После начала спецоперации российской армии на Украине против России началась масштабная информационная война, цель которой – дестабилизация обстановки в стране. И если раньше "раздуть пожар" в России хотели с помощью "либералов", то теперь ставку хотят делать на регионах и "борцах за права нацменьшинств".
Это началось не вчера
Сразу после распада СССР во многих новых государствах начали проявляться сепаратистские тенденции. Охватили они и Россию, где самым известным ее проявлением стала война в Чечне.
Если страны Западной Европы заняли нейтральную позицию, то страны Балтии начали активно помогать террористам. Они активно брали интервью у лидера чеченских сепаратистов Джохара Дудаева, рассказывали своим гражданам о "борьбе Ичкерии против кровавой России".
Когда лидер террористов был убит в 1996 году, прибалты решили позлить Россию и назвать в честь Дудаева несколько объектов. В частности, в Риге появилась аллея Джохара Дудаева, а в Вильнюсе – сквер. На здании одной из гостиниц в эстонском Тарту установлена мемориальная доска в память о лидере чеченских националистов.
Здесь стоит сказать и об украинских националистах, которые не только не отставали от своих "собратьев" из Балтии, но и кое в чем превзошли своих коллег. Они и вовсе отправили в Чечню отряд, который не только участвовал в боях, но и пытал российских военнопленных. Никто из участников отряда не понес ответственности за свою "деятельность" на Украине.
Но вернемся к прибалтам, которые не прекратили выступать за отделение от Чечни даже после окончания боевых действий. Известно, что в 2009 году в Европарламенте проходила "конференция" на соответствующую тему. Одним из ее организаторов был бывший председатель Сейма Литвы Витаутас Ландсбергис. Участники "конференции" пришли к выводу, что "окончательно урегулировать конфликт в Чечне можно, лишь предоставив республике независимость".
Сепаратистская карта
Новыми красками попытка разогреть нерусский национализм в России заиграла в 2014 году, но особенно ярко это стало проявляться после начала спецоперации по денацификации Украины. Осознав, что российским либералам в лице Алексея Навального, Ильи Яшина и других не получится организовать протесты против власти, украинцы вместе с прибалтами решили возбудить недовольство среди коренных народов России.
Некоторые политики в Латвии открыто призывали к распаду России еще до начала СВО. Например, одиозный депутат Сейма Александр Кирштейнс писал в социальных сетях, что "только когда Россия распадется на несколько более мелких государств по этническому составу, военные конфликты закончатся и в Европе наступит долгий период мира".
Такие слова прокомментировал евродепутат от Латвии Мирослав Митрофанов. Он признал, что Кирштейнс по сути "откровенно выразил тайные желания очень многих политиков не только в Латвии, в Прибалтике, но и в разных странах Европы": "Люди, подобные Кирштейнсу, надеются на новый передел мира, при котором расчленение России приводит к перераспределению благ", – сказал Митрофанов.
Однако активнее всего за распад России взялся Вильнюс. Что характерно, еще в 2021 году в Литве появился "Институт регионов России". Его руководитель Андрюс Алманис заявлял в одном из интервью, что "главная цель Института – политологические, также исторические исследования регионов России, их нынешнего состояния и возможных путей развития в будущем".
Однако из того же интервью можно понять, что реальная цель Института – развитие антирусских настроений в регионах. Алманис заявил, что "вести диалог в России можно только с демократической оппозицией, и наиболее перспективна именно демократическая оппозиция в различных регионах, а не московско-централистская, у которой также сильны имперские стереотипы".
"Возникновение на территории России новых независимых государств абсолютно неизбежно, вопрос только – когда и как? Очень хотелось, чтобы эти государства были демократическими и процветающими. Немногие верят в такое, но я твердо знаю – раньше или позже (лучше – раньше) не Россия как государство, а люди, ныне живущие на территории России, и их потомки, будут жить ничуть не хуже, чем нынешние граждане ЕС", – сказал Алманис.
Впоследствии балтийские СМИ стали наперебой сообщать о "многовековом угнетении" азиатских народов "кровавой Российской Империей", а также о том, как сегодня власти проводят "страшные репрессии" против "свободолюбивых народов". Для пущей убедительности журналисты пообщались с "борцами" против "колониализма", которые, к слову, бороться предпочитают почему-то в Литве и других странах Восточной Европы.
Литовский DELFI рассказал, что самопровозглашенные лидеры народов создали Лигу свободных наций, которая выступает за права "порабощенных народов России". Едва ли не самое первое, что сделала эта Лига, – обратилась к президенту США Джо Байдену за помощью национальным движениям в России.
Как же это традиционно для "борцов за свободу народов" – просить подачки у больших западных дядь!
Другое литовское СМИ, LRT, решило пообщаться с заместителем председателя Конгресса ойрат-калмыцкого народа Владимиром Довдановым. Он также убежал в Литву в этом году. В ходе интервью он пожаловался, что в Калмыкии стало очень много русского языка.
"Мне 62 года и я, например, до четвертого класса вообще не разговаривал на русском языке. Но потом уже везде начали вводить русский язык по Советскому Союзу, и меня отучали от нашего языка, конечно, линейкой. <…> Из поколения в поколение интерес к родному языку исчезал, и, таким образом, у нас русский стал превалирующим. Я статью даже написал на эту тему для местных о том, что куда ни зайдешь в ресторан или, допустим, общепит, или транспорт, – везде русская речь", – пожаловался Довданов.
Далее он начал рассказывать о том, как русские веками уничтожали калмыков, упоминая сугубо негативные моменты в истории народов. Это в целом является традиционным ходом для антирусских националистов – выпячивать в преувеличенных тонах спорные и сложные моменты в истории взаимоотношений народов и начисто забывать про многие положительные события.
Естественно, Довданов выступил против действий России на Украине. Он заявил, что поддерживает Незалежную и призвал вступать в ряды ВСУ. Сам, правда, этого не сделал. "У армии Украины очень мощное вооружение. Но самый главный аргумент, который мы применяем, – это то, что Украина нам ничего не сделала. Украина – наш союзник", – сказал "борец за свободу".
Но не только на калмыков рассчитывает Литва. Известно, что в этой стране сейчас пребывает один их лидеров общественной организации "Башкорт" (признана экстремистской в России) Руслан Габбасов. Он признался, что получил политической убежище в более быстрые сроки, чем это предусмотрено законами Литвы.
Организация Габбасова занималась "защитой прав башкирского народа", но делала это весьма специфическим образом: Габбасов и его компаньоны организовывали митинги за обязательное изучение башкирского языка в школах, выступали за введение квот для чиновников-башкиров и многое другое.
Год назад активист обвинил уфимскую художницу Алену Савельеву в "издевательстве над башкирами" и предупредил ее, что она "перешла тонкую грань, которую переступать опасно". После этого художница несколько месяцев получала угрозы физической расправы.
Дополнительным штрихом к портрету "борца за свободу башкирского народа" Габбасова стал тот факт, что еще 18 лет назад он убил человека в потасовке, которую сам же и инициировал. Вот он – портрет "несчастной жертвы путинского режима"!
Кроме заигрываний с Габбасовым, Вильнюс пытается поспособствовать развитию бурятского национализма с помощью развития исторических обид на Россию и повторения старой мантры про то, что "наши ресурсы уходят в Москву". В балтийских СМИ стали появляться новости про фонд "Свободная Бурятия", который занимается "антивоенной пропагандой" среди бурятов.
В этих материалах также рассказывают и о бурятах, которые участвуют в боях против украинских националистов. В статье LRT литовские "эксперты" вместе с активистами рассуждают, почему буряты соглашаются сражаться за Россию. Они готовы назвать какие угодно причины – и якобы ненависть к европейцам, и низкий уровень жизни, и так далее. Но признать, что буряты, как и все остальные военнослужащие, готовы выполнять свой воинский долг, – никогда.
Впрочем, не только представители нерусских народов рассуждают о распаде России. Такие призывы были слышны во время Форумов Свободной России, которые постоянно проходят в столице Литвы. На мероприятие регулярно приглашали "регионалов" разного рода, которые носятся с идеями "Ингрии", "Уральской республики", "Республики Кенигсберг" и прочими бреднями сумасшедших.
А что в реальности?
При этом стоит отметить, что, несмотря на активную информационную поддержку сепаратистских движений со стороны ряда стран, никакими успехами они похвастаться не могут. На митинги за "свободу народов" в зарубежных странах выходит мизерное количество людей, хотя там уже точно никто не будет мешать.
Отсылки к 1917 и 1991 годам также не имеют никакого смысла. Тогда национальный состав страны был иным, и если в СССР русское население составляло чуть больше половины, то теперь русских – 77%, и уж они точно не хотят распада России. Да и другие народы России не выражают никаких массовых протестов, как бы сепаратистам и их покровителям этого не хотелось.
Ну а тем, кто все-таки мечтает о какой-либо независимой от России республике, стоит вспомнить историю. Например, как проходил распад СССР. Вместо счастливого будущего новые страны получили экономические проблемы, и это в лучшем случае. В ряде других государств и вовсе начались гражданские войны, которые сопровождались этническими чистками. И уж это точно будет сильной антирекламой для "борцов за независимость".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.