У латышских язычников праздник: Сейм концептуально поддержал поправки к Гражданскому закону, дающему юридический статус брачному ритуалу диевтуров. Это очередной шаг в сторону признания язычества традиционной для Латвии конфессией. Зачем все это нужно? Поправки не зря инициировали именно националисты. Религиозное движение Dievturība ("Богопочитание") называет латышей избранным народом, потомками ариев, и отлично вписывается в агрессивно-этнократическую идеологию государства, уверенно шагающего в сторону нацизма.
Истинные арийцы: дубль два
До недавнего времени официальным браком в Латвии признавался тот, что заключен в ЗАГСе или в церкви – католической, лютеранской или православной. Но в скором времени сюда добавится брак, заключенный языческим жрецом – он тоже станет считаться законным. Представитель диевтуров сможет прийти в отделение ЗАГСа со своим регистрационным актом, и его зарегистрируют как официальное свидетельство о браке.
По мнению Нацобъединения, усиленно пропихивающего сей законопроект через Сейм, это не только справедливо, но и идеологически правильно, так как в латышском народе есть сильная потребность к возвращению дохристианских верований, связанных с его самобытностью и возрождением истинно латышского духа.
Как заявил депутат от Нацобъединения и один из авторов законопроекта Ритварс Янсонс: "Эти люди придерживаются древних традиций, ритуалов, в основе которых – древнелатышское мироощущение и понимание жизни. Это отражено в нашем фольклоре, в нашей памяти, и очень хорошо, что диевтуры хранят эти традиции".
О чем же речь?
На самом деле, к древним язычникам диевтуры ("богопочитатели") имеют примерно такое же отношение, как балет, например, или физика твердого тела. Это неоязыческое движение появилось на свет меньше ста лет назад, и есть дата его официальной регистрации – июнь 1926 года.
Отцом-основателем новой языческой веры стал Эрнст Брастиньш – ярый националист и при этом выпускник сразу двух учебных заведений Санкт-Петербурга, высшей школы искусств и военного училища. Ничего удивительного: практически вся латышская интеллигенция начала ХХ века выучилась в столице Российской империи на деньги русских дворян, что не мешало ей исповедовать оголтелую русофобию и национализм.
Уже в независимой Латвии Брастиньш заведовал Военным музеем, выезжал в экспедиции на раскопки исторических городищ, преподавал живопись. Но этого было мало его кипучей натуре. "В личности Э. Брастиньша причудливым образом сочетались стремление к знаниям и любовь к мистификациям, буйная фантазия романтика и солдафонские манеры", – вспоминал современник. Идеальная комбинация для папы новой религии.
В 1925 году он опубликовал книгу "Возрождение латышской диевтурибы", главная мысль которой заключалась в том, что "латышам нужна своя латышская религия". Опирался он при этом на слова поэта Яниса Райниса: "В наших народных песнях заключается древняя религия, которой нужно стать новой религией".
Именно ее Брастиньш и решил создать. Перелопатив дайны (народные песни), он разработал иерархию латышских божеств, обряды их почитания, и выдал аж три духовные книги, воспевающие Лайму (богиню судьбы и счастья), Усиньша (покровителя лошадей), Юмиса (бога зерна и урожая), Сауле (богиню Солнца), Перконса (властителя воздуха) и прочих духов природы, предлагая рассматривать этот пантеон как выражение единого Бога неба (Диевса).
Новая языческая вера базировалась на тезисе о превосходстве, уникальности и богоизбранности латышской нации. На том, что латыши потомки древних ариев (в 30-е годы ХХ века такое заходило особенно хорошо). По версии Брастиньша, латыши веками противостояли насильно насаждаемому и чуждому им христианству. Но, в отличие от других народов, сумели сохранить свою самобытность и пронести ее через века. А значит, на них лежит божественная миссия обновить и утвердить истинную арийскую латышскую религию, сделав ее государственной.
Помимо религиозной ревизии, Брастиньш призывал и к ревизии национально-политической. В 1935-м он издал книгу "За латышскую Латвию" в которой заявил, что пришла пора пересмотреть слишком демократическую Конституцию страны. В ней надо заменить формулировку "власть принадлежит народу Латвии" на "власть принадлежит латышскому народу".
Что интересно – с тогдашним диктатором Карлисом Улманисом это не прокатило. Поправку Брастиньша завернули. Но она не канула в Лету! Уже в наше время, в 2014 году, ее вытащил из небытия, сдул пыль и сплагиатил нынешний президент Латвии Эгилс Левитс. Он всунул эту формулировку в написанную им преамбулу к Сатверсме, чем радикально поменял смысл Конституции ЛР.
Теперь там сказано, что Латвия была создана, чтобы гарантировать существование и вековое развитие не всего латвийского народа (как было до 2014 года), а только латышской нации, ее языка и ее культуры.
Так что дело Брастиньша живет и побеждает.
Бей жидов, спасай ариев!
Многим латышам (особенно творческой интеллигенции), узнавшим, что они потомки могучего арийского народа с божественной миссией, идеи диевтурибы понравились страшно. Маленькая нация, столетиями покорно принимавшая, что Латвией попеременно командуют то немцы, то поляки, то шведы, то русские, тут же выросла в собственных глазах. Тысячи латышей рванули пополнять неоязыческие ряды.
Тем временем Dievturība все теснее сплачивалась с идеологами крайнего латышского национализма. Многие диевтуры по зову сердца принимали активнейшее участие в деятельности ультраправых националистических организаций – "Угунскрустс" ("Огненный крест") и "Перконкрустс" ("Громовой крест"), с воодушевлением участвуя в этнических и религиозных погромах. Громили, избивали и убивали чуждые элементы – старообрядцев, русских и евреев.
Под лозунгом "Латвия – для латышей" радикалы с неоязычниками творили такое, что в ужас пришел даже диктатор Карлис Улманис. Он объявил о роспуске и запрете как "Перконкрустса" (требовавшего отменить Конституцию 1922 года и дать политические права только латышам), так и "Диевтурибы". Несколько десятков членов "Перконкрустса" были приговорены к тюремным срокам. "Общину латышских диевтуров" указом диктатора лишили статуса религиозной организации.
Но самые трудные времена для обеих организаций начались в 1940-м, когда Латвия вошла в состав СССР. Коммунисты пересажали всех, кого смогли отловить, а Брастиньша за сотрудничество с "Перконкрустсом" и пропаганду расистских идей сначала отправили в лагеря, а позже, в 1942 году и вовсе расстреляли.
Тем не менее, некоторым диевтурам и радикальным националистам удалось уйти в подполье и уцелеть. Когда в Латвию пришли гитлеровские войска, они охотно вступили в расстрельные команды СД (зондеркоманду Арайса, например) для окончательного решения еврейского вопроса. Еще бы: ненависть к иудеям отлично укладывалась как в нацистскую, так и в диевтурскую доктрину.
Как и немцы, латышские неоязычники рассматривали мировую историю как конфликт между чистой "арийской расой" и грязными "семитами", которые через насаждаемый ими иудаизм и христианство (порожденное иудаизмом) распространили свою монотеистическую религию и господство по всему миру, разрушив культуру и веру "истинных арийцев". Теперь "раса господ" и наследники языческой культуры должны очистить мир от тлетворного семитского влияния. Так что латышские националисты и диевтуры старались вовсю, внеся свою лепту в уничтожение более 300 тысяч евреев.
После освобождения Латвии от немецко-фашистских войск латышские неоязычники бежали за границу вместе с отступающими частями Латышского добровольческого легион СС. И, как и легионеры, продолжили свою деятельность на Западе. К 1955 году тримда (латышская эмиграция) создала диевтурские центры в США, Канаде, Австралии, где продолжила поклоняться "истинным богам", миссионерствовать и выпускать свои журналы.
В самой Латвии о них, казалось, забыли навсегда…
Еду я на родину
Но во времена перестройки диевтуры с Запада вернулись на родину восстанавливать свое движение. В 1990-м с благословения латвийских властей в республике была зарегистрирована диевтурская община, которая возобновила совершение "древних" обрядов, наладила выпуск литературы и стала активно лоббировать свои интересы во власти. В основном, через Национальное объединение, которому весьма импонировала провозглашенная диевтурами цель – возродить обычаи предков и научить латыша латышскости.
Лобби оказалось успешным. Уже в 1991-м Минобразование (в Латвии его традиционно контролируют националисты) выпустило школьную программу "Латвийское народное мировоззрение", в основу которого положило учение диевтуров. Книги Брастиньша были переизданы, а по городам и весям стали возникать неозяыческие общины, которые в своих проповедях неустанно раздували огонь русофобии и призывали поскорее покончить с тлетворным советским наследием.
А вскоре они вытащили из пришлого и свою духовную связь с нацистами. В 2004 году глава Собратства диевтуров Латвии Романс Пуссарс произнес в рижском Латышском обществе прочувственную речь, где назвал бойцов латышского легиона СС на Восточном фронте и в Курляндском котле национальными героями.
Диевтуры пополняли ряды националистической партии Visu Latvijai! ("Все для Латвии"). Создавали свои партии – Māras zeme ("Земля Мары") и Latviesu Latvija (Латвия – латышам"), где с подачи диевтура Зигурдса Стрикиса для продвижения истинно латышских идей был даже создан "отдел пропаганды, магии и колдовства". Диевтуры активно принимали участие в организации шествий бывших эсэсовцев, в пикетах и митингах за закрытие русских школ, в осуждении действий России по любому поводу.
Неустанно привлекая к себе внимание, они публично уничтожали газеты с изображением Патриарха Алексия II, требовали от властей ЛР сделать государственными народные праздники, отмечаемые по солнечному календарю, писали Папе Римскому, требуя уважать их религиозный выбор и не препятствовать усилиям по воссозданию "древней балтийской веры".
Кроме слов, были и дела. Ультраправый активист возрожденного "Перконкрустса" Игорь Шишкинс пытался взорвать памятник освободителям Риги. А ведь он был также членом диевтурского братства "Намейс". Два горе-взрывника тогда случайно подорвались сами, Шишкинс получил 3 года тюрьмы. Однако на диевтурах и продвижении их идей это никак не отразилось.
В 2006 году в парке Кронвальда на берегу Рижского канала был торжественно открыт памятник Эрнесту Брастиньшу с надписью "Народу. Богу. Отечеству". Его преподнес городу фонд Savieši ("Свои"). Но этого диевтурам показалось недостаточно, и памятный камень установили еще и на хуторе Страупе, где родился Брастиньш.
В 2010-м собрание госсекретарей ЛР приняло решение, что диевтуры, точно также, как и представители христианских конфессий, могут занимать должности капелланов в армии, больницах и тюрьмах. Тем самым неоязычники получили право опекать граждан и оказывать им моральную и духовную поддержку, а также консультировать по вопросам религии, этики и нравственности.
В 2017 году на небольшом островке на Даугаве было торжественно открыто главное святилище латышских неоязычников – Локстенский храм диевтуров.
И вот сейчас речь уже идет о том, что выписываемые неоязычниками бумажки и придуманные ими "народные обряды бракосочетания" будут иметь законную силу наравне с государственными свидетельствами о браке.
Сегодня диевтуры частые гости в воинских частях, школах, детских садах и латвийских ВУЗах. Они организуют летние лагеря, приобщая детей к "истинному латышскому наследию", проводят праздники, устраивают форумы. И всюду без устали декларируют, что все зло – от "русских оккупантов".
Этого неоязыческого культа придерживается не только вся партия "Национальное объединение", но и премьер-министр страны Кришьянис Кариньш. Посему нет ничего удивительного, что именно на диевтуров, облаченных в холщовые средневековые хламиды, вооруженных бубнами со свастиками, власти ЛР возложили недавно миссию организовать шествие "За освобождение от советского наследия". Чтобы подготовить общественное мнение к своему скандальному постановлению о сносе 69 советских памятников.
То, что этот неоязыческий культ внедряется в сознание населения при полной поддержке правительства, уже принесло свои плоды. По данным недавнего опроса среди латышей, 29% считают "Диевтурибу" главной конфессией страны и горячо приветствуют желание диевтуров "посеять семена лытышского знания".
Строительный материал нацизма
В желании подпереть язычеством идеи национализма Латвия не уникальна. Те же процессы происходили в гитлеровской Германии в середине прошлого века. То же самое происходит и на Украине сейчас. Почему? Все просто.
Лютый национализм (не говоря уже о высшей его стадии – нацизме) остро нуждается в язычестве, ибо оно для него – единственно возможная религия. В отличие от христианства, язычество – вера, замкнутая на одну-единственную нацию (племя, род). Она не утверждает, что все в мире – дети божьи, и все равны. Наоборот. Она говорит о национальном превосходстве, о том, что все делятся на "детей истинных богов" и на "детей животных о двух ногах". Язычество легко оправдывает рабство, самые страшные зверства и убийства – ведь жертвами являются недочеловеки.
На постулатах христианства ни националистического, ни тем более нацистского государства не построишь. Ну, как продвигать идею своей исключительности, если в храмах говорят, что "Бог есть любовь" и что "в царстве Христовом нет ни эллина, ни иудея"?!
Это отлично понимали нацисты и, едва придя к власти, стали разворачивать германское общество к язычеству. Христианские праздники заменили на воспевание "Матери Земли" и "Отца Неба". С 1935 года в немецких школах были запрещены христианские уроки и молитвы. Вместо них школьники изучали новую родословную немецкого народа – высосанную из пальца сказку о древних ариях.
Насильно внедряя язычество в массы, нацисты изничтожали дико мешавшие им христианские представления о добре и зле, о сострадании к ближнему, о милосердии к врагу. Выкорчевали память о подвиге Христа, отдавшего свою жизнь за все человечество, не деля его на "своих" и "чужих", "чистых" и "нечистых", "унтерменшей" и "уберменшей".
Сегодня этим же занимаются их последователи на Украине. Бойцы полка "Азов"* поклоняются кровавому Перуну, принося ему жертвы, давая клятвы и прося древних божеств освятить их оружие. Своих убитых они отпевают не в церквях, а с помощью языческого обряда – при горящих факелах, малюя свастику и руны, творя колдовские обряды.
В головах у оболваненных – жуткая мешанина из славянского, германского, скандинавского язычества, сатанизма, оккультизма, суеверий. Рацио (разумность) в мозгах успешно заменено иррациональными представлениями. И мы видим, как многие люди на Украине ныне массово сходят с ума. Они аплодируют, когда украинские ведьмы проводят колдовской обряд против российского президента. Ставят "лайки" и сердечки видеоролику, на котором украинский солдат со словами "Слава Украине!" вырезает ножом глаз русскому солдату. Пишут одобрительные комментарии под кадрами, на которых украинские военные простреливают ноги безоружным русским пленным, наслаждаясь их мучениями.
Свою обывательскую жизнь в тылу они тоже уснащают дикими обрядами. И вот уже украинский блогер поедает на камеру плоть убитого русского танкиста, чтобы изготовить из кости врага колдовской нож. Посетители львовского кафе со смехом заказывают коктейли "Аллея ангелов", "Горловская Мадонна". А богемная тусовка в Киеве жадно пожирает торт в виде "русского младенца". Кровавое язычество шагает по Украине, вдохновляясь пропагандистским роликом, где дивчина в вышиванке серпом перерезает горло русскому парню. Выглядит она как жрица ветхозаветного культа и адресует свою жертву "древнему богу, что спал в недрах Днепра".
Вот через эту призму и надо рассматривать латышских диевтуров. Это вовсе не безобидные любители фольклора и милых народных обычаев, как нам хотят их представить. И это не борцы за свободу вероисповедания.
А борются они за то, чтобы идеи национализма логично привели нацию к идеям нацизма. Этой задаче посвящены их разговоры про ариев, народную исключительность и самобытность. И латвийские власти отлично знают, что делают, когда шаг за шагом легитимируют их философию, поднимая ее до уровня государственной идеологии. Ведь когда дело дойдет до измерения черепов, справок, доказывающих "арийскую полноценность", табличек "собакам и русским входить запрещается" и депортаций, именно диевтуры помогут обосновать, насколько все это правильно и полностью идет на пользу латышской нации.
* – террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.