Партия премьера Кариньша "Новое Единство" так настырно проталкивала в парламент поправки к Закону "О выборах в Европарламент", что добилась своего. 27 сентября Сейм принял их в окончательном чтении. Тем самым Кариньш и его команда не только надежно обезопасили себя от политических оппонентов, лишив их возможности баллотироваться в ЕП, но и заложили фундамент для дальнейшей расправы над любыми политиками, неугодными власти.
Главное – вовремя подсуетиться
Инициатором многострадальных поправок к Закону "О выборах в Европарламент" стали депутаты Сейма от "Нового Единства". Свое горячее желание провести их как можно скорее парламентарии Андрей Юдин, Айнар Латковскис, Инесе Либиня-Эгнере, Анда Чакша и Рихардс Козловскис мотивировали соображениями справедливости.
Они заявили, что в отношении депутатов Европарламента должно действовать такое же правовое регулирование, которое действует и в отношении депутатов Сейма. А именно – если депутат был осужден за преступное деяние, то он автоматически лишается своего мандата, а его место занимает следующий кандидат из того же списка.
Ярый националист и депутат Сейма от Национального объединения Александр Кирштейнс, прославившийся своими запредельно русофобскими высказываниями, не только горячо поддержал эту инициативу, но и предложил закрепить в законе еще одну норму, предусматривающую, что кандидатом в Европарламент не может быть лицо, состоявшее в Коммунистической партии Советского Союза (Коммунистической партии Латвии) после 13 января 1991 года.
Как первое, так и второе предложение было встречено бурными продолжительными аплодисментами и одобрено большинством парламентариев. За принятие поправок проголосовали 64 депутата Сейма, а против – всего 17, включая 15 депутатов фракции "Согласие".
Поправки специального назначения
Надо ли говорить, что при попытке корректировать Закон "О выборах в Европарламент" депутатов "Нового Единства" в последнюю очередь интересовали справедливость и желание привести латвийское законодательство к единому знаменателю. Все это шито белыми нитками и не способно обмануть даже ребенка.
Первым и главным было желание вставить палки в колеса своим давним политическим оппонентам. И в этом ключе принятые поправки с полным на то основанием можно назвать персональными. Ведь писались они, по сути, ради трех человек – лидера "Русского союза Латвии" и европарламентария Татьяны Жданок, депутата Европарламента Нила Ушакова ("Согласие") и опального олигарха и экс-мэра Вентспилса Айвара Лембергса.
С давних времен эта троица у "Нового Единства" – как кость в горле, и оно решило, что пришло время с ней расправиться, навсегда вычеркнув из политической жизни их имена. Благо принятые поправки позволяют это сделать легко и непринужденно.
Так, Татьяна Жданок, которая с 2004 года в Европарламент избиралась три раза, в четвертый раз баллотироваться уже не сможет. Ведь Верховный суд официально установил тот факт, что она была членом Коммунистической партии Латвии после 13 января 1991 года. Сама Жданок уповает на то, что восстановит справедливость через обращение в Европейском суде по правам человека. Но теперь ясно, что это вряд ли удастся.
Как только она сложит мандат и утратит депутатскую неприкосновенность, нацпатриоты смогут припомнить ей все. Поездки в Крым и Сирию, организацию пикетов против реформы образования в защиту русских школ, "прославление СССР", протест против сноса советских памятников, а также сравнение положения русскоязычных Латвии с положением евреев в Германии в годы Второй мировой (за что ей даже пытались впаять срок за разжигание национальной розни). В общем, найдут, к чему прицепиться и отомстить за то, что Жданок, будучи лицом русского сопротивления, не раз и не два выносила националистическое "грязное белье" на публику в лице международных инстанций. Латвийская власть такое не прощает!
То же ожидает и Нила Ушакова. Сидя в Европарламенте, он судорожно пытается держаться в русле общеевропейского мейнстрима – публично осудил "российскую агрессию в Украине", призвал латвийцев не отмечать в этом году 9 мая, ("чтобы не позволить Путину, Кремлю украсть воспоминания и даты"), уговаривал перенести праздник Победы на кладбище.
Но все эти сигналы правящим – "Я свой! Я свой!" – не помогли. В суде продолжается процесс против Ушакова как бывшего мэра Риги по ничтожному обвинению. Кустарная камера и микрофон, вклеенные в картонный альбом, которые были шутливым подарком, с легкой руки Службы госбезопасности превратились в "запрещенное устройство видеонаблюдения". С помощью этого забавного сувенира – хохмы близких приятелей – власти теперь твердо намерены пришить Ушакову грозное обвинение в нарушении "запрета на обращение с оборудованием, устройством или инструментом, специально созданным или приспособленным для проведения специальных оперативных мероприятий".
И даже если Ушаков отделается условным сроком, цель обвинителей будет достигнута. Осужденный за преступное деяние, он будет обязан распрощаться с мандатом евродепутата и уступить свое место в Европарламенте следующему кандидату по списку (это Регина Лочмеле). И можно подавать апелляцию, затем кассацию – тянуть время, но ситуацию уже не исправить.
Нет сомнений: Ушакова "уйдут", а потом попытаются дожать по другому уголовному процессу – о коррупции в Rīgas satiksme. Чтобы начисто лишить возможности участвовать в политической жизни страны. Так некогда один из самых популярных политиков Латвии будет навсегда вышвырнут из политической обоймы – как латвийской, так и европейской.
В отношении третьего (и самого грозного своего противника) – Айвара Лембергса – "Новое Единств" сработало, как говорится, на опережение. Увлекшись борьбой со всем русским (от русского языка до сноса советских и русских памятников и смены названия улиц) партия власти проморгала возрождение олигархов, которые тихой сапой пробрались во власть. И теперь конфликт между условными "сороситами" и "олигархами" приобретает новую остроту и силу.
Латвийское высшее чиновничество, проводящее линию Вашингтона и Брюсселя, намерено бодаться не на жизнь, а на смерть с латышскими представителями крупного бизнеса, которые хотят вернуть себе былое влияние. И готовятся перекрыть Айвару Лембергсу — бывшему национальному олигарху, не растерявшему свое влияние, любую возможность вернуться в политику: хоть латвийскую, хоть европейскую.
Принятые поправки позволяют это сделать. В феврале 2021 года Лембергс был признан виновным во взяточничестве, подделке документов, отмывании денег, служебном подлоге, несанкционированном участии в сделках с недвижимостью, а также даче заведомо ложных показаний. И хотя Лембергс подал апелляцию, в случае обвинительного приговора дорога в Европарламент будет для него наглухо закрыта.
Закон – что дышло
В целом принятие поправок как нельзя лучше укладывается в курс "Нового Единства" на то, чтобы латвийское законодательство помогало ему справиться с любым неугодным лицом. Каждый, кто не согласен с проводимой властями политикой, должен быть объявлен врагом государства – со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Сегодня все жители Латвии (от обывателя до депутата) уже отчетливо понимают, что схлопотать реальный срок по целому ряду статей можно, просто высказав свое мнение. Заявил, что в советские времена латыши жили хорошо? Утверждаешь, что Красная армия освободила Ригу? Все, будь готов к тому, что тебя могут упрятать за решетку за публичное отрицание, оправдание и прославление советской оккупации. Срок – до пяти лет.
Высказал мнение, что в правительстве ЛР сидят профаны, ведущие страну в пропасть? Суши сухари в ожидании обвинения в "неуважительном отношении к Латвии и суверенной власти", "очернении государства и существующего конституционного порядка".
Уже есть целые профессии, чьи представители благодаря новым законам ежедневно ходят по лезвию ножа. Например, учителя. Еще в 2016 году Сейм утвердил поправки к Закону об образовании, в соответствии с которыми любого педагога можно уволить за "проявление нелояльности по отношению к латвийскому государству". При этом что такое эта "нелояльность", где она начинается и где заканчивается, закон не объясняет.
А ведь есть еще такое шикарное обвинение, как "противоречие исторической правде". В современной Латвии, где так вольно дышит человек, учителя к этому обвинению могут пристегнуть за самые невинные действия – использование российских учебников, например, или за предложение вместе отпраздновать 9 мая. Узнав о подобном, работодатель должен немедленно сообщить куда следует и турнуть нелояльного педагога из школы, после чего последнему будет выписан "волчий билет" в профессию на ближайшие пять лет.
В общем, законы в замечательной Латвийской Республике совершенствуются и оттачиваются. Они нацелены на то, чтобы каждый гражданин, негражданин и просто мимо проходящий ежесекундно помнил: связываться с властью – себе дороже.
Работы тут – непочатый край. Вот, например, сейчас Айнарс Шлесерс, лидер партии "Латвия на первом месте" и новоизбранный депутат 14-го Сейма, посмел заявить неслыханное: "Государственные расходы надо сократить хотя бы на миллиард, госаппарат надо уменьшить, чиновников массово увольнять, в таком количестве они нам не нужны. Если они так хороши, пусть идут и работают в частном секторе". Да ведь это попахивает бунтом! Положительно, стоит подумать о принятии "антишлесеровского" закона. И будьте уверены, партия власти скоро его разработает...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.