В Прибалтике готовятся к решению "русского вопроса": каким должен быть ответ России

Работы по демонтажу памятника Освободителям Риги, 24 августа 2022
© Sputnik / Стрингер

Регина Гомельская

Тема: Европа развязала войну против памятников советским воинам

Какие действия может предпринять Москва, чтобы не оставить балтийские республики безнаказанными за откровенно русофобскую политику?

В последние недели часто слышны рассуждения на тему того, как можно было предотвратить снос советских памятников в Прибалтике? Как Россия может повлиять на балтийских соседей с тем, чтобы если не предотвратить, то замедлить уничтожение всего русского?

Причина возникновения этих разговоров ясна – это боль и стыд, которые захлестывают при просмотре видео с нарочито варварским уничтожением монумента Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков. Есть вероятность, что кощунственные действия властей балтийских республик останутся безнаказанными, а русскоязычное население, да и представители титульных этносов, несогласные с переписыванием истории (есть и такие, но их, конечно, мало), останутся без поддержки, забытыми и брошенными в их собственной стране.

Безусловно, хотелось бы поверить в то, что должна восторжествовать какая-то историческая справедливость. Виновные должны быть наказаны, а памятник с новыми сияющими звездами – возвращен на его законное место. Вполне логичны соображения относительного того, как бороться с откровенно нацистскими действиями и риторикой руководства стран Балтии по отношению ко всему русскому и советскому.

Где же жесткая сила России?

Однако мир реальной политики далек от концепции "справедливости", он невообразимо сложен и взаимозависим. И метод простого сравнения с Украиной говорит нам о том, что реальная жесткая сила России в краткосрочной перспективе не будет реализована по отношению к балтийским соседям, как бы сильно они на это ни напрашивались.

Для СВО потребовалось немало времени на подготовку и планирование, а тем временем под непрекращающимся огнем ВСУ погибали мирные жители и дети восточной Украины – в большинстве своем русскоговорящие, многие из которых – этнические русские.

Да, история знает примеры, когда войны начинались и за меньшее, но 21 век и все сопутствующие нюансы глобализации и технологий вносят свои коррективы.

К примеру, Украина, в отличие от Латвии, Литвы и Эстонии, формально не состоит в Североатлантическом альянсе, что сокращает риски полномасштабной конфронтации России и стран НАТО, способной привести к ядерной войне. Конечно, громкие заявления некоторых политиков о том, что эти маленькие страны можно "пройти за несколько дней" – в каком-то смысле демагогия, так как в действительности нынешние обстоятельства не позволяют это сделать без катастрофических глобальных последствий.

Вероятно, где-то в кабинете у руководства РФ на столе лежит пара-тройка папок с разработанными сценариями развития событий в регионе, некоторые из которых могут порадовать сторонников военного вмешательства. Но о подробностях таких планов нам остается только гадать.

Экономическое давление

Военная мощь государства всегда представляется весомым аргументом в решении международных конфликтов, однако далеко не единственным. Важным элементом международного влияния России также служит экономическая политика. Для всех трех стран региона Россия – важный экономический партнер, поддержание отношений с которым жизненно важно для стабильного функционирования производств, выживания большого и малого бизнеса на местах.

Но здесь произошел некоторый парадокс: в русофобской агонии страны Балтии приступили к убийству экономических отношений с Россией, подстрекая все остальные страны ЕС к антироссийским шагам, в частности, продвигая введение эмбарго на газ из РФ, без которого эту зиму самим республикам не протянуть. Воля ваша.

А ведь еще в начале февраля 2022 года посол Латвии в Москве Марис Риекстиньш с радостью заявлял об увеличении масштабов экономического сотрудничества между странами и выражал надежду на дальнейшие успехи.

"Но я уверен, что как только мы переживем пандемию, мы возвратимся к темпам роста, которые имели до 2019-2020 года", – говорил посол.

Однако буквально через пару недель российские энергоносители, минеральные масла, битум, железо, сталь и изделия из них, удобрения, древесина и изделия из дерева, зерновые стали не нужны – все ушло на задний план, освободив сцену для беспрецедентно оголтелой русофобии.

Россия в то же время продолжает настаивать на позиции ответственного и законопослушного игрока рынка, не поддаваясь на провокации. Но и в эту мудрую позицию можно внести коррективы по необходимости – ведь любому терпению приходит конец. Речь может идти даже о блокаде всех трех стран – о полном прекращении ведения дел с республиками, будь то транзит, банковская деятельность или торговля. Не характерное кардинальное решение для РФ, но когда-то же стоит пересмотреть подходы к ведению диалога с охамевшим соседом?

Другой вопрос в том, что любые меры скажутся не только на неонацистах у власти, но и на качестве жизни населения, существенная часть которого и без того страдает от русофобии. Если, по данным официальной статистики, в Литве русских "нацменьшинств" насчитывается порядка 5%, то в Эстонии их уже примерно 20%, а в Латвии более 25%. Не лучше ли сперва спасти своих, а уж потом бить, да побольнее?

Программы репатриации соотечественников

Безусловно, есть и более приземленные и на первый взгляд более реальные возможные ответные действия на неонацистский произвол прибалтийских властей. Но и здесь не все так просто, как хотелось бы.

На фоне небывалой и по-настоящему страшной балтийской русофобии все чаще эксперты указывают на необходимость создания специальных программ репатриации соотечественников. Их суть заключается в том, чтобы снизить бюрократическую нагрузку и пересмотреть существующие программы переселения.

Сотни тысяч русских, русскоязычных или просто несогласных оказались в нацистской ловушке, где их лишили голоса, истории, прав и свобод. Протянуть им руку помощи, упростив процесс переезда в РФ, – правильное дело. Это один из наиболее простых и в то же время эффективных способов "ответа". Логика такова: если мы не можем или не готовы защитить вас силой, мы готовы принять вас у себя и помочь на своей земле.

Безусловно, многие бы воспользовались этой возможностью. В первую очередь это будут те граждане и неграждане, кто уже сейчас понимает, что любая связь с русским миром – язык, корни, мировоззрение, ценности – поставит клеймо на будущей жизни в Прибалтике. А там не за горами лишение ВНЖ, преследования, даже интернирование (принудительное задержание, переселение или иное ограничение свободы передвижения граждан, считающихся неблагонадежными – прим. Baltnews) или депортация.

А ведь ряд политологов не боятся делать самые пессимистичные прогнозы о будущем русских в Латвии – это "решение русского вопроса", подразумевающее создание концлагерей. И если раньше такие рассуждения вызывали скепсис и потому считались маргинальными, то сегодня картина выглядит куда более мрачно. Виной тому – варварский снос главного советского памятника, адресованные другим странам призывы изолировать и "отменить" россиян, уголовные дела за "оправдание действий России".

Такими программами российская сторона может дать шанс всем желающим спастись от неонацистских режимов в регионе, так же как она упростила получение гражданства для жителей Донбасса в свое время. Стоит отметить, что не все "европейцы" региона захотят ехать в Россию, но им в теории открыты двери и в другую Европу, где власти еще не дошли до откровенной наглости и ксенофобии на всех уровнях.

К сожалению, на практике даже такое решение не лишено недостатков. Человек по натуре не любит перемены, особенно такие кардинальные как смена места жительства. Кому-то мешает возраст, кому-то – финансовые затруднения, отсутствие родственников или друзей в России или на Западе, нехватка знаний и так далее.

Многие евреи в Европе знали о приближении нацистов в конце 1930-х, могли бежать, могли скрыться, но не сделали этого и остались. Возможно, это неверие в самое страшное, отказ признавать пугающую действительность, нежелание смотреть правде в глаза. Мы все прекрасно знаем, какой непоправимой катастрофой закончилась эта история.

И если вы думаете, что современные неонацисты в Прибалтике или на Украине чем-то отличаются от своих предшественников, вы заблуждаетесь. Те люди, которые со слезами радости на глазах аплодировали сносу Памятника Освободителям, однажды могут пойти и доложить на вас в СГБ – а уж повод найдется. Как выразился русский историк Василий Осипович Ключевский: "История – это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме