Латвию стремительно засасывает в экономическую воронку. Острейший энергокризис, инфляция, дефицит бюджета и структурные проблемы в экономике не оставляют стране шанса выбраться из нее без внешних заимствований. Но беда не только в том, что внешний долг непрерывно увеличивается, но и в том, что его обслуживание становится намного дороже. Это означает, что государству придется экономить даже на жизненно важном для его жителей.
Все хуже и хуже
Ситуация несет в себе все признаки надвигающейся катастрофы. Санкционные войны и слом логистических цепочек привели к удорожанию и товаров, и услуг: от питания до медикаментов, от топлива до стройматериалов.
Инфляция бьет рекорды. Если в среднем в ЕС она составляет 10,9%, то в Латвии уже достигла 22%. Хуже только у соседей: в Эстонии – 24,1%, в Литве – 22,5%. Но в Литве и в Эстонии зарплаты существенно выше.
С производством – горе. Резкий рост цен на энергоносители стал тяжелым бременем для латвийских промышленных компаний. Пытаясь остаться на плаву, они сокращают темпы производства и число сотрудников, попутно увеличивая цены на продукцию. Но это вряд ли спасет, и ясно, что в ближайшее время Латвию ожидает мощная волна банкротств.
По сути, она уже идет. Предприятие "Лимбажский сыр" (Limbažu siers) приостановило свою деятельность, предприятие Elpa признано неплатежеспособным, а убытки птицеводческой группы компаний, в которую входят AО "Птицефабрика "Ķekava", ООО "Lielzeltiņi", ООО "Broileks" и ООО "Cerova" за год из-за удорожания кормов и электроэнергии составят девять миллионов евро. Производители не исключают, что некогда дешевая курятина скоро станет деликатесом: цена куриного филе в магазинах может достигнуть 15 евро за кг.
Не лучше обстоят дела в туристическом и ресторанном бизнесе. В целом Госагентство занятости уже приняло от работодателей 24 уведомления о планируемом коллективном увольнении работников. Тысячи людей останутся без работы и отправятся на биржу труда.
Энергокризис заставляет ужаться даже Министерство внутренних дел. Чтобы перезимовать, в ведомстве уже повыкручивали часть лампочек, снизив интенсивность освещения, запретили сотрудникам пользоваться лифтом и отключили подачу горячей воды в туалетах.
А вот Государственной пожарно-спасательной службе из-за недостатка финансирования пришлось пойти на совсем катастрофические меры и остановить работу 18 частей в Рое, Сабиле, Пилтене, Алсунге, Яунелгаве, Нерета, Элеи, Акнисте, Виесите, Ауце, Булдури, Балдоне, Цесвайне, Вараклянах, Мазсалаце, Стренчи, Зилупе и Тилже. И это только начало.
Прохладная прелюдия к суровой зиме
Граждан, которых правительство призывает затянуть пояса и назло Путину мыться лишь по праздникам, а спать в штанах с начесом, приучают к суровым условиям "военного времени".
Уровень освещенности в городах снижен везде, где возможно. Фасада домов, парки, мосты, детские сады, игровые площадки и улицы погрузились во тьму. Там, где фонари все же горят, они включены лишь через одного, либо по одной стороне улицы. В ряде магазинов покупателям приходится бродить в потемках. Из соображений экономии владельцы рачительно приглушают свет и отключают часть холодильников. Как ожидается, эти меры обеспечат латвийцам сокращение потребления электроэнергии на 1,9%.
В жилых домах, школах, детских садах, ВУЗах, аэропортах, больницах и министерствах температура отопления снижена до +18, в крайнем случае +19 градусов. В нерабочее время ее понижают еще. Это, по расчетам властей, позволит сэкономить около 5% расходов на отопление.
Меры приняты и в отношении горячей воды: правительство решило снизить ее максимальную температуру в кране до 30 апреля следующего года. Хотя Инспекция здравоохранения возражала и предупредила, что это чревато серьезными последствиями. Но власти сделали вид, что не услышали.
Результат не заставил себя ждать. На днях Центр профилактики и контроля заболеваний (SPKC) сообщил, что в каждой четвертой пробе воды в Латвии уже обнаружены бактерии легионеллы. Это прямое следствие понижение температуры воды, и это ужасно, так как смертность от "болезни легионеров" составляет 40-80%. Никакой коронавирус рядом не стоял! Все, что может предложить Инспекция здравоохранения, чтобы жители убереглись от этого страшного легочного заболевания – принимать ванну, а не душ (чтобы не вдыхать бактерию с каплями воды).
Но с таким же успехом она могла бы предложить латвийцам перейти из-за дороговизны хлеба на пирожные. Прием ванны сегодня обходится в такую сумасшедшую сумму, что это могут позволить себе лишь очень обеспеченные люди. А среднестатистический латвиец сидит впотьмах, умывается холодной водой и с ужасом ждет счетов за коммуналку. Ведь в октябре начали топить, а тарифы на отопление по сравнению с прошлым сезоном подскочили у кого в три-пять раз, а у кого и в восемь-десять.
Чтобы хоть немного приободрить широкие народные массы, государство обещает оказать гражданам поддержку, выделив на это 442,25 миллионов евро. Компенсировать будут плату за центральное отопление, отопление природным газом, электричество, гранулы, брикеты и даже дрова. Однако уже сейчас ясно, что эта сумма ничтожно мала. Цены непрерывно растут, и чтобы пережить зиму, латвийцам необходимы 2 миллиарда евро, то есть впятеро больше.
Подсчитано, что поддержка покроет лишь одну пятую всех расходов, в то время как остальные четыре пятых лягут тяжким бременем на плечи населения. По словам председателя Латвийской ассоциации самоуправлений Гинтса Каминскиса, 230 тысяч латвийских домохозяйств (а это полмиллиона человек) не смогут справиться с оплатой счетов.
Это грозит властям социальным взрывом, и они прекрасно понимают, что поддержку придется увеличивать. Но бюджет пуст, экономика в нокауте, с собираемостью налогов дела обстоят из рук вон плохо (на данный момент латвийцы уже задолжали налоговикам 1,093 млрд евро). Поэтому правительство решило прибегнуть к единственному ему известному рецепту спасения родины. А именно – снова взять в долг.
Бери в долг, пока дают
Буквально пару дней назад Госказна сообщила, что Латвия заняла на международных финансовых рынках еще 850 миллионов евро, выпустив еврооблигации со сроком погашения в марте 2027 года. И это явно не последний заем.
По прикидкам Минфина, еще до конца этого года государственный долг достигнет 52% от ВВП, а в 2023 году его запланировано увеличить до 17,3 миллиардов евро. И самое печальное: из-за повышения процентной ставки стоимость обслуживания внешнего долга возрастет вдвое.
Как заявила председатель Совета по фискальной дисциплине Инна Штейнбука, если сейчас Латвия платит по процентам 200 млн евро в год, то скоро будет платить 400-450 млн евро в год. А это означает, что все больше средств из бюджета придется тратить не на медицину, образование, пенсии и другие сферы, а просто на глупость правительства, не знающего иного способа хозяйничать, как одалживать, одалживать и снова одалживать.
Напомнив о дефиците бюджета, кривой инфляции и плачевном состоянии экономики, Штейнбука предостергла правительство от новых внешних заимствований. Но совершенно точно ее не услышат. Ведь недавно Еврокомиссия продлила для стран-участниц отмену бюджетных ограничений на 2023 год. Это значит, что Латвии и другим странам не обязательно придерживаться жестких рамок дефицита бюджета. Им официально разрешено влезать по горло в долги!
Для латвийского правительства, готового "осваивать" любые средства в любых количествах, это лучший подарок. Можно не беспокоиться о своих креслах, не раздумывать, какие отрасли развивать, чтобы страна могла заработать. У латвийских властей оставлен для страны лишь один вид бизнеса – русофобия. Это оборачивается гигантскими убытками для латвийских предпринимателей, но зато сулит шикарные политические дивиденды руководству страны.
В обмен на антироссийскую риторику и слепое следование приказам Вашингтона оно всегда может рассчитывать на помощь в получении очередных кредитов, так как именно Штаты обладают исключительным влиянием в наднациональных финансовых институтах.
И даже если ЕС через год-другой призовет Латвию к фискальной дисциплине, всегда можно отыграться на социалке, сведя ее финансирование к минимуму. Так что останавливаться на госдолге в 17,3 миллиарда евро властные попрошайки не собираются. Их девиз: бери, пока дают, а дальше будь что будет.
Ну как не порадеть родному человечку?
Если кто-то думает, что взятые в долг деньги пойдут на разогрев латвийской экономики, то он глубоко заблуждается. Львиная доля заимствований уйдет на содержание раздутого госаппарата.
Уже после нового года президент, премьер-министр и спикер Сейма будут получать почти по 8 тысяч евро в месяц каждый. Министры вместо прежних 4952 евро – 7052 евро, депутаты вместо 2963 евро — 3981, парламентские секретари вместо "жалких" 3841 получат 6256 евро в месяц. С такими деньгами им легко призывать население к экономии и проявлению патриотизма, дабы наказать ненавистный Кремль.
И пока наивные латвийцы будут пытаться отморозить себе уши назло соседу, у Кариньша и "Нового Единства" созрел план по увеличению числа министерств. Уже озвучено решение создать нового министра и новое министерство, отвечающее за сферу энергетики и охрану окружающей среды. Это притом, что в Латвии уже есть Министерство защиты среды и регионального развития, которое упразднять никто не собирается.
В своих начинаниях Кариньш не одинок. Президент Левитс также двумя руками за увеличение госаппарата и протаскивает идею ввести должности еще двух госминистров (правда, без министерств) для решения межотраслевых вопросов. Ну, а что? Ведь нужно же в трудные времена пристраивать куда-то своих людей!
Поучаствовать в этом пире во время чумы захотело и руководство Рижской думы. У него нет денег на централизованную очистку тротуаров зимой (такую роскошь рижанам обещают не раньше, чем через три года), но зато оно нашло 20 тысяч евро на "кампанию по привлечению жителей Риги к добровольной уборке снега".
Прошлый год Рижское самоуправление закончило с дефицитом в 121 миллион евро. Но это не помешало ему изыскать в бюджете на следующий год средства на введение дополнительных штатных единиц. Это три новых, остро нужных специалиста: советник по вопросам климатической нейтральности (зарплата 3200 евро), постоянный советник по вопросам Праздника песни и танца, который проходит, на минуточку, один раз в два года (зарплата 3200 евро) и руководитель проекта в отделе коммуникаций (зарплата 1520 евро).
"Что все эти люди будут делать? – задалась резонным вопросом на своей страничке в соцсети журналист Евгения Шафранек. – Конкретно интересует советник (!) по вопросам климата. Пока советник по вопросам инфраструктуры не разберется с пробками, полагаю, советник по нейтральности климата может курить эко-бамбук. Во-вторых, на какой срок нужен советник (!) по Празднику песни и танцам? Кому и что он будет советовать и как часто приходить на работу в принципе?"
Что касается руководителя проекта в отделе коммункации, то Шафранек перечислила, кто в этой сфере в Рижской думе имеется:
"В РД уже есть руководитель отдела коммуникации, координатор отдела коммуникации, руководитель отдела внешней коммуникации, координатор проектов отдела внешней коммуникации, еще один координатор и еще один координатор, а потом еще один координатор отдела внешней коммуникации, еще один и еще два. Есть еще руководитель отдела цифровой коммуникации, координатор проектор отдела цифровой коммуникации, главный референт отдела цифровой коммуникации и еще один референт, и еще три координатора отдела цифровой коммуникации. Есть руководитель отдела внутренней коммуникации и даже координатор проектов отдела внутренней коммуникации. Видимо, чтобы сотрудники мэрии могли коммуницировать друг с другом внутри одной мэрии. Существует и должность руководителя отдела ни много, ни мало стратегической коммуникации и координатор проектов отдела стратегической коммуникации".
Можно себе представить, какой гвалт стоит в Рижской думе, когда вся эта теплая компания коммуницирует друг с другом. Видимо, поэтому у мэра Стакиса родилась еще одна идея: оборудовать одно- и четырехместные "кабины тишины". Трудно сказать, что под этим подразумевается, но зато точно известно, что на это он собирается потратить 26 130 евро.
Ежу понятно, что при таком подходе Латвия никогда не найдет денег ни на врачей с учителями, ни на полицейских с пожарными, ни на пенсионеров с инвалидами, – они все чужие на этом празднике жизни. Зато пока народ пашет, экономит на всем и напряженно думает, как выжить, у него нет времени сообразить, что помощь, которую ему щедро обещает государство, будет оплачена из его же, народного, кармана. Ведь это ему придется выплачивать непрерывно растущий госдолг. Ну, а если кто-то из латвийцев не успеет свою часть погасить, пусть не волнуется – она автоматически перейдет по наследству его детям, внукам и правнукам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.