После выборов прошло уже больше полутора месяцев, а в Латвии так и не сформировано правительство. Главные игроки – партии "Новое единство" и "Объединенный список" – схлестнулись в дележке портфелей. Одним из камней преткновения стало создание нового министерства, которое лидер "Нового единства" Кришьянис Кариньш пропихивает с маниакальным упорством. Затея его проста: прибрать к рукам через новое ведомство деньги ЕС на развитие "зеленой" энергетики. Ведь климатическая повестка в Европе превращена в новую религию, на которую она готова тратить сумасшедшие средства.
Государство – это я
В прошлые выборы – в 2018 году – "Новое единство" получило самое малое число мандатов из всех партий, прошедших в Сейм – восемь штук. Причем Кариньша среди восьми выигравших не было. Однако путем хитрых комбинаций именно эта партия и именно этот человек пробрались к рулю управления страной и командовали ею четыре года.
За это время они совершили все мыслимые ошибки, развалили ряд отраслей, разорили не одну сферу бизнеса, ввергли в нищету множество людей. Заботились лишь о себе и благополучии своего электората – чиновничества. И оно не подвело.
На нынешних выборах "Новое единство" получило уже 26 мандатов. Это так раздуло эго Кариньша, что он стал полностью недоговороспособным. Как заметил политолог Юрис Розенвалдс, в новом созыве Сейма мы видим уже другого Кариньша, для которого не существует позиции "мы все равны".
Если Кариньш предыдущего созыва был гибок и действовал хитрее, то Кариньш нынешнего созыва авторитарен, ломится к цели напрямую и крайне раздражен, что партнеры по коалиции ("Национальное объединение" и "Объединенный список") чего-то там еще вякают. Он ведь и так выполнил их каприз, не позвав сороситскую партию "Прогрессивные". Взамен Кариньш рассчитывал, что партнеры подмахнут, не глядя меморандум о создании коалиции, и примут покорно все предложения по дележке портфелей.
Так нет же! Партнеры – особенно этот проклятый "Объединенный список", за которым стоит национальный бизнес, крайне чуждый глобалистской душе Кариньша, – имеют наглость возражать, ставить палки в колеса и критиковать его замечательные идеи.
Одной из краеугольных таких идей стало создание нового министерства. Кариньш находит ее столь важной, что выставил грозный ультиматум: либо партнеры согласятся, либо Кариньш все отменяет – коалицию, формирование правительства и светлое будущее под мудрым его руководством.
Что же это за министерство, ради которого Кариньш уперся рогом? Оно идеально вписывается в модные современные тренды, провозглашенные Еврокомиссией, – альтернативную энергетику и "зеленую повестку".
Министерство светлого будущего
По мысли Кариньша, новое ведомство должно будет называться Министерство климата, среды и энергетики.
Но, погодите, в Латвии ведь уже есть институции, которые этим занимаются! Энергетикой ведает Министерство экономики. А климатом и средой – Министерство защиты среды и регионального развития. Кариньш решил их упразднить?
Ни в коем разе. Разве можно в такое тяжелое время сокращать число лучших людей страны – чиновничий электорат?! Наоборот, Кариньш решил административный аппарат увеличить.
Рецепт взят из Гоголя. Помните? Если губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да прибавить к этому дородности Ивана Павловича… Американец Кариньш, конечно, Гоголя не читал, но поступил именно так. Он задумал отнять у Минэкономики и Минсреды все самые важные (а, значит, и самые денежные) функции и передать их в новое, специально для этого созданное Министерство.
После чего кастрированные Минэкономики и Минсреды, уже ни за что не отвечающие и никакими финансовыми потоками не ведающие, Кариньш готов милостиво передать партнерам по коалиции: берите, распоряжайтесь – ничего для вас не жалко.
Мелко плавающие латышские журналисты разгадали в этом такой план: создать новое теплое кресло своему многолетнему соратнику Янису Патмалниексу, который последние четыре года руководил бюро премьер-министра. Они купились на обещания Кариньша не тратиться на создание нового Министерства, составив его, как паззл, из уже готовых департаментов Минэкономики и Минсреды. Дополнительные деньги понадобятся только на зарплату министра!
Но кто смотрел глубже, сразу понял всю грандиозность замысла. Впрочем, и сам Кариньш его не скрывал. Такой шаг необходим, чтобы решить вопрос с реализацией "зеленого курса", который годами остается нерешенным, заявил он. А то Минэнерго идет в одном направлении, Минсреды – в другом. А чудесные силы природы – обогрев солнцем и отопление ветром, электричество из приливной волны и из воздуха – остаются невостребованными.
В общем, "мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача", с удовольствием процитировал бы Кариньш Мичурина, если бы знал, кто это такой.
Новое ведомство и займется "зелеными проектами". Не зря журналист газеты Diena Атис Розенталс метко назвал его Министерством светлого будущего.
Я тучи разгоню руками
Пудря мозги Латвии "зеленой энергетикой", Кариньш просто копирует главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен, которая точно так же пудрит мозги всей Европе.
Справедливости ради – не она это начала. Рекомендации, настойчиво предлагающие развивать в Европе солнечную и ветровую энергетику, были приняты больше десяти лет назад. Но фон дер Ляйен, возглавив ЕК, сделала "зеленый курс" основополагающим для существования Евросоюза.
Эта удивительная женщина, чей единственный талант – разваливать любую доверенную ей сферу (до того, как возглавить ЕК, она возглавляла Минобороны Германии и успешно довела до ручки немецкую армию), решила принудить европейцев к энергетической революции.
До сих пор человечество совершало переход с одного вида энергии на другой естественным путем. Толчком был прогресс. Наука придумывала новые технологии – и дрова сменялись углем, уголь – нефтью и газом, нефть и газ – мирным атомом. Переходу не требовался кнут: выбиралось то, что быстрее, дешевле, удобнее в получении.
Фрау фон дер Ляйен задумала перевернуть сей процесс с ног на голову. При ней были приняты два документа, плюющие на реальность, противоречащие законам энергетики и экономики. Это "Европейский зеленый курс" и "Водородная стратегия ЕС". Командным тоном они провозглашали светлые "зеленые" хотелки: снизить до нуля выбросы СО2 в Европе к 2050 году и добиться полной энергетической независимости от любых поставщиков вне ЕС как можно скорей.
Были одобрены драконовские директивы, жестко урезающие применение традиционных видов топлива. И – целый пакет льгот, поблажек, субсидий для тех, кто применяет "зеленую энергию". Указами сверху перекраивались целые отрасли. Так, европейскому автопрому предписано в ближайшие годы прекратить выпускать автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Следом должны полностью отказаться от нефти и газа железнодорожный, авиационный, морской и речной транспорт. По щелчку фон дер Ляйен все переводилось на электричество.
Масштабность замысла обворожила даже такого замороженного типа, как гендиректор НАТО Йенс Столтенберг, и он заговорил про необходимость снабдить солнечными панелями танки и боевые самолеты. А также обязать армии замерять свой углеродный след.
Тем временем практика показывала: чем больше страны делают ставку на "зеленую" энергетику, тем сильнее они подвержены блэкаутам. В американском Техасе из-за обледеневших ветряков насмерть замерзли 50 человек. В Британии две недели штиля вызвали энергетический коллапс.
Поэтому в ряде европейских стран завели двойную бухгалтерию. Громко рапортуя об установке новые ветряных и солнечных электростанций, мэры городов тихо подпирали их газовыми – прожорливыми, но зато способными разгоняться до максимума за минуты.
Год назад в ЕС начался сильнейший энергетический кризис. Причины – дикий перекос с "зеленой энергетикой" и идиотские решения Еврокомиссии, запретившей долгосрочные газовые контракты и привязавшей цены к ситуации на бирже.
Казалось: ну, вот сейчас у ЕК наступит прозрение, и она откажется от порочного "зеленого курса". Как бы не так! Чем хуже шли дела в Европе (через полгода она закошмарила себя еще и антироссийскими санкциями), тем громче провозглашалось, что "зеленая энергетика" – единственное спасение.
"На земле" вновь раскочегаривали закрытые угольные станции, возвращались к забытому было мазуту, начинали кидать в топку горючие сланцы (самый грязный из всех видов топлива). А в высоких кабинетах Еврокомиссии строили на бумаге воздушные замки и чертили грандиозные планы.
Вот одна из ее задумок – HyDeal Ambition: построить в Испании гигантские солнечные и ветряные электростанции, которые будут вырабатывать электричество и скидывать в электролизеры, где будет производиться новое топливо будущего – водород. Зацените красоту пейзажа: до горизонта все усеяно высокими (выше 100 метров) ветряками и многокилометровыми панелями и утыкано огромными железными бочками (электролизеры), а также гигантскими баками (станциями по очистке воды).
Но дело не только в обезображенном пейзаже. В "Водородной стратегии ЕС" нет ответа на самые главные вопросы. Чтобы сделать 1 кг водорода, надо истратить 18 кг воды, а чтобы заменить водородом все ископаемое топливо (как задумала Еврокомиссия), понадобятся миллиарды тонн воды. Где их взять? Где хранить водород? По каким трубам перегонять этот агрессивный газ, который мигом прожжет дыры во всех существующих трубопроводах, компрессорных станциях, газоперекачивающих агрегатах. Их придется строить с нуля, но сначала надо изобрести материалы. Ведь они еще не придуманы!
Однако проект уже принят. И самое главное – выделены деньги. Определен список компаний, которые отлично заработают на воплощении HyDeal Ambition в жизнь. Вряд ли воплотят (наука не поспела), но деньги освоят – это факт.
В целом же ЕК готова вложить в водородную энергетику от 500 миллиардов евро до триллиона. А может и больше: фрау фон дер Ляйен называет все время разные цифры. Ясно, что жалеть на "зеленую" и "водородную стратегию" средств не будут. Невзирая ни на какие кризисы. Потому что это давно уже вопросы не энергетики, а веры в новую энергетику. А вера – дело святое.
Контора "Рога и копыта"
Поэтому Кариньш делает все правильно. Оседлать финансовые потоки ЕС, направляемые на альтернативные источники энергии – то же самое, что застолбить золотоносные участки. Страна будет погрязать в долгах и дефиците всего, денег будет катастрофически не хватать на самое важное – социалку, медицину, пенсии и зарплаты. Но "зеленые" гранты ЕС не иссякнут.
Это станет самым надежным источником финансирования партии Кариньша "Новое единство". Ни одна другая партия не сможет и близко подобраться к ресурсам в таком объеме. Вот почему Кариньш по поводу "климатического министерства" встал насмерть.
В "Объединенном списке" – партнере по коалиции – его побуждения давно разгадали. И выдвинули встречные предложения: каждого министра снабдить вице-министром – и чтобы они были из разных партий. Тогда можно сообща разделять горести тех отраслей, где все бедно и плохо, и сообща осваивать деньги тех отраслей, где есть что пилить.
Но Кариньш назвал это глупостью: "Любой, кто разбирается в политике, понимает, что так эта система не работает!". Чтобы убедить партнеров согласиться на учреждение "климатического министерства", он даже взял на свою партию два самых зачумленных ведомства: Министерство образования и науки и Министерство благосостояния. Политологи дружно согласились, что это "высокая цена".
Хуже – только Минздрав. Он достался "Объединенному списку", который с негодованием констатировал, что это министерское кресло можно даже выставить на улице и предлагать прохожим, желающих не найдется.
Как констатировал публицист Марис Краутманис, в целом, это "похоже на дележку бычьей туши: шкуру и мясо для кариньшей, рога и копыта для пиленсов и дзинтарсов" (лидеры "Нацобъединения" и "Объединенного списка"). Партнеры по коалиции негодуют, возражают, но сделать ничего не могут. Поэтому все полтора месяца они просто бесконечно спорят и тянут время. Выплескивают эмоции, короче.
Когда Латвия обретет новое правительство, по-прежнему непонятно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.