" не понимает, как важен этот стратегический объект в контексте обеспечения энергонезависимости от России?!!
Вот уж точно – иногда лучше жевать, чем говорить. Своими тревогами Кариньш сдал себя с потрохами, в очередной раз доказав, что внедрен во власть не для того, чтобы развивать страну – чтобы ее закапывать. И не для того, чтобы обсуждать спущенные из Вашингтона и Брюсселя инструкции – чтобы тупо их выполнять.
Но теперь делать все это ему станет труднее. Вернувшиеся олигархи представляют весь латвийский бизнес, катастрофически пострадавший от правления глобалистов. И они полны готовности все менять.
Как заявила политолог Данута Дембовская: "Результаты выборов выявили органичный и действительно существующий конфликт в латвийской элите. Между чиновниками, "белыми воротничками", Тримдой, ставленниками Брюсселя-Вашингтона, с одной стороны, и местным бизнесом, от чуть более крупного до лавочников, крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, с другой. Именно этот конфликт – по меткому определению Айвара Лембергса между "сороситами" и "олигархами" – и будет базовым в 14-м Сейме".
Пиррова победа
Получится ли у Кариньша в такой ситуации сформировать правительство? Он уже отказался иметь дело с Лембергсом (СЗК) и со Шлессерсом ("Латвия на первом месте"). Но тогда ему не отмежеваться от союза с третьим представителем крупного национального бизнеса – Улдисом Пиленсом ("Объединенный список"), за которым стоит Шкеле и который в силу своей незаменимости будет диктовать Кариньшу свои условия.
Вот почему та же Дембовская называет победу "Нового единства" на выборах пирровой. Полной власти, как в предыдущем Сейме и правительстве, у Кариньша и его команды уже не будет. "Партии олигархов" станут ставить ему палки в колеса, диктовать свои условия, ловить на каждой неудаче и призывать к ответу.
Если одна "партия олигархов" точно попадает в правящую коалицию, то две другие "партии олигархов" получают возможность сформировать не просто оппозицию, но кое-что покруче – так называемое конституционное меньшинство. Это 34 оппозиционных депутата, чьи голоса позволяют блокировать любой законопроект на 2 месяца и начать сбор подписей за референдум, чтобы свое мнение сказал народ.
Ну, например, надо ли снизить НДС на продукты, чтобы обуздать инфляцию? Сейчас Кариньш и Ко делать это отказываются категорически. Но если оппозиция задействует такой рычаг, партиям власти придется услышать глас народный и подчиниться.
Чтобы сформировать конституционное меньшинство, партии Лембергса и партии Шлессерса надо объединиться еще с одной вошедшей в Сейм партией – "Стабильность". Эта темная лошадка, возглавляется популистом Росликовым, взявшим своих избирателей через TikTok. Говорят, за ее 11 мандатами стоит все тот же местный бизнес, мудро рассредоточивший свои силы, чтобы не привлечь раньше времени внимания глобалистов.
Думается, теперь "Новое единство" еще не раз добрым словом вспомнит прежнюю свою оппозицию – беззубое, пресмыкающееся перед властью, на все готовое "Согласие". Новой оппозицией уже не поманипулируешь. Это та самая щука, которая не даст задремать обленившемуся карасю. Даже не щука – пиранья.
В общем, политическую жизнь Латвии ожидают большие перемены. Сейчас мы наблюдаем только первую часть Марлезонского балета – начальную фазу грандиозного противостояния: национальный бизнес против западных глобалистов. Лозунг "бей русских – спасай страну" уйдет с повестки дня: никакого профита власть с него уже не поимеет.
Впереди голодная, холодная зима, за которую "Новое единство" от беспомощности совершит все те ошибки, что еще не совершило. После зимы рейтинги партии власти будут валяться ниже плинтуса. И вот тогда свой ход сделают национальные олигархи...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.