Разрушив экономику, посадив Латвию на долговую иглу, партия "Новое Единство" ("НЕ") намерена рулить страной и дальше. Уверенность основана на заботливо взращенном электорате.
За партию всегда проголосует верная армия паразитов – таких же вопиюще некомпетентных управленцев, как сам бывший премьер Кришьянис Кариньш – латвийское чиновничество. Это единственный социальный слой, который чувствует себя сегодня в Латвии прекрасно, и он грудью выступит против любых изменений в стране.
Странною любовью
В прошлом месяце латышская газета Neatkarīgā Rīta Avīze опубликовала статью с характерным названием "Уж не мазохисты ли избиратели "Нового единства?". В ней с изумлением приводятся результаты очередного опроса на тему, за кого бы вы сегодня проголосовали в случае выборов. В фаворитах, как обычно, "Новое Единство". Более того, в июле партия, по сравнению с июнем, увеличила свой процентный рейтинг еще на один пункт.
Сказать, что это – парадокс, ничего не сказать. Латвийцы ждали лето, как манну небесную, в надежде на передышку в счетах. Но вышло иначе. Резкое повышение тарифов на электричество и непомерные цены в продуктовых магазинах, намеки властей, что впереди неминуемое увеличение НДС, – все это держит население в непрерывном стрессе. Ясно, что власти людям никакой передышки не дадут. Так как можно продолжать симпатизировать главной партии коалиции, которая все это натворила?
Вот и журналист Neatkarīgā Rīta Avīze тоже изумлен странным результатом опроса: "И это несмотря на последовательное бездействие (в лучшем случае) "Нового Единства". Если добавить повышение налогов, регулярное повышение зарплат министров и депутатов, разрешение госакционерам грабить людей, проталкивание Стамбульской конвенции в Сейме, регулярный "сброс" политических союзников, уничтожение сельских школ, влекущее опустошение сельской местности Латвии...".
Зато совсем не удивляется директор центра изучения рынка и общественного мнения SKDS (то есть фирмы, проводящей опросы) Арнис Кактиньш. "Большинство избирателей недовольны тем, что происходит с экономикой, тем, что творится в их кошельках – можно упомянуть те же тарифы "Распределительной сети", – согласен он. – Однако есть одна значительная часть населения, которая чувствует себя хорошо: госслужащие".
Вот он – секрет удивительной устойчивости правящей партии. Именно госслужащих Кактиньш называет "создаваемой годами электоральной базой "Нового Единства". "Они понимают: если что-то кардинально изменится, пострадают они сами, – говорит Кактиньш, – поэтому поддерживают статус-кво, потому что это стабильная и понятная ситуация. Они не хотят никаких изменений. Этим и объясняется относительно высокая и стабильная популярность "НЕ".
Имя им – легион
Чудовищность раздутых чиновничьих штатов наглядно объяснила Анна Владова, многолетний директор Рижской средней школы № 80, в своем эмоциональном выступлении в соцсетях.
"Чиновники министерства образования: 206 человек. Служба качества образования: 79 человек. Государственный центр содержания образования: 95 человек. Итого: 380 чиновников, – подсчитала Владова. – А знаете, сколько в Латвии школ? Около 700. То есть по полторы школы на одного чиновника! При этом количество учебных заведений с каждым годом снижается. Число учителей и учеников – тоже. А число чиновников только растет".
То же самое касается любой другой сферы. Скажем, в медицине – огромный клубок нерешенных проблем, у больниц нет денег, страшный дефицит врачей и медсестер. Зато в министерстве здравоохранения в теплых креслах сидят 137 чиновников-дармоедов. Чем они заняты – загадка.
Такой же парадокс – сфера экономики и финансов. Экономика в стране порушена, финансы поют романсы, что не мешает исправно получать свою зарплату более полутысячи чиновникам (точная цифра – 560 человек)!
И уже парадокс в кубе – ситуация в Кабинете министров, который отдельно обслуживает группа из 111 чиновников. Знаете, в чем состоят их функции? Они должны являться связующим звеном между правительством и министерствами. Это просто новое слово в госуправлении: "чиновники для чиновников". Фальшивое звено, без которого правительство якобы сразу становится глухо, слепо и немо.
Таких придуманных должностей и высосанных из пальца институций в Латвии дикое количество. Их даже невозможно точно подсчитать. Лишь иногда, словно из битком набитого шкафа, вываливается на публику очередная искусственная структура, и у людей отвисает челюсть.
Например, совершенно случайно выяснилось, что в Латвии есть госконтора, которая ищет стране инвесторов – Агентство инвестиций и развития. Об этом рассказал оппозиционный депутат Сейма Николай Кабанов, слышавший, как глава Агентства отчитывается перед парламентской комиссией. Хотя в чем отчитываться? Открытые Латвией несколько десятков представительств по всему миру (!) ни одного инвестора в страну не привлекли. Зарубежные торговые партнеры воспринимают Латвию исключительно как страну-лесопилку и имеют один интерес: чтобы она рубила и отправляла им свой лес.
Так для чего же Латвия содержит представительства, которые ничего не представляют, снимая им офисы по всей Европе и даже за океаном, в Нью-Йорке и Бостоне? Зачем собирается открывать новые – в Чили, Намибии и Новой Зеландии? Вопрос риторический: это теплые места для родственников, друзей и деловых партнеров власть имущих.
Как метко выразилась Владова, "страна содержит армию людей с неясными функциями". Эта армия ничего не создает, но зато требует уйму денег на свое содержание. Сколько именно? Об этом общественность тоже узнает лишь из случайных утечек.
Так, под занавес 2020 года МИД вдруг отчитался, что за счет отмененных из-за пандемии командировок ему удалось сэкономить 200 тыс. евро, что составляет 10% предусмотренных средств для командировок работников центрального аппарата и посольств. Нехитрые подсчеты показывают, что чиновники только одного министерства крохотной страны собирались вояжировать по земному шару на два миллиона евро. Какую пользу эти путешествия приносят стране? Даже не ноль – там отрицательные величины.
Еще три года назад латвийский экономист Евгения Зайцева называла непомерно высокие расходы на содержание госаппарата главной причиной роста госдолга Латвии. С тех пор страна неоднократно брала взаймы еще, доведя госдолг до 16 миллиардов евро. Потому что латвийские чиновники готовы экономить на всем, кроме себя, любимых.
Вечный двигатель для режима
Поскольку раздутые штаты чиновников – излюбленная мишень для оппозиции, руководство страны усиленно изображает, что проводит сокращения и реформы. Под фанфары, торжественные речи и громкие обещания. Получается, как в индийском кино, где герой с воинственными гримасами и натужными ужимками разит противника пластмассовым мечом.
"Слишком много чиновников, слишком много бюрократии, нет честности, нет эффективности. Всеплохо.лв. И госуправление не сильно отличается от этого хора", – так возвестил в 2017 году начало кампании по сокращению чиновничества глава Госканцелярии Мартиньш Криевиньш.
Число чиновников на тот момент составляло 63 тысячи человек. Для сравнения – это почти население Лиепаи, третьего по численности города Латвии. Реформа длилась четыре года. Что же обнаружили ревизоры, подбивая ее итоги в 2020-м? Ровно столько же и даже немного больше – 63 100 чиновников, прибавивших в весе и лучащихся уверенностью в завтрашнем дне.
Объяснялся сей фокус просто. Одной рукой сокращая для галочки, другой рукой министерства и ведомства ударными темпами создавали новые должности. Также было увеличено число сотрудников, которые работали по всевозможным договорам: как временные сотрудники, внештатные или взятые на отдельные проекты.
Как с изумлением констатировал Госконтроль, чиновники не только сохранили дореформенную численность, но и повысили себе зарплаты. В госсекторе стали получать больше, чем в частном секторе. Зато эффективность работы стала еще ниже. Госконтроль выявил множество случаев, где функции и обязанности должностных лиц полностью продублированы.
Сразу после окончания реформы число чиновников опять рвануло вверх и продолжает расти сегодня. И с каждым годом растут их зарплаты. Рулящее Латвией "Новое Единство" фактически придумало себе вечный двигатель. Оно занимает деньги в долг и направляет их на воспроизводство бюрократического аппарата, а бюрократический аппарат голосует за "Новое Единство".
Пока другие партии бьются в политических баталиях и изобретают, чем привлечь к себе избирателя, "Новое Единство" спокойно пилит государственные деньги. Оно не придумывает избирательные фишки. Оно точно знает, что и так останется у власти.
Вот почему Арнис Кактиньш, директор центра изучения рынка и общественного мнения SKDS, заверяет, что избиратели "Нового единства" отнюдь не мазохисты. Они – те, кому повезло оказаться у государственной кормушки, готовые на все, лишь бы так оставалось и дальше. Сразу вспоминается уж из горьковской "Песни о Соколе": "Здесь так прекрасно: тепло и сыро". Ну, чем не девиз для "НЕ"?
Так что лидер "НЕ" Кришьянис Кариньш хоть и ушел добровольно с поста премьера, это ничего не изменило. Как заявил создатель партии "Латвия на первом месте" Айнар Шлессерс, "правительство Кариньша свергнуто, но режим "Единства" остался и продолжает разрушать Латвию!".
А чего бы ему не остаться, если мотивированный электорат по-прежнему готов поддержать "НЕ" по первому щелчку. Он голосует не за программу "Нового Единства", а за свои немаленькие зарплаты, отличные медстраховки и полный соцпакет.
"Когда государство украдено, воры уже не воруют, они законно делят добычу", – таким видит сегодня положение в стране Лаурис Галиньш, написавший свой пост о государстве, где хорошо одним чиновникам, на портале Pietiek.com.
На этом фоне остается только посмеяться над недавней инициативой депутата Сейма Андрея Целяпитерса от "Нового Единства" – установить, что лица, работающие в государственном аппарате, должны подписывать специальную клятву верности Латвии и Конституции. Зачем эта ненужная перестраховка? Больших лоялистов, чем латвийские бюрократы, в стране просто не существует…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.