Вместо борьбы с нищетой: ЕС использует "минималку" как средство умиротворения населения

Деньги в пластиковом стакане в руке бедняка
РИА Новости

Рауль Тамм

Евросоюзу грозят протесты населения и политические кризисы, если он не сумеет каким-то образом повысить реальные доходы европейцев.

Брюссель продвигает законопроекты, призванные вынудить все страны Евросоюза установить принцип минимально разрешенной заработной платы, а впоследствии и попытаться повысить ее размер.

Население альянса и, прежде всего, в его восточных странах, нищает опережающими темпами, теряя способность сводить концы с концами из-за стремительного роста цен. Растет и недовольство политикой центральных властей Евросоюза и национальных правительств, увеличивая риски социальных волнений и политических кризисов.

Евросоюз пытается как-то поддержать покупательную способность населения и смягчить его нарастающее недовольство экономическими неурядицами. Обнищание людей планируется затормозить за счет повышения уровня заработков, переложив бремя увеличения доходов населения на предпринимателей.

Для стран Западной Европы, где и минимальные, и средние зарплаты многократно превосходят заработки жителей восточных государств альянса, проблема кажется не настолько болезненной, но и там все громче говорят об угрозе нищеты. А потому долго буксовавший из-за разногласий между государствами Евросоюза общеевропейский законопроект о так называемых минималках вдруг начал продвигаться ударными темпами. В июне Европарламент и Совет альянса смогли наконец достичь соответствующего соглашения.

На первом этапе Брюссель должен установить рамочные правила повсеместного учреждения самого принципа минимального заработка как такового, поскольку не во всех законодательствах стран альянса он вообще оговаривается. А в последующем – возможно, уже в сентябре – попытается установить и единые критерии вычисления "минималки".

Принцип минимально разрешенного заработка установлен в 21 государстве Евросоюза, включая и страны Балтии. Но размеры его колеблются от 363 евро в месяц в Болгарии до 2313 евро в месяц в Люксембурге. Что само по себе свидетельствует об очень, мягко говоря, заметной разнице в доходах, а также о том, насколько высоки риски социальных волнений в той или иной стране в условиях поразившей альянс высокой инфляции.

В Эстонии "минималка" недавно повышена до 654 евро и ожидается, что в следующем году она подрастет до 700 евро. Если профсоюзам и работодателям удастся об этом договориться, а правительство их соглашение утвердит.

Экономисты обещают продолжение кризиса и социальные волнения

В шести государствах Евросоюза – Австрии, Кипре, Дании, Финляндии, Италии и Швеции – уровни заработной платы определяются лишь путем переговоров между работодателями и профсоюзами, которые в этих странах охватывают коллективными договорами более 80% работников, а потому традиционно сильны и влиятельны.

Участие и одобрение правительств сторонам переговоров вовсе не требуется. Эту модель Брюссель хотел бы распространить и на всю Восточную Европу, так как там профсоюзы имеют куда меньше возможностей настаивать на своих требованиях.

Новый законопроект Брюсселя предполагает, что в тех государствах, где коллективный договор защищает менее упомянутых 80% рабочей силы, власти должны поработать над устранением этого недостатка, добившись расширения масштабов охвата работников. Иными словами, правительства могли бы постараться усилить профсоюзы (хотя это и не обязательно, поскольку Брюссель лишь высказывает такое пожелание). Трудно пока сказать, как это будет делать, например, правительство Эстонии и станет ли оно вообще этим заниматься.

Участившиеся во многих странах Евросоюза забастовки и демонстрации, внутриполитические кризисы свидетельствуют о том, что властям в Брюсселе действительно есть чего опасаться. Экономисты говорят о невеселых перспективах развития экономической ситуации в Евросоюзе.

Темпы инфляции пока усмирить не удается, несмотря на принимаемые госбанками и правительствами меры. Снижение деловой активности почему-то ее не замедляет, хотя и должно было бы, так как ослабление спроса на дорожающие товары обычно приводит к снижению потребительских цен и сокращению реальной заработной платы. Но инфляция пока остается устойчивой, что население в полной мере ощущает на своих кошельках.

"Самый большой экономический риск, с которым сегодня сталкивается мир и, в частности, Европа, – это энергетический и продовольственный кризис. Во-первых, огромный рост цен делает энергоносители и продукты недоступными для многих людей, причем не только бедных, но и представителей низшего среднего класса, – цитирует Bloomberg госсекретаря Франции по европейским делам Лоуренса Буна.  – Вторым последствием будет нехватка энергии не только этой, но и следующей зимой. Это повышает риск социальной нестабильности в Европе".

Французский эксперт далеко не одинок в своих мрачных оценках ближайшего будущего Евросоюза.

Повысить доходы наименее обеспеченных слоев населения посредством введения новых требований к размерам минимальных заработков Брюсселю вряд ли удастся, но он может постараться создать хотя бы видимость защиты интересов рядовых налогоплательщиков. Темпы инфляции намного опережают увеличение заработков, что особенно заметно в странах Балтии, где фиксируется рекордный для Евросоюза рост цен.

Подорожание продуктов питания, топлива, электроэнергии без остатка "съедает" прибавки в зарплатах, увеличение "минималки" на несколько десятков евро не способно защитить людей от угрозы обнищания.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме