Помощь в листе ожидания: почему латвийцы рискуют не дождаться врачей

© Sputnik / Кирилл Каллиников

У серьезно заболевших латвийцев все меньше шансов выжить: чтобы попасть к специалистам, необходимо прождать более ста дней.

Доступность медицинских услуг в Латвии достигла дна. Дальше падать уже просто некуда. Согласно последним данным о том, сколько времени требуется, чтобы попасть к специалисту, шансов выжить у серьезно заболевших латвийцев немного.

Это закономерный результат для страны, которая, невзирая на вымирание населения, продолжает финансировать медицину по остаточному принципу.

Подсчитали – прослезились

В конце прошлой недели Национальная служба здравоохранения опубликовала данные: сколько времени в среднем нужно латвийцам, чтобы попасть на прием к врачу или лечь на операцию. И, похоже, сама от них слегка офигела.

Оказалось, что на 1 сентября 2023 года среднее время ожидания в очереди на офтальмологические операции в дневном стационаре составляет 239 дней. На судебно-психиатрическую и психологическую экспертизу – 147 дней. Также гигантские очереди образовались на реабилитацию в дневных стационарах для взрослых и детей – 145 дней.

Чтобы получить лечение хронической боли в дневном стационаре, надо ждать больше трех месяцев, или 141 день. Записываться на нейроэлектрофизиологические функциональные исследования надо не меньше, чем за 138 дней. Магнитно-резонансную томографию придется ждать 132 дня.

Время ожидания на самые распространенные обследования тоже не вписывается ни в какие рамки. Очереди на обследования в эндокринологии приходится ждать 109 дней. Банального рентгена – 9 дней. УЗИ – 88 дней.

Чтобы попасть на кардиологическое исследование, нужно провести в очереди 77 дней. А чтобы сделать компьютерную томографию, придется ждать 55 дней.

Среднее время ожидания приема у хирурга по стране составляет 45 дней. У гинеколога – 41 день. У психиатра – 38 дней.

И – самое страшное. Для того, чтобы попасть на прием к онкологу (то есть, когда время идет не на месяцы, а на дни и часы), человек должен ждать 35 дней. А лучевую терапию и химеотерапию люди, у которых уже констатирован рак, дожидаются 37 и 28 дней соответственно. Вот тебе и доступность "зеленых коридоров" для онкобольных! Про паллиативный уход в латвийских больницах и говорить не будем – там все очень грустно.

Ну хорошо, это мы говорили про лечение по квотам, которые латвийцы традиционно выбирают уже в первые несколько месяцев года. Но ведь зачастую к специалисту не попасть уже даже за деньги. При том, что нижний порог консультации у доктора сегодня – это 50-70 евро за визит.

Нет денег? Тогда терпи. А как встанет невмоготу – вызывай неотложку. Но сначала подумай: тебе точно край? Точно помираешь? В противном случае, коли медики скорой сочтут вызов необоснованным, за него придется выложить 84,93 евро.

Почему так дорого? А потому что в прошлом месяце, пытаясь приноровиться к существованию в условиях дикого капитализма, латвийская Служба неотложной помощи пересмотрела свой прейскурант и существенно подняла расценки на услуги.

Вызов бригады к человеку, который не получает оплаченные из госбюджета услуги здравоохранения (например, это российские старики, не получившие разрешение на ВНЖ), подорожал до 191,68 евро. Транспортировка пациента в ближайший стационар по просьбе самого пациента, если на это нет медицинских предписаний, – до 87,28 евро. Ну и далее по списку…

Туши свет

К этому стоит добавить еще несколько шокирующих фактов и цифр, которые дополнят печальную картинку и наглядно проиллюстрируют, что латвийской медицине настал полный кирдык.

По данным Госконтроля, цены на компенсируемые лекарства для лечения онкологических заболеваний в Латвии – самые высокие в странах Прибалтики. Как, впрочем, и все лекарства вообще, так как латвийские власти упорно не желают снижать НДС на медикаменты.

Выяснилось, к примеру, что препарат Tafinlar (предназначенный для лечения рака кожи) из-за разницы НДС и непомерных аптечных наценок в Латвии стоит на 271 евро дороже, чем в Эстонии, и на 529 евро больше, чем в Литве. При этом денег на компенсируемые медикаменты у Минздрава на сегодняшний день нет. Чтобы хоть немного улучшить ситуацию, требуется минимум 99 миллионов.

Из-за отсутствия средств 6% латвийцев вообще не покупают лекарства. Еще 12% – не посещают врачей и не проводят обследования и, порой, даже отказываются от операций. А, по подсчетам все той же Национальной службы здравоохранения, за последние три года семейных врачей не посещали около 300 тысяч жителей страны.

Эта статистика была озвучена программой LTV De facto. Смягчая позор, Национальная служба здравоохранения отдала приказ всем врачам общей практики, которые с ней на контракте, созвониться с теми пациентами, которые более трех лет не обращались к врачу. Понятно, что выполнение никто контролировать не будет. Точно так же понятно, что даже добросовестные доктора дозвонятся далеко не до всех: если люди не могли позволить себе лечение, то, скорее всего, отошли в мир иной.

Все это неудивительно. Финансирование отрасли здравоохранения в Латвии – самое низкое в Европейском Союзе. Это меньше 4% ВВП, притом, что допустимой нормой для ЕС считаются 6,5% ВВП. Латвия выглядит убого даже на фоне своих не шибко богатых соседей. На медицинские услуги одного среднестатистического латвийца тратится в среднем 1369 евро. Для сравнения: в Литве эта сумма составляет 2100 евро на человека, а в Эстонии – 2400 евро. Разница больше, чем в тысячу евро!

Региональные больницы, измученные бесконечной "оптимизацией сети больничных сетей", вынуждены, выполняя указания Минздрава, экономить на медикаментах и расходных материалах. А также закрывать круглосуточные отделения, превращая их в дневные медпункты.

В 19 регионах страны семейных врачей нет вообще. На одного семейного врача в Латвии в среднем приходится 1557 пациентов. И это не предел. Некоторые доктора в Видземе умудряются обслуживать более 4000 пациентов каждый, а два врача-ударника в Видземе уже не первый год тянут на себе 6382 и 6082 пациента соответственно. Никто даже не спрашивает, как им это удается. Ведь заменить этих энтузиастов все равно некем: коллеги либо вышли на пенсию, либо уехали на заработки в Западную Европу, где их труд оплачивается не в пример лучше.

И еще одна гнилая вишенка на этом ядовитом торте. Как призналась в эфире TV24 президент Латвийской ассоциации врачей Илзе Айзсилниеце: "Врачи боятся отправлять людей на обследования. Ведь за это их могут наказать, так как происходит перерасход средств".

Комментарии излишни…

К чему все это приводит? К мракобесию и откату в средневековье. Согласно опросу SKDS, без малого треть латвийцев (28%) уже лечатся не у врача, а по интернету. Загружают поиск, сами ставят себе диагноз и определяют метод лечения. При таком положении вещей скоро кто-нибудь из них отважится и на операцию своими руками. Ведь шансы попасть к специалисту за государственный счет равны шансам исцелить себя от смертельной болезни с помощью мощей или кроличьей лапки.

Говорит это ровно об одном. За тридцать с хвостиком лет независимости республика сумела уничтожить все, что составляло ее гордость в советские годы – доступность лечения и быструю диагностику, своевременную медицинскую помощь и уход за хроническими пациентами, профилактику заболеваний и заботу о состоянии здоровья населения. Некогда работавшая как часы отличная система здравоохранения разрушена до основания, без малейшей надежды на то, что в будущем удастся создать нечто похожее.

Причина этой удручающей картины – острая нехватка финансирования и тотальный дефицит специалистов. По статистике, на 1000 латвийцев приходится всего 3,3 врача.

Но власти Латвии в целом и Минздрав в частности это ничуть не беспокоит. Ведь у них – совсем другие приоритеты.

Если черная сила нагрянет

Первое, что сделал Хосам Абу Мери, возглавив латвийский Минздрав, – порекомендовал всем латвийским врачам не переходить с пациентами на русский. Это недопустимо, заявил он, особенно сейчас, после того, что произошло на Украине.

После таких указаний, спущенных с самого верха, не стоит удивляться, если латвийские врачи вскоре будут начинать прием пациентов не с вопроса "на что жалуетесь?", а с вопроса "чей Крым?". И потом уже решать, лечить или нет.

Своим главным приоритетом министр здравоохранения назвал многострадальный электронный проект е-veselība, в который уже вложено более 30 миллионов евро, что не сделало его лучше. Эта цифровая платформа постоянно глючит и виснет, не позволяя врачам вносить нужные данные. В результате им приходится выполнять двойную работу – выписывать рецепты, больничные и направления по старинке (с помощью бумаги и ручки). А затем, дождавшись, когда система выйдет из ступора, переносить информацию с бумаг в электронную базу данных.

Мери решил подойти к делу радикально: снести все к чертовой матери и сделать новую систему, чтоб работала без сучка и задоринки. Он готов вбухать в это целых 36 миллионов евро. Тех самых, которых латвийской медицине сегодня так не хватает на персонал, медоборудование, доступность медуслуг и прочее. Однако у министра свои соображения, что сейчас действительно важно.

Примерно тем же манером ведет себя и правительство. Признавая, что здравоохранение – очень важно, оно не спешит тратить деньги на медицину. Ведь есть вещи поважнее – оборона. Правительство ежедневно накручивает себя и страну в полном соответствии со словами из песни "если завтра война, если завтра в поход, если черная сила нагрянет...". И вкладывает в нацбезопасность сумасшедшие деньги.

В то время как НАТО просит своих членов выделять на оборону 2% от ВВП, Латвия, задрав галифе, забегает намного дальше. Как заявил министр обороны Андрис Спрудс в программе ЛТВ Rīta panorāma, в этом году финансирование обороны составило 986,83 млн евро или 2,25% от ВВП (при этом не учтены инвестиции в противовоздушную оборону, а это еще около 1 миллиарда евро). В следующем 2024 году и потом в 2025-м на военные нужды будут направлены 2,4% от ВВП и 2,5% соответственно.

Конечная цель – к 2027 году довести инвестиции в оборону до 3% от внутреннего валового продукта. И ведь доведет!

Остается один вопрос – а будет ли к тому времени кого в стране оборонять? Пару лет назад один из старейших медицинских журналов The Lancet вычислил, что к 2100 году население Латвии из-за низкой рождаемости и крайне высокой смертности сократится на 77%. В Латвии будут жить всего 430 тысяч человек.

Многие латвийцы тогда очень этими цифрами возмущались. А зря. То, что происходит сегодня с латвийской медициной, показывает: прогноз The Lancet слишком оптимистичен.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.