Президент Эгилс Левитс провозгласил принятые еще прошлым, 13-м Сеймом, поправки к Трудовому закону, повышающие с 1 января 2023 года минимальную зарплату до 620 евро в месяц. Но не успел народ порадоваться, как через пару дней все тот же Левитс вдруг призвал новый 14-й Сейм еще раз хорошенько подумать и, возможно, вернуться к теме повышения минимальной зарплаты лишь через год. Однако можно не сомневаться: депутаты пропустят его пожелание мимо ушей. Не потому, что их волнуют проблемы латвийцев с низкими доходами, а потому что у них тут свой интерес.
С чего такая щедрость?
Решение о повышении в Латвии минимальной зарплаты принималось спонтанно, в спешке и без учета мнения предпринимателей. Никто из депутатов даже не поинтересовался, что думает бизнес на этот счет, так как "слугам народа" было не до того. На носу были выборы, и партии власти, понимая, что проявление заботы об избирателе добавит им очков, щедро раздавали обещания, среди которых повышение минималки стало едва ли не главной составляющей их избирательных компаний.
Особо усердствовали "Консервативные" в лице министра благосостояния Гатиса Эглитиса. На протяжении нескольких месяцев он вдохновенно рассказывал СМИ, как повышение минималки волшебно преобразит жизнь латвийцев с низкими доходами.
Выходила просто сказка. Повышение минималки должно было стимулировать рост доходов, снизить риск бедности, поднять покупательную способность населения, мотивировать безработных возвращаться на рынок труда, снизить эмиграцию. А главное – надежно защитить социально наиболее уязвимые слои общества в ситуации драматического роста цен, позволив людям справиться с резко возросшими платежами за газ, тепло, электричество и продукты питания.
Коллеги-депутаты надували щеки и дружно соглашались с мнением министра-благодетеля. Так что поправки к Закону о труде без сучка и задоринки прошли через Комиссию Сейма по социально-трудовым вопросам, а затем были приняты большинством голосов на последнем заседании 13-го Сейма. В соответствии с ними с 1 января 2023 года минимальная зарплата в Латвии должна повыситься с нынешних 500 евро до 620 евро, а еще через год, с 1 января 2024 года, аж до 700 евро в месяц.
И хотя некоторые парламентарии предлагали дождаться нового правительства, чтобы согласовать повышение минимальной зарплаты с проектом госбюджета на 2023 год, Минблаг заявил, что это лишнее.
Дело оставалось за президентом, который должен был провозгласить принятые поправки. Но тут неожиданно начался цирк. Конфедерация работодателей, обалдевшая от скорости приятия решений и возмущенная тем, что ее мнением не поинтересовались, направила главе государства письмо с просьбой ничего не провозглашать.
Мы просто не потянем!
В письме бизнесмены отмечали, что решение о повышение минимальных заплаты было популистской предвыборной акцией, принятой 13-м Сеймом без соблюдения процедуры и учета мнения социальных партнеров в лице работодателей, профсоюза и правительства. И приводили аргументы, почему это делать сейчас нельзя.
В Латвии затраты на рабочую силу и без того выше, чем в соседних странах Балтии. На дворе бушует экономический и энергетический кризис, из-за чего латвийский бизнес дышит на ладан. Повышение же минимальной зарплаты до 620 евро добьет его окончательно, так как создаст существенную нагрузку на работодателей. Эти затраты бизнес сейчас попросту не потянет.
Ведь "по цепочке" придется повышать зарплату и остальным работникам, которые получали чуть больше минималки. А от размера минималки, если кто не в курсе, зависит и размер отчислений работодателей в фонд обязательного социального страхования, оплата больничных листов, оплата переработки, оплата за простой и пр.
Поэтому предприниматели предлагали альтернативу: разработать новый проект, где сумма минимальной зарплаты была бы пониже, а также была бы связана с одновременным повышением необлагаемого минимума.
Но тут в дело вступил профсоюз...
Промедление смерти подобно!
Выразив категорическое несогласие с идеей об уменьшении или отсрочке повышения минималки, Cоюз свободных профсоюзов Латвии направил президенту Левитсу письмо, где просил не слушать работодателей и провозгласить поправки как можно быстрее.
В свою правоту профсоюз привел следующие доводы. Минималка в Латвии одна из самых низких в ЕС. Мы отстаем даже от своих соседей. В Литве в 2023 году минимальная заработная плата будет повышена до 840 евро, а необлагаемый минимум – до 625 евро, в то время как в Эстонии минимальная заработная плата будет увеличена до 725 евро.
По мнению профсоюза, даже повышение до 620 евро – так себе решение, ибо внутренняя покупательная способность в Латвии все равно будет на 22% ниже, чем в Литве, и на 14% ниже, чем в Эстонии. При этом, подчеркивали представители ССПЛ, при минимальной брутто-зарплате в 620 евро в месяц стоимость одного работника обойдется работодателю почти на 89 евро ниже, чем в Литве, и почти на 203 евро меньше, чем в Эстонии. Так что нечего думать – надо повышать! Это сократит теневую экономику, так как у бизнесменов станет меньше маневров для различных "схем".
Между струйками
Изворотливый Левитс, ознакомившись с обеими эпистолами, по обыкновению, решил угодить и нашим, и вашим. Отлично понимая, что для него неофициальная предвыборная кампания уже началась, и что депутаты Сейма не поддержат его переизбрание на второй срок, если он не повысит свою популярность в народе, Левитс провозгласил поправки, доказав тем самым городу и миру, что народное благо для него – главное.
Но спустя пару дней бросил кость уже работодателям, опубликовав заявление, в котором призвал 14-й Сейм тщательно обсудить, соответствует ли решение, принятое 13-м Сеймом, интересам всего общества? Быть может, не стоит спешить, а сначала переговорить со всеми сторонами и найти какой-то компромисс? Или, допустим, отложить повышение минималки на год?
Простой народ – тот самый, что работает за минималку, – все эти метания Левитса привели в волнение. Выходит, зарплату все-таки не поднимут? Ему-то где место в этой схватке бульдогов под ковром?
Хочется людей успокоить – поднимут. Можно не сомневаться: парламентарии, как бы к ним ни взывал президент, оставят его пожелания без ответа. Причина проста: в повышении минималки, как ни парадоксально, депутаты заинтересованы едва ли не больше, чем граждане с низкими доходами. Но дело не в заботе о народном благе, а в том, что у депутатов Сейма имеются свои меркантильные цели.
Шкурный интерес
Мимо большинства латвийцев проскочил тот факт, что незадолго до выборов Сейм принял законопроект, привязавший выплаты партиям к размеру минимальной зарплаты.
В законе определено, что партиям, за которые на последних выборах в Сейм проголосовало более 2% избирателей, будет выделено финансирование в размере 0,9% от минимальной месячной зарплаты за каждый полученный голос.
Также планируется выделять 0,1% от минимальной зарплаты за каждый голос на выборах в думы самоуправлений и 0,1% – за каждый голос на выборах в Европарламент. А партия, за которую на последних выборах в Сейм проголосовало более 5% избирателей, получит государственное финансирование в размере 200 минимальных заработных плат.
Не нужно быть специалистом по высшей математике, чтобы понять: чем выше минималка в стране, тем больше средств ляжет на счета латвийских партий. А это – деньги весьма солидные. Партии, набравшие на выборах более 2 % голосов, уже сейчас делят между собой 16 миллионов евро, которые в полном соответствии с законом можно потратить на содержание офиса и зарплаты работникам, на проведение семинаров, съездов, конференций и социологических опросов, а также на связь с общественностью.
И ежели с 1 января закон о повышении минималки вступит в силу, то выделяемые государством суммы на финансирование партий станут гораздо жирнее. Так что можно быть уверенным: повышению минималки с 1 января – быть. Тем более, что это государственное финансирование Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией выплачивает дважды в год – до 15 января и до 15 июля. И если с 1 января минималка будет повышена, то всего спустя две недели партии получат финансирование, оплаченное латвийскими налогоплательщиками, на деньги которых политики и собрались жировать.
Если бы парламентарии действительно радели о народном благе, то обсуждали бы не повышение минимальной зарплаты, а повышение необлагаемого минимума. Но так как им лично пользы от этого никакой, тема одна – даешь повышение минималки!
Ну, и ладно. Ведь главное – можно, наконец, порадоваться за самые низкооплачиваемые слои населения? А вот и нет. От нововведения латвийцы не выиграют ничего, зато потерять могут многое...
Лучше не станет
Давайте прикинем, сколько реально денег прибавится в кошельках латвийцев после задуманного повышения? Ведь 620 евро – это сумма до уплаты налогов.
Если сейчас у получателя минимальной заработной платы (без иждивенцев) остается на руках 447,50 евро в месяц, то с января его заработок за вычетом налогов вырастет на 87,19 евро. То есть на руки он получит всего 534,69 евро. А в случае наличия иждивенцев такой же работник, у которого сейчас "чистыми" выходит 447,50 евро в месяц, будет получать на 107,40 евро больше – 554,90.
Много ли это при годовой инфляции, которая уже составляет без малого 22%? Да это ни о чем! В нынешних условиях люди денег этих попросту не заметят.
По данным ЦСУ, продукты питания в Латвии уже подорожали на 29,5%. В отдельных группах рост был итого больше: хлеб – в среднем на 36,6%, мука и крупы – на 63,9%, сыр и творог – на 37,2%, молоко – на 43,1%, сливочное масло – на 43,1%, растительное – на 50,6%, сахар – на 75,1%, говядина – на 40,6% и т. д.
Товары и услуги, связанные с жильем, подорожали на 46,9%. В основном за счет роста цен на энергетические ресурсы. Природный газ вырос в цене на 133,7% (!), твердое топливо – на 116,8%, теплоснабжение – на 84,8%. Средняя стоимость услуг водоснабжения, канализации, вывоза отходов выросла на 37%.
Также быстрый рост цен – на 20,1% – отмечен в группе товаров и услуг, связанных с транспортом. В основном за счет цен на топливо: дизельное подорожало на 40,4%, бензин – на 23,4%, автогаз – на 12,5%.
Как жить, непонятно. Латвийские экономисты констатируют, что из-за инфляции жители Латвии уже сейчас (то есть до получения полноценных счетов за отопление) используют свои сбережения, чтобы заплатить за жилье и купить еды. Еще хуже тем, кто связался с ипотекой и кредитами. Базовые ставки ЕЦБ растут, а вместе с ними растет и EURIBOR, делая выплаты по кредитам непосильными.
Соцсети забиты высказываниями "счастливцев": "Получила сюрприз от банка: до сих пор проценты за пользование ипотечным кредитом составляли 160 евро/мес, а следующие 6 месяцев буду платить 370 евро/мес!". "Мне только что пришел срок рассмотрения % от Euribor, сумма платежа увеличилась с 193 до 429". "В ипотеке моего коллеги, до выплаты которой осталось 13 лет, общий процентный платеж увеличился на 20 тысяч".
Люди в шоке. Ведь одновременно с процентами по кредитам увеличились и счета за коммунальные услуги. Владельцу однокомнатной квартиры приходится отдавать за коммуналку 200 евро, а двушки – все 300–350. Оставшегося не хватает даже на нормальное питание.
Так что увеличение минималки жизнь простым людям не облегчит и пережить кризис не поможет. А вот лишить человека работы сможет запросто.
Что сделает бизнес, которого обязали выплачивать работникам больше, а средств на то нет? Вариантов немного. Предприниматели будут либо увольнять работников, чтобы минимизировать свои затраты, либо оформлять их на полставки (притом, что реально люди будут впахивать целый рабочий день), либо выплачивать часть зарплат в конвертах, увеличивая теневой уровень экономики, а он уже сейчас составляет 26,6% ВВП, или 2,7 миллиардов недополученных налоговых поступлений. А кто-то вообще плюнет и предпочтет закрыться.
Есть, правда, и другие варианты. Повышение минимальной заработной платы может побудить работников регистрироваться в качестве самозанятых. Но, по мнению экономиста Банка Латвии Олега Ткачева, это не только снизит налоговые поступления, но и ослабит социальную защиту работника.
Что имеем в сухом остатке? Ничего хорошего. Сотни и тысячи людей рискуют остаться без работы, а государство – лишиться налогоплательщиков. Как в лице компаний, так и в лице отдельно взятых работников. Кривая занятости пойдет вниз, уровень безработицы вырастет, и властям придется где-то изыскивать дополнительные средства на социальные пособия.
И где, спрашивается, логика? А она вся крутится исключительно вокруг партийного финансирования. Вот что является для депутатов Сейма наиважнейшим вопросом, на фоне которого рост ВВП и проблемы выживаемости населения – дело десятое.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.