Страны Балтии вступили в Евросоюз 1 мая 2004 года. Накануне этой даты в республиках уже стояли автобусы, собиравшиеся поехать в одном направлении – Западной Европы. С тех пор страны активно пустеют. Сколько еще просуществует Прибалтика и заполнят ли украинцы демографическую дыру?
Билет в один конец
Уже несколько десятилетий Прибалтика занимает место лидера по катастрофическому сокращению населения. Латышские, литовские и эстонские города заполняют старики и дети, в то время как молодые и трудоспособные покупают "билет в один конец" – в страны, полные возможностей и жизненно важных условий.
Почему сокращение населения Прибалтики превратилось в устоявшуюся тенденцию, а правительство халатно пускает все на самотек?
"Первая причина резкого сокращения народонаселения в том, что Прибалтика после распада Советского Союза стала периферией периферий западного мира. Это дальняя окраина, на которой молодежи нечего ловить и не за чем жить. Все более-менее амбициозные, целеустремленные, энергичные и молодые люди уезжают оттуда в Скандинавию и Западную Европу", – объяснил в беседе с Baltnews главный редактор RuBaltic.ru и политолог Александр Носович.
Вторая причина кроется в нежелании властей заниматься социальными и экономическими вопросами. В приоритете – борьба с Россией в угоду интересам США. При этом прибалтийские политики продолжают вводить граждан в заблуждение и убеждать, что "все изменилось" или вот-вот изменится.
"Руководителям этих республик нет никакого дела до населения. Страны Прибалтики в последние годы и особенно в последние месяцы подчинили себя большим геополитическим задачам: сдерживанию России, борьбе с Москвой и работе на стратегические цели США. В этом отношении для них важна территория – наличие легитимной базы, на которой они работают. Здесь не просто проходимцы, а президенты и главы правительств, признанных на международной арене стран членов ООН", – отметил Носович.
"С этих позиций – контролируя маленькую, но все же территорию – они занимаются антироссийской работой. Населения на этой территории может вообще не быть. Для их задач это неважно. Даже самый маленький процент будет обеспечивать их жизнедеятельность и удовлетворять базовые потребности. А все остальные жители могут спокойно уезжать, как они это делали в течение десятилетий. Для власти это даже выгодно, поскольку таким способом снимается социально-политическое напряжение. Социальной политикой и экономикой можно не заниматься в принципе. Те, кто не доволен, просто берут и уезжают", – добавил он.
Ценный рабочий класс
По мнению мигрирующих прибалтийских граждан, Литва, Латвия и Эстония – не самые привлекательные места Евросоюза, поэтому дети уже в школе знают, что будут работать в другой стране. Подчеркнем, что даже у президента Латвии Эгилcа Левитса наследники живут в Германии и Великобритании. Но чем манит Западная Европа и как там принимают прибалтийских мигрантов?
"В Западной Европе очень востребованы люди с высшим образованием, особенно нужны люди с техническим просвещением. Те, у кого прогресса в этом нет, могут работать кем угодно: барменами, мойщиками машин или на заправке в Норвегии и получать зарплату в шесть раз больше, чем получает в Литве депутат Сейма. При любом варианте зарплаты там будут выше, возможностей построить карьеру больше и жить там лучше. Также имеется все для досуга и воспитания детей", – уверен Александр Носович.
То, что страны Балтии теряют населения, подтверждается статистикой. За прошлый 2021 год больше всего уменьшилось жителей Литвы – на 1,42%. Сегодня в стране проживает 2 689 862 человек. Теряет людей и Латвия: за минувший год их стало меньше почти на 1% – 1 853 150 человек. Медленнее всех убыль населения происходит в Эстонии – число проживающих в этой стране сократилось всего на 0,1%.
Тем не менее, согласно прогнозам ООН, в ближайшие десятилетия Прибалтику ждет исключительно убыль населения. К 2060 году численность жителей Литвы сократится до 2 млн, Латвии – до 1,4 млн, Эстонии – до 1,1 млн человек.
Упущенные возможности
Напомним, что 1 мая 2004 года Прибалтика пополнила состав Евросоюза. Весной того же года Эстония, Латвия и Литва вошли и в НАТО. В России отмечали, что рассматривают принятие соседних государств в военный блок под руководством США как недружественный шаг. Мнение России проигнорировали.
Что же теперь имеет Прибалтика спустя 18 лет после вступления в ЕС и НАТО? Получается, лишь открытые границы и дотации для власти.
"[То есть] свободу передвижения по Евросоюзу и возможность спокойно уехать из своих стран, работать и жить в где-нибудь в Париже или Милане, а не на затворках Европы. Плюс ко всему к этому, для бюрократии и для власти это, конечно же, выгода – дотации ЕС, которые идут через руки правительства. Часть из них оседает в их карманах, распределяется между фирмами и подрядчиками с общими интересами", – рассказал Носович.
А вот упущенного за 18 лет членства в Евросоюзе насчиталось больше, чем приобретенного.
"За 18 лет была проигнорирована ценная возможность – стать мостом между Западом и Востоком, стать посредниками в отношениях с Россией и самоутвердиться на мировой арене. Прибалтика очень многого могла бы добиться и очень сильно вырасти в международном отношении, если бы она задействовала тот потенциал, который у нее был после 1991 года – большие связи в Москве, знание русского языка и при этом интеграция в западный мир", – добавил эксперт.
"Если бы Прибалтика наладила отношения с Россией, она была бы в большей безопасности и не была бы для Москвы источником военной угрозы, какой является сегодня. Не происходила бы милитаризация Западного военного округа Российской Федерации, не поставлялись бы дополнительные вооружения в Калининградскую область и под Санкт-Петербург. Но поскольку они эту возможность упустили, это самым критическим образом повлияло на ее безопасность", – подчеркнул политолог.
Будущее Прибалтики
Нежелание властей заниматься экономическими и социальными вопросами повлечет за собой исчезновение республик. Но есть ли у прибалтийских властей возможность избежать оттока населения? И при каких условиях возможна реэмиграция граждан?
"Избежать оттока населения невозможно. Этот вопрос был закрыт еще лет десять назад. Тогда власть принимала какие-то робкие и неубедительные попытки запустить программу реэмиграции населения, но они провалились за отсутствием смысла людям возвращаться в эти страны. Сейчас об этом речи не ведется. Литва, Латвия и Эстония заняты Украиной. У них есть украинские беженцы, которые могут залатать демографическую дыру", – уверен Носович.
"С другой стороны, возможности у этого сомнительные, потому что украинские мигранты – восточные славяне, а Прибалтика один раз уже "напоролась" на принятие в состав населения восточных славян в советский период. Половина населения Латвии были не латышами, и их стали массово лишать гражданства [в 1990-е гг.]. Среди жителей Прибалтики было и много украинцев. С новыми гражданами сегодня могут начаться аналогичные проблемы", – добавил он.
За последнее время число украинцев, обосновавшихся в республиках, увеличилось почти на 42%. Даже не смотря на условный рост численности населения, сколько еще осталось Прибалтике и какое будущее у нее будет – приходится только догадываться.
"На сегодняшний день судьба Прибалтики ей не принадлежит, и теперь полностью зависит от международной геополитической и военной политической ситуаций. Что будет дальше – уже решать не ей, а времени", – подытожил эксперт.
У властей стран Балтии было время совершить работу над ошибками, однако они занялись "более ценными" приоритетами – отмена России, экономические рестрикции, а также политическая цель – навесить на восточного соседа ярлык "агрессора". В итоге практически потеряли все, в первую очередь – людей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.