Кто виноват? Пушкин! Многие латыши не хотят отмены русской культуры

© Sputnik

Тема: Острые углы истории

Процесс отказа от всего русского шел в Латвии довольно гладко, пока не уперся в решение руководства Риги снести памятник великому русскому писателю Александру Пушкину.

Вот уже год, как в Латвии лихорадочно меняют "неправильные" таблички на улицах и сносят "идеологически вредные" памятники. Начали под предлогом демонтажа всего советского, а в итоге дошли до попытки отменить вообще все русское.

Процесс шел гладко, пока не уперся в Александра Пушкина. Решение рижских властей убрать с глаз долой памятник великому русскому поэту вдруг стал критической точкой для значительной части латышей. И они публично потребовали оставить в покое Александра Сергеевича, вместе с ним – всю русскую культуру, а также прошлое своей страны, теснейшим образом связанное с Россией.

Тут помню, тут не помню

Есть в Латвии абсурдная организация – Центр общественной памяти. Почему абсурдная? Да потому что в полном соответствии с заветами известного романа Джорджа Оруэлла, где война – это мир, латвийский Центр памяти – это не про то, как помнить, а наоборот – про то, как поскорее забыть.

Забыть латвийцам, по мнению Центра, надо все, что "носит следы русификации или прославления советского режима". То есть вычеркнуть из истории Латвии вторую половину ХХ века. Из первой половины оставить годы независимости – 1918–1940-е. А далее опять берем ножницы и вырезаем даже не страницы, а целые главы, когда Латвия находилась в составе царской России.

Но чикаем хитро, в стиле "здесь помню, здесь не помню, здесь я рыбу заворачивал". Скажем, зарождение в конце XIX века первой латышской интеллигенции следует, конечно, оставить. А вот как она появилась – напрочь забыть! Ведь это случилось благодаря русским дворянам, которые на свои деньги отправляли наиболее способных детей латышских крестьян и ремесленников в Петербург, в лучшие учебные заведения империи. Что шло полностью вразрез с политикой местной немецкой аристократии (земельных баронов), уверенных – латышским холопам учиться вредно.

Но к немцам у Центра памяти претензий нет, а вот к русским и всей русской культуре есть. Потому еще летом он потребовал переименовать сразу 17 рижских улиц, чтобы латыши навсегда забыли имена Михаила Ломоносова, Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева и пр. В целом же по стране Центр насчитал 95 улиц-кандидатов на забвение.

Под стать Центру памяти и другая институция – Совет памятников Рижской думы. Он тоже работает по Оруэллу – не ставит памятники, а уничтожает их. Именно этот Совет в начале марта дружно проголосовал за демонтаж шести памятников, в числе которых были скульптуры, посвященные латышскому писателю Андрею Упитсу, латышской писательнице Анне Саксе, а также русскому поэту Александру Пушкину.

Упитс и Саксе попали в немилость за то, что творили в советскую эпоху. А Александра Сергеевича приговорили за империализм. "Мы проголосовали за вынос икон империи из публичного пространства Риги. Это не разрушение истории, это конец фальшивой истории", – напыщенно выразилась член Рижского совета памятников Рита Нашениеце.

К слову, даме из "Нового единства" 58 лет, она получила специальность журналиста в местном университете в советские годы и работала в советской прессе, а значит успела воспеть все, что тогда полагалось воспевать, и заклеймить все, что требовалось клеймить. Теперь делает то же, с тем же пылом, лишь поменяв вектор "разоблачений".

Обвинения в имперскости предъявлены Пушкину и на портале народных инициатив "Манабалсс" ("Мой голос"), где выставлена следующая петиция: "Необходимо очистить общественную среду Риги от последних оставшихся символов русского империализма. Необходимо помнить, какие беды принесла Латвии мощь Российской империи… Одним из символов той власти и ее империализма является русский поэт Александр Пушкин, памятник которому установлен в Кронвальдском парке в Риге".

Загибая пальцы, автор инициативы, некий Морис Менгельсонс, перечисляет прегрешения поэта: Пушкин не имел отношения к Риге, Пушкин в своих произведениях поддерживал "нападение Российской империи на Кавказ и геноцид его жителей", Пушкин называл Украину Малороссией. А потому его статую надо не просто убрать, но и переплавить на что-то другое.

Хотя эта заявка появилась на портале еще осенью, пока ее подписали всего 1394 человека. Что наглядно сигнализировало: идея не популярна в народе. Однако власти Риги сигнал проигнорировали и запустили нужный для демонтажа бюрократический механизм.

Решения Центра памяти и Совета по памятникам – винтики этого механизма, исправно работавшего с прошлого года, когда в Латвии начали массово уничтожать памятники борцам с нацизмом. Казалось, ничто не способно этот процесс хотя бы притормозить. Русские (после арестов тех, кто пытался протестовать) ушли в глухую молчанку. Латышские националисты аплодировали памятникопаду и пили шампанское, когда мемориал Освободителям Риги под нажимом бульдозеров рухнул в пруд.

И вдруг, буквально в один день, все пошло не так.

Точка кипения

Бунт на корабле начали одновременно несколько известных в Латвии людей.

Политик Айнар Шлессерс (лидер центристской партии "Латвия на первом месте") разместил в Facebook* фото архивного номера газеты Tevijas sargs ("Страж отечества") от 12 февраля 1937 года с заметкой о том, что в Национальной опере прошло памятное мероприятие с участием высших лиц страны, посвященное годовщине гибели Пушкина. Там произносили речи в честь великого поэта, читали его стихи, затем состоялась премьера оперы "Евгений Онегин", причем главную партию исполнил специально приглашенный тенор из Москвы. То есть даже во времена Первой республики, при диктаторе Карлисе Улманисе латыши уважали Пушкина и на ура принимали русскую культуру.

Актер Гундарс Аболиньш выставил в соцсетях ироничный пост: "Чтобы удержаться на "прогрессивной волне", предлагаю снести: здания Латвийской Национальной оперы, поскольку оно построено во времена Российском империи, ведь оно напоминает нам о нечеловеческом могуществе! Также снести и здание Латвийского Национального театра (бывший городской 2-й театр – в тот период русский театр! Это ничего, что там провозгласили Латвийское государство). Снести всю улицу Алберта и прилегающий к нему весь комплекс зданий в югендстиле, ведь это все тоже построено во времена Российской империи! Тогда очередь дойдет и до Рижской коммерческой школы и Рижской Александровской гимназии – соответственно Академии художеств и Музыкальной академии, которые построены во времена Российской империи, к тому же Александр II был российским императором! Вообще надо бы имена Александр, Петр и Николай убрать из календарей именин, ведь так звали русских царей".

Журналист Сандрис Точс пришел к памятнику Пушкину и записал эмоциональное видео: "Мне очень обидно! Я латыш, но я вырос со стихами Александра Сергеевича. Это плевок в лицо мне, это плевок в лицо всем культурным людям. И знаете, русские люди, если вы будете освещать это, не пишите, пожалуйста, что латыши это снесут. Потому что это просто вандалы. Я против этого. Руки прочь от памятника Пушкину!"

Эти выступления вызвали настоящую бурю в латышском сегменте соцсетей. Пока русские продолжали большей частью пугливо помалкивать, латыши устроили что-то вроде протестного флешмоба, наперебой декламируя стихи Пушкина и выставляя мульфильмы по его сказкам. Вытащили на свет божий даже видеоролик 2011 года, когда представители всех (!) политических фракций в Сейме прочитали стихотворение "Я помню чудное мгновенье". В том числе основатель национал-радикальной партии "Все для Латвии" Райвис Дзинтарс, председатель Крестьянского союза Аугуст Бригманис, депутат Сейма Гундарс Даудзе от Союза "зеленых" и крестьян. Сегодня такое просто невозможно себе представить!

И под каждым таким постом сразу собирались сотни и даже тысячи комментаторов. Ощущение, что людей просто прорвало. В первую очередь латыши высмеяли собственные власти за вопиющее бескультурье и необразованность.

"Переименовали улицу советского академика Келдыша в улицу братьев Каудзите. Так вот, для невежд во власти: эти братья переводили на латышский язык произведения Пушкина и Лермонтова", – язвительно написала некая Мара Кронвальде.

"Интересно, а Совет по памятникам в курсе, что на сайте латвийской Академии наук Пушкин до сих пор указывается как вдохновитель нашего лучшего поэта Яниса Райниса, а также многих других деятелей латышской культуры?" – с сарказмом осведомился Ивар Сартс.

"Визма Белшевица писала Ояру Вациетису, что перевести Пушкина может не каждый, кто хочет, и даже не каждый, кто думает, что может. Доведенная до совершенства музыкальность поэтической строки, почти игривый свободный ход фраз, точность пушкинского слова – вот три барьера, которые надо преодолеть одновременно", – процитировала переписку двух известных латышских поэтов Вия Петрайте.

Но темой вопиющей безграмотности властей дело не ограничилось. И под каждым новым постом в защиту памятника Пушкину стали выплескиваться уже такие настроения, которые должны стать большим откровением для латвийских спецслужб, уверенных в абсолютной лояльности титульной нации. Вот некоторые из комментариев:

Винета Райтума: "Как говорит моя 78-летняя мама, что останется от этого поколения? Есть только разрушение существующих ценностей без понимания прошлого. Что было создано за эти 30 лет независимости? Воровство, коррупция, ложь".

Константин Клауценс: "К сожалению, разделив народы по национальному принципу, негодяям удалось прийти к власти. Теперь им можно жить сладко, воруя все, что плохо лежит, и постоянно подкидывая в костер ненависти новые темы".

Синтия Скурстене: "Депутаты парламента! Покончите раз и навсегда с этой безумной русофобией!"

А здесь совсем крамольное!

Екатерина Рубуле: "Стакис, наверное, забыл, к чему привели сносы памятников на Украине?".

Айва Силова, с горькой иронией: "Сжигание книг тоже было бы хорошо. Такая красивая, звездная ночь, и пусть в небе искры летают и люди вокруг поют "Боже, благослови Латвию!"

Лана Земзане: "Во Львове уже жгут… Вероятно, забыли, что сказал немецкий поэт Генрих Гейне: "Там, где сжигают книги, в конце сжигают также и людей".

Поразительно, что комментаторы так осмелели – в Латвии подобные параллели проводить категорически воспрещается.

А вот мнение трудового латышского эмигранта.

Йонис Вайчкус: "Снести все, что построено в советские времена, – и увидим, что ничего не останется. В Латвии даже война не нужна, здесь страна уничтожается изнутри собственными руками. Живу в Англии и стыжусь говорить, что я из Латвии".

"Это уже полная деградация Латвии, – вторит ему Смайда Кирсе. – Я понимаю, почему [Кришьянису] Кариньшу и [Эгилсу] Левитсу плевать на нашу страну – они не выросли здесь и даже не понимают, каким было наше детство. Но мы, которые здесь родились, почему молчим?"

Кристап Нейманис предлагает логически продолжить список объектов для уничтожения: "Если рушить все, что напоминает о советских временах, то давайте включим туда все дороги, мосты, многоэтажные дома, телевышки, котельные. Не забудьте уничтожить все наши ГЭС и обязательно Инчукалнское газохранилище. Все это тоже проклятое советское наследие, которым мы сегодня охотно пользуемся".

Арманд Муцениекс бьет реальностью: "Отрицание истории не отменяет исторических событий. Снос памятника Пушкину не отменяет многовекового существования на латвийской земле Российской империи, во время которой зародилось движение младолатышей и традиция Фестиваля песни. Снос комплекса Памятника Победы, спроектированного и построенного латвийскими архитекторами и скульпторами, пережившими войну, не отменяет победы Красной Армии над нацистской Германией. Читайте биографию скульптора Льва Буковского и – хотя бы иногда – посещайте Саласпилс!"

BLM докатился до Латвии

Как метко заметил еще один комментатор Алексей Виноградский: "Складывается ощущение, что решение перенести памятник Пушкину, а с ним и убрать памятники латвийским писателям Анне Саксе и Андрею Упиту из центра города, протолкнули "прокремлевские" диверсанты. Как иначе можно объяснить, что еще несколько дней назад сплоченная славаукраинобесием латышская общественность, обретшая, по словам председателя Сейма Эдварда Смилтенса, "возможность обрести самосознание, смелость, способность принимать решение, которые не было возможности принимать по крайней мере 36 лет", сегодня грызется до окровавленных от комментариев в Facebook* пальцев".

Что ж, в таком случае в "прокремлевские диверсанты" попадает и мэр Риги Мартиньш Стакис. А все благодаря его чудовищной глупости, полной оторванности от горожан и желанию хвастать своей прогрессивностью. Представьте: днем появляется сообщение о том, Рижская дума собирается убрать с глаз долой скульптуру Пушкина и памятники двух выдающихся латышских писателей. А вечером глава Рижской думы, взгромоздившись на барную стойку, радостно приветствует открытие первого в Риге бара для представителей ЛГБТ и говорит, что "наконец-то к нам пришла долгожданная радость любить кого хочешь".

Уже через час по соцсетям стали множиться помещенные встык фотографии: изящный задумчивый Пушкин на постаменте и Стакис в обнимку с чудовищно размалеванными трансвеститами неизвестного пола. Можно ли более красноречиво показать, перед каким цивилизационным выбором оказалась сегодня Латвия? Вам в какую сторону, латыши? С какой из этих культур вы готовы связать свое будущее?

Сразу встрепенулся один из самых ярых русофобов Латвии театральный режиссер Алвис Херманис. Осознав силу получившегося образа, он торопливо попытался исправить положение. "Латыши, сконцентрируйтесь! После двухнедельных дискуссий повторю фразу, частично их спровоцировавшую – "русский мир" своими памятниками и названиями улиц метит границы своей империи. Как мы знаем из истории, российская империя кончается там, где она получает по морде. Памятники и названия улиц являются идеологическими символами и в данном случае не имеют ничего общего с творчеством автора".

И вот первые же под этим призывом Херманиса комментарии. Эва Дзелме: "А картины, которые висят в Художественном музее, тоже будем сжигать, или снесем здания – и что дальше? Мы начнем убивать людей? Куда идет этот поезд? Где та граница, когда мы потеряли свою историю, себя, свое самоуважение?". Сандра Шумане: "Еще один призыв воевать... Когда будут призывы к миру?"

Все это, несомненно, большой сюрприз для нынешнего режима. До сих пор власть была озабочена, как задавить любые ростки протеста среди русскоязычной общины. И карательные органы справлялись с этим неплохо, хватая, штрафуя, арестовывая, возбуждая дела за самые невинные действия: лайк в сосетях, доброе слово в адрес России, гвоздики, положенные к постаменту русского танка, значок с триколором, приколотый к куртке...

Но жесткое давление на русскоязычное общество оказало влияние и на умонастроения латышей. Пока одни представители титульной нации (типа Херманиса) с восторгом занимались раскладом народов и культур по сортам, другие начали осознавать, что играют роль марионеток в глобальной цивилизационной войне.

Очень хорошо сформулировал это журналист Сандрис Точс. Он разместил рядом две фотографии с оскверненными вандалами памятниками: облитый краской памятник Вашингтону в Балтиморе и облитый краской памятник Пушкину в Риге. И написал: "Нет, дело не только в Стакисе! Это преднамеренный снос нашего человеческого прошлого, уступающий место "новой нормальности".

По мнению Точса, оба явления одного порядка, это идеология Black Lives Matter, распространившаяся по Европе и теперь дошедшая до Латвии:

"В истории каждого народа можно найти что-то плохое, что сделали его представители, – пишет Точс. – Значит, надо наказывать нацию и сносить памятники? Забыть исторических личностей? Это абсурд! Но в этом абсурде есть смысл. Жесткий диск необходимо очистить, чтобы загрузить на него другие программы. Вандалы памятников едины с политической властью, желающей разрушить основные человеческие представления о матери и отце, мужчине и женщине и так далее. Так называемые трансгуманистические идеологи, "прогрессисты".

В Латвии к этому добавляется русофобия, чтобы оправдать стирание и уничтожение прошлого рядовому гражданину, который, по убеждению этих политиков, является активным или латентным русофобом. Но здесь они ошибаются!.. Обычный латыш в шоке от сноса памятника Пушкину. Это то, что я вижу по комментариям в социальных сетях. И это лучшее, что я видел за последнее время. Прогрессивные политтехнологии пока не проходят, даже если их проталкивают международные организации и ангажированные "конституционные суды". Пока люди выступают за человечество, человечество существует"

Скоро ль грянет буря?

Что будет дальше? Пока непонятно

С изумлением обнаружив, что бесконечный снос памятников стал вызывать негативную реакцию у соотечественников, мэр Стакис попытался сдать назад. Он заявил, что "у рижского самоуправления сейчас есть более важные задачи, чем борьба с памятниками", и куда важнее – разработать муниципальный бюджет.

Это просто какой-то праздник: благодаря Пушкину, мэр Риги вспомнил, что должен заниматься городским хозяйством, а не политикой и идеологией. Также Стакис добавил: решение Совета памятников – всего лишь "предложение, которое еще можно и нужно обсуждать". Значит, статуя Александра Сергеевича, возможно, останется на своем месте.

Но даже если и нет, главное уже случилось. Памятник уберут – а мятежный дух никуда не денется. Люди начали говорить, что думают, и делают это все смелее. Так, именно латышами был дружно осмеян министр сообщения Янис Витенбергс, который убрал с Рижского центрального вокзала надпись по-русски "вокзал" и самодовольно сфотографировался рядом с пустым местом. Его спросили, а почему тогда осталась надпись по-английски – что роднит так Латвию с Британией и США? И посоветовали, кроме русских букв, снести сам вокзал, построенный в советские времена.

В общем, социологическим компаниям по опросу общественного мнения сейчас будет чем заняться – их прежние данные явно не отражают умонастроения общества, меняющиеся на глазах. Резко прибавится работы и у спецслужб, которым придется брать на карандаш все больше и больше людей с латышскими фамилиями.

А это неминуемо. Ведь убирая из Латвии Дом Москвы и памятники русским поэтам, власти и подумать не могли, что либеральных демократических ценностей латыши испугаются гораздо больше, чем "мягкой силы России".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

* – социальная сеть Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской.