Игра на повышение: по латвийской экономике можно заказывать панихиду

Пустой кошелек
© Baltnews

Петр Сологуб

Власти Латвии намерены повышать налоги, несмотря на протесты и мольбы местных жителей. Однако такая мера не только не поможет экономике страны – она ее похоронит.

Латвийцы умоляют правительство снизить налог на продукты и лекарства. Их бюджеты истощены аномально дорогой коммуналкой, оплатой электричества, газа и транспорта. Снижения НДС просит и ряд отраслей латвийского бизнеса.

Но Минфин показывает в ответ увесистую фигу. Его глава Арвил Ашераденс выступает категорически против снижения любых налогов – и это полбеды. Беда в том, что руководство страны, одержимое подготовкой к войне, остро нуждается в средствах. А значит – пересмотр налоговой системы в сторону повышения неизбежен.

В очередь, сукины дети!

В чем латвийским властям не откажешь, так это в виртуозном умении обдирать налогоплательщиков. На данный момент в стране действуют 15 видов всевозможных налогов и 113 видов госпошлин, которые обязаны платить все жители. В результате, как подсчитал предприниматель Янис Плявиньш, общее налоговое бремя на среднюю зарплату в стране составляет 70%, а на минималку – аж 80%.

При этом размер минимальной заработной платы составляет жалкие 620 евро (это на бумаге, а на руки получается 444 евро). Ничто, учитывая дикий рост цен абсолютно на все: продукты, промтовары, топливо, газ, электричество, коммуналка, кредиты и услуги. По уровню инфляции Латвия давно и надолго вырвалась в лидеры еврозоны.

Не зная, как сводить концы с концами, латвийцы через портал народных инициатив ManaBalss.lv призвали Сейм и Министерство здравоохранения понизить ставку НДС хотя бы на лекарства до 5%. Потому что цены в латвийских аптеках выше, чем в любой другой стране ЕС.

А НДС на продукты умоляют снизить не только простые люди, но и латвийский бизнес. Агромпромышленники и производители продуктов питания обратились к правительству с просьбой одобрить снижение НДС с 21% до 5% на свежее мясо, рыбу, яйца и основные молочные продукты, мотивируя это необходимостью поддержать в трудное время местных производство и самые бедные слои населения.

Но правительство вот-вот заорет в ответ: "В очередь, сукины дети!". Потому что о своем бедственном положении и требовании помочь заявляют и другие отрасли бизнеса.

Снижения НДС для сферы общественного питания требуют кафе и рестораны. Из-за нескончаемой череды кризисов там накоплены огромные налоговые задолженности. Как заявил Янис Ензис, президент Латвийского общества ресторанов, сферу убивает взлет инфляции и рост цен на энергоносители, ведь плиты работают на электричестве и газе:

"Сейчас налоговая задолженность отрасли в целом достигла рекорда – 44,2 млн евро, это на 79% больше, чем в начале 2020 года, перед пандемией. Можем сказать, почти удвоилась. И также мы видим, что отрасль потеряла 42% больших предприятий и 25% средних. То есть предприятия уходят".

О том же говорит и основатель сетей питания Lido и Cherry fix Гунар Кирсонс. И приводит доходчивые цифры: "Когда мы начинали, мы работали два дня: один день – "на государство", второй день – на оклады, 28 дней – "на карман"... Сегодня ровно наоборот: 28 или даже 29 дней работаем "на государство" – оплата электричества, газа, воды и так далее. И только день работаем на свой личный карман".

Требуя снижения НДС, Кирсонс и Ензис ссылаются на соседнюю Литву, где для предприятий общепита он снижен до 9%. Латвийские рестораторы об этом и не мечтают, выпрашивая снижения хотя бы до 12%.

За рестораторами в очереди томятся отельеры. Их тоже подкосили цены на энергоносители, инфляция. Но главная причина умирания отрасли – катастрофическое отсутствие российских туристов и резкое снижение числа иностранных туристов в целом.

На снижение НДС рассчитывают и в Ассоциации здоровья и фитнеса (она все не может оправиться от последствий COVID-19), которая просит правительство разрешить латвийцам включить траты на занятия спортом и поддержание физической активности в оправданные расходы при подаче годовой налоговой декларации.

В общем, очередь длинна и переминается с ноги на ноги, ощущая, насколько все безнадежно.

В погоне за тремя процентами

В ответ на эти просьбы глава Минфина Арвил Ашераденс продемонстрировал увесистую фигу. Он не собирается снижать НДС ни на одну категорию товаров или услуг, так как это сократило бы доходы государства.

Вооружившись калькуляторами, его ведомство подсчитало, что снижение НДС до 5% на хлеб, мясо, рыба, молоко, творог, сливки, яйца и масло сократило бы поступления в бюджет на 70 млн евро. А снижение НДС на лекарства с 12 до 5% урезало бы госдоходы еще на 30 миллионов евро. А минус 100 миллионов – это внушительная сумма, поскольку денег в закромах и без того не хватает.

Более того! Как заявил министр финансов в интервью журналу Ir ("Есть"), "Латвия – развивающаяся страна, вступившая в хорошую фазу развития", а значит налоги надо не уменьшать, а наоборот поднимать. Потому что нынешнего уровня налогов недостаточно для всех нужд государства.

По словам Ашераденса, пришло время "начать дискуссии" по 14 налогам, так как расходы государства растут, а дефицит в государственном кошельке недопустим. Он напомнил, что коалиция договорилась пересматривать налоги раз в четыре года, и теперь партии приступили к этой работе.

Наивных латвийцев, которые лелеют надежду, что в рамках "дискуссий по налогам" какие-то налоги могут снизиться, министр призвал очнуться. Они просто не понимают, какие приоритеты значатся сегодня у руководства страны. Уж точно не благосостояние трудящихся!

А что же? Глава министерства финансов ответил без экивоков: "У нас появились новые потребности – внутренняя и внешняя безопасность, мы движемся к 3% ВВП в оборонный бюджет".

То есть латвийское государство после долгих лет поисков определило, наконец, смысл своего существования. Это подготовка к войне. И ради такой святой цели латвийцам придется еще туже затянуть пояса.

Оборона превыше всего

На обороне Латвия, действительно, не экономит. Наплевав на здравоохранение, образование, поддержку семей, стариков, детей, малый и средний бизнес, государство вбухивает безумные суммы в военный бюджет.

В этом году он достиг уже 2,25% ВВП Латвии. Это более миллиарда евро. И это больше, чем требуемые НАТО 2% от ВВП. Однако Латвии мало. Не собираясь останавливаться на достигнутом, она планирует ежегодное поэтапное увеличение бюджета оборонной отрасли.

Вообразив себя мощной военной державой, Латвия собирается уже в следующем году достичь планки в 2,4% ВВП. В 2025-м – 2,5%. А целом светлая цель в озвучке бряцающей оружием министра обороны Инары Мурниеце выглядит так: прийти к 3% ВВП в оборонном бюджете.

На эти средства будет проходить механизация и модернизация Национальных вооруженных сил, повышаться боеспособности Земессардзе, осуществляться участие Латвии в международных миссиях, приобретаться системы ПВО средней дальности, ракетно-артиллерийской системы большой дальности, системы береговой обороны и пр.

И заплатить за все это должен каждый, кому выпало счастье проживать на латвийской земле.

Правда, налогов тоже не хватит. Реализация столь грандиозных планов прогрызет в дефицитном бюджете страны дыру такого размера, что залатать ее без внешних заимствований не получится. Долг Латвии уже составляет 16,7 млрд евро, но это неважно – займут еще.

Заимствования автоматически создадут дополнительную налоговую нагрузку на население. Притом, что сейчас она составляет на каждого жителя (от стариков до младенцев) более 15 тысяч евро. Но власть это ничуть не смущает. Больше солдат, больше ракет, снарядов и техники. Все остальное, включая здравоохранение, образование и социалку, может подождать...

От чего откусят?

Когда же ждать повышения налогов? Эксперты единодушны во мнении, что это случится в следующем году. Потому что после страна вступит в период важных выборов (в июне 2025-го пройдут муниципальные выборы, а в октябре 2026-го – сеймовские), во время которых принятие непопулярных решений крайне нежелательно.

А какие налоги повысят? Об этом остается только гадать. Глава Минфина предпочитает сохранять это в секрете – очевидно, опасаясь неадекватной реакции населения.

Однако кое-какие соображения у экспертов имеются.

Весьма высок риск повышения правительством обязательных платежей социального страхования, чтобы избавиться от постылой необходимости изыскивать средства на здравоохранение. Косвенно это подтвердил и сам Ашераденс, заявив недавно СМИ, что увеличение финансирования здравоохранения без повышения налогов невозможно.

Вводя специальный налог на медицину, Латвия наверняка будет ссылаться на опыт Эстонии, где такой налог уже существует и составляет аж 13% от доходов жителей. Умалчивая, что в Эстонии зато снижен НДС на лекарства. И что там совершенно другой, куда более высокий уровень жизни благодаря отличной поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства.

Чего еще может коснуться грядущая налоговая реформа в Латвии? Экономист Дмитрий Смирнов уверен, что под удар попадут микро-предприятия, самозанятые, люди, работающие на неполную ставку, а также получатели минимальных зарплат. Последних в стране около 20%, и власти, отказываясь верить, что на 620 евро (на бумаге) можно выжить, подозревают, что у этих людей имеются дополнительные доходы. Поэтому ужесточение борьбы с теневой экономикой (доля которой составляет в целом 26,5% валового внутреннего продукта страны, а в строительной сфере все 34,5%) – неизбежна.

Как полагают эксперты, для борьбы с теневыми заработками власти введут обязательное всеобщее декларирование доходов. Чтобы мимо бюджета не пришел ни один заработанный евроцент. Также, чтобы кошельки населения стали прозрачными насквозь, будут снова сокращены разрешенные суммы сделок с наличными. Хотя сокращать почти уже некуда. Покупка-продажа недвижимости за наличку в Латвии и так давно запрещена. По остальным покупкам физическим и юридическим лицам разрешено осуществлять наличные сделки на сумму не более 7200 евро.

Также изменения могут затронуть и подоходный налог с населения. Сейчас у подоходного налога действует прогрессивная система налогообложения – годовой доход до 20 004 евро облагается по ставке 20%, от 20 004 до 78 100 – 23%, свыше 78 100 евро – 31%.  Судя по всему, власти накинут туда 1-2 %.

Наверняка существенно возрастет налог на недвижимость. Ведь увернуться от него невозможно. А поскольку этот налог начисляется на кадастровую стоимость, которая рассчитывается на основе рыночной стоимости недвижимости (а она, как все цены, непрерывно растет), государство сможет славно поживиться.

Наконец, правительство точно не обойдет своим вниманием акцизные налоги: на нефтепродукты, алкоголь и табачные изделия. Ведь здесь любое повышение всегда можно мотивировать модной зеленой повесткой и страстной заботой государства о здоровье жителей.

Не исключается экспертами и повышение налога на добавленную стоимость (НДС). Это самый важный налог в Латвии, который составляет 21% и дает самые большие поступления в бюджет. Как заявил министр Ашераденс, ежели правительство решит пойти навстречу латвийским предпринимателям и примет решение снизить налог на рабочую силу (а бремя налога на рабочую силу в Латвии действительно велико – выше среднего показателя по странам ОЭСР), то НДС (который распространяется на всех граждан страны) будет повышен автоматически, чтобы компенсировать урон для бюджета.

Но и латвийским бизнесменам сладкой жизни правительство не обещает. В отношении предпринимателей у государства также имеются далеко идущие планы.

Выжать до последней капли

Сильные изменения грозят подоходному налогу с предприятий. Сейчас в Латвии прибыль предприятий налогом не облагается, облагаются только выплачиваемые дивиденды. Но все идет к тому, что государство в рамках налоговой реформы откажется от льготной политики подоходного налога с предприятий, увеличив тем самым поступления в государственную копилку.

И плевать властям, что местный бизнес переживает не лучшие времена. Из-за взлета производственных расходов и одновременно резкого падения покупательной способности населения многие предприятия банкротировали. Остальные держатся на плаву лишь чудом. Малый и средний бизнес испытывает серьезнейшие проблемы с кредитованием, необоснованно высоким налогом на рабочую силу, который напрямую отражается на их конкуренции и высокими налогами вообще.

В Банке Латвии подсчитали: чтобы обеспечить сотруднику зарплату в размере 1000 евро на руки в месяц, предприятие в Латвии вынуждено платить по налогам 743 евро. Надо ли говорить, что именно подобная арифметика и порождает теневую экономику.

Не зная, как выжить, предприниматель вынужден уходить от налогов и работать втемную, нанимая нелегалов, липово оформляя работников на полставки или попросту выплачивая людям зарплаты в конвертах.

Однако менять свой подход государство не собирается, рассматривая бизнесменов как двужильных коров, которых оно может доить до бесконечности.

Лучше меньше, да больше

Практически все экономические эксперты сходятся во мнении, что ни к чему хорошему задуманное повышение налогов не приведет. Наоборот – оно затормозит экономический рост. И приводят доказательства.

Когда в 2002 году тогдашний вице-премьер Айнарс Шлессерс добился понижения подоходного налога с предприятий с 25% до 15%, государство выиграло. Хотя и тогда Министерство финансов и премьер Валдис Домбровскис (редкая бездарность) вопили, что такое решение сократит доходы госбюджета минимум на 70 млн латов, нанеся ущерб государству. Однако снижение налога привело к тому, что доходы госбюджета в ближайшие два года не уменьшились, а увеличились на 200 млн латов.

Аналогичный пример приводит президент Латвийского общества ресторанов Янис Ензис. В соседней Литве после снижения НДС для предприятий общепита до 9% оборот сектора вырос на 60%. В итоге литовская отрасль по обороту опережает латвийскую в два раза, хотя до пандемии они были сопоставимы.

Латвии сегодня следовало бы сделать то же самое. Малый бизнес и индивидуальные предприниматели должны иметь возможность работать без уплаты корпоративного подоходного налога и подоходного налога с физических лиц. Вместо этого коммерсанты могли бы уплачивать единовременную пошлину за годовой патент в размере 10% от своего дохода. И всем было бы хорошо.

Однако государство упорно не желает ничего менять, делая ставку не на гибкость налоговой политики, а на карательные функции Службы госдоходов, чьей задачей является вытрясти из всех по максимуму. Ензис считает, что виновата "излишняя консервативность" Министерства финансов, которое оценивает изменения налоговых поступлений арифметически – без учета, что снижение налогов укрепит предприятия и снизит доли теневой экономики в секторе.

На самом деле, глава Латвийского общества ресторанов слишком деликатен в словах. Это не консервативность Минфина, а его тупость и неумение видеть дальше своего носа.

Рассуждая о том, к чему приведет Латвию очередное повышение налогов, экономист Дмитрий Смирнов напомнил о "кривой Лаффера". Это экономическое понятие. Его смысл в том, что при достижении критической точки дальнейшее повышение налогов вызывает не рост, а падение налоговых доходов.

Для каждой страны кривая Лаффера индивидуальна. Более богатые страны могут позволить себе более высокие налоговые ставки. Поэтому, когда министр финансов Арвил Ашераденс, обосновывая необходимость опять повысить налоги, кивает на другие страны ЕС, он демонстрирует вопиющую некомпетентность.

"Увы, Латвия по многим показателям – бедная страна, поэтому текущая налоговая нагрузка вполне обоснована", – констатирует экономист Смирнов. И намекает, что повышение этой нагрузки тянет за собой большие риски.

Связанный цензурой по рукам и ногам, он не может сказать прямо: критическая точка в налоговом бремени в Латвии уже достигнута. Если власти продолжат решать свои хотелки за счет его увеличения, по латвийской экономике можно заказывать панихиду.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме